Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,
судей: Идрисовой А.В. и Мартыновой Н.Н.,
при секретаре Гафурьяновой Г.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 33 по Республике Башкортостан на решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 июля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 33 по Республике Башкортостан к Карачурину Р.З. о взыскании недоимки по налогам и сборам, пени.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., пояснения представителя МИФНС России N 33 по Республике Башкортостан Хамадиевой Л.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Карачурина Р.З. - Наумова Е.К., полагавшего решение суда законным и обоснованным, просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы административного дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 33 по Республике Башкортостан (далее МИФНС России N 33 по РБ) обратилась в суд с административным иском к Карачурину Р.З. о взыскании недоимки по налогам и сборам, пени.
В обоснование исковых требований указано, что административный ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Республика адрес, кадастровый номер N ... , не оплатил недоимку по земельному налогу за 2014 год, в связи с чем, ему начислены пени.
Административный истец известил административного ответчика о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление, а в последующем и требование об уплате налога, однако административный ответчик требование об уплате налога не исполнил. В связи с чем, МИФНС России N 33 по РБ просит суд взыскать с Карачурина Р.З. задолженность по земельному налогу в размере 377159,40 руб., сумму пени в размере 4045,04 руб.
Решением Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований МИФНС России N 33 по РБ к Карачурину Р.З. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права, не соглашаясь с выводом суда об оплате налогоплательщиком земельного налога в полном объеме, поскольку изменение кадастровой стоимости земельного участка по решению Верховного суда РБ не может быть учтено при определении налоговой базы за предыдущий период, а именно за 2014 год.
На заседание судебной коллегии не явился административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в полном объеме, законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение не отвечает указанным требованиям.
Разрешая заявленный спор и отказывая Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 33 по Республике Башкортостан в удовлетворении исковых требований о взыскании недоимки по земельному налогу и пени, суд первой инстанции пришел к выводу, что решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 января 2016 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной рыночной стоимости в размере 3203000 руб., по состоянию на 01.06.2014, в связи с чем, размер земельного налога за 2014 год следует рассчитывать из указанной суммы, поскольку земельный налог за 2014 год Карачуриным Р.З. оплачен 28.09.2015 в размере 41906,60 руб., что подтверждается чеком N N ... и в размере 41906,60 руб., что подтверждается чеком N N ... , а потому задолженность по уплате земельного налога у ответчика отсутствует.
С указанными выводами не соглашается судебная коллегия, так как они сделаны с неправильным применением норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на соответствующем праве - праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ч. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ч. 1 ст. 391 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ).
Аналогичные условия содержатся в ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу ст. 397 НК РФ в редакции, действовавшей на момент уплаты налога, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.Из выше сказанного следует, что ответчик обязан был уплатить земельный налог за 2014 год не позднее 01 октября 2015 года.Из материалов дела следует, что административный ответчик Карачурин Р.З. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер N ... Истцом направлено ответчику требование N N ... об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, по состоянию на 14.10.2015 со сроком исполнения до 26.11.2015 г., согласно которого ответчик был обязан уплатить земельный налог в сумме 377159,40 руб.Также, Карачурину Р.З. было направлено требование N N ... по состоянию на 13.11.2015 г., согласно которого он был обязан уплатить пени 3319,01 руб. до 28.01.2016 г., начисленные на сумму налога 377159,40 руб., за период с 06.10.2015 г. по 13.11.2015 г., за 39 дней.Из представленных документов следует, что истцом расчет земельного налога произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 27937732 руб. Из кадастрового паспорта названного земельного участка следует, что разрешенное использование земельного участка - для производственной базы, поэтому в соответствии с Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.10.2012 N 10/4 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 ноября 2005 года N 2/6 "Об установлении земельного налога" налоговая ставка составляет 1.5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Исходя из сведений Управления Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, представленных по запросу суда апелляционной инстанции, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: адрес, с кадастровым номером N ... , поставлен на государственный кадастровый учет 14.09.2006, имеет следующие учетные характеристики: категория - "Земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "Для производственной базы", площадь - 5268 кв.м. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет по состоянию:- на 01.01.2009, 01.01.2010, 01.01.2011 в размере 26453788,80 руб. (дата определения - 27.03.2008, дата внесения - 28.03.2008, дата утверждения -27.03.2008), определена в рамках проведения в 2006-2007 г.г работ по актуализации (переоценки) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в составе городского округа г.Уфа и утверждена постановлением Правительства РБ от 12.03.2007 N 58 ( в редакции от 07.11.2007 N 321);- на 01.01.2012, 01.01.2013, 01.01.2014 в размере 27937731,72 руб. (дата определения - 01.01.2011, дата внесения - 31.01.2012, дата утверждения -01.01.2012), определена в рамках проведения работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель городского округа г.Уфа в 2011 году и утверждена постановлением Правительства РБ от 30.12.2011 N 521, вступившим в силу с 01.01.2012; - на 01.01.2015, 01.01.2016, 01.01.2017 в размере 3203000 руб. (дата определения - 01.06.2014, дата внесения - 16.03.2016, дата утверждения - 27.02.2016, дата применения - 01.01.2015), внесена в государственный кадастр недвижимости (информационный ресурс, используемый до 01.01.2017) 16.03.2016 на основании поступившего решения Верховного суда Республики Башкортостан от 14.03.2016 по делу N Зга-227/2016 в адрес органа кадастрового учета - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан и является актуальной по настоящее время.Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой, следует производить начисление земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком Карачуриным Р.З. за 2014 год, составляет 27937731,72 руб., установленная на 01 января 2014 года. Таким образом, размер земельного налога за 2014 год составляет: 27937732 руб. : 100 х 1,5 = 419065,98 руб. Выводы суда первой инстанции о том, что при расчете земельного налога необходимо исчислять налоговую базу, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 3203000 рублей, противоречат нормам ст. 391 НК РФ.Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25.01.2016 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 5268 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, принадлежащего Карачурину Р.З., равной рыночной стоимости в размере 3203000 руб., по состоянию на 01.06.2014.Из материалов административного дела следует, что исковое заявление Карачуриным Р.З. об установлении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка подано в Верховный суд РБ 19 ноября 2015 года, поэтому кадастровая стоимость в размере 3203000 руб. применяется в качестве налоговой базы с 01 января 2015 года, а за 2014 год данная кадастровая стоимость не подлежит применению в качестве налоговой базы.Как следует из заверенных надлежащим образом копий поручений на перевод средств АО " ... ", 28.09.2015 г. Карачуриным Р.З. были перечислены денежные средства в сумме 41906,60 руб. и 41906,60 руб. по чекам N N ... и N N ... в счет оплаты налога. Таким образом, в срок, установленный для уплаты земельного налога, ответчиком был уплачен земельный налог в сумме: 41906,60 руб. + 41906,60 руб. = 83813,20 руб. Истцом не представлено доказательств, опровергающих утверждения ответчика об оплате земельного налога в сумме 83813,20 руб. Из выше сказанного, следует, что задолженность ответчика по земельному налогу за 2014 год составляет: 419065,98 руб. - 83813,20 руб. = 335252,80 руб. В силу статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. Согласно п. 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Истцом заявлены требования о взыскании пени за период с 06.10.2015 г. по 13.11.2015 года, период - 39 дней.
Расчет пени: 335252,80:100х8,25:300х39= 3595,59
Так как по данному административному делу при принятии судом решения были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильное применены нормы материального права, то решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований, взыскании с ответчика в пользу истца недоимки по земельному налогу за 2014 год в сумме 335252,80 руб. и пени в сумме 3595,59 руб.
В силу статьи 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 6588,48 рублей пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 июля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 33 по Республике Башкортостан к Карачурину Риму Зауфатовичу о взыскании недоимки по налогам и сборам, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Карачурина Р.З. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 33 по Республике Башкортостан задолженность по земельному налогу в размере 335252,80 руб., пени в размере 3595,59 руб.
Взыскать с Карачурина Р.З. госпошлину в федеральный бюджет в размере 6588,48 руб.
Председательствующий: О.Ю. Кривцова
судьи: А.В. Идрисова
Н.Н. Мартынова
справка: судья Сафиуллина Н.Ш.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.