Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.
судей Куловой Г.Р. и Пономаревой Л.Х.
при секретаре Гильмутдиновой И.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гараева И.Ф. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Гараев И.Ф. обратился в суд с административным иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане земельного участка.
В обоснование иска указал, что ... обратился в УЗИО ... с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ... площадью 1 564 кв.м, с условным кадастровым номером ... административный ответчик УЗИО ... сообщил о том, что для рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка необходимо обратиться с соответствующим заявлением. Считает отказ незаконным, со ссылкой на статьи 28.29, пункт 1 статьи 11.2, пункт 1 статьи 11.3, пункты 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Считает, что отказ УЗИО ... утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, нарушает его право на приобретение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Просил суд признать бездействие УЗИО ... в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ... , площадью 1 564 кв.м, с условным кадастровым номером ... незаконным и обязать УЗИО ... в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ... , площадью 1 564 кв.м, с условным кадастровым номером ...
Решением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... постановлено:
Административное исковое заявление Гараева И.Ф. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО ... Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане земельного участка - удовлетворить.
Признать бездействие УЗИО ... утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ... площадью 1 564 кв.м, с условным кадастровым номером ... незаконным.
Обязать УЗИО ... в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ... площадью 1 564 кв.м, с условным кадастровым номером ...
В апелляционной жалобе Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным.
В судебное заседание лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Удовлетворяя исковые требования и приходя к выводу о незаконности ответа УЗИО ГО ... , суд исходил из того, что административный истец не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Указание истцу на необходимость обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, приложив схему по форме, установленной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ... N ... , не предусмотрено пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако, с выводами суда судебная коллегия согласиться не может, на основании следующего.
Согласно статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для решения вопроса о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, необходима подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При этом, такое заявление должно соответствовать требованиям статей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности содержать основание для предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьи 39.5, пункта 2 статьи 39.6, пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований (подпункта 6 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (пункт 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (пункт 13).
В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
На основании пункта 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схему расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Как следует из пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования), форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены Приказом Минэкономразвития России от ... N ... (вступило в силу ... ).
Судом установлено, что ... Гараев И.Ф. обратился в УЗИО ... с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ... , площадью 1 564 кв.м, с условным кадастровым номером ... приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
... административный ответчик - УЗИО ... в письме сообщил истцу о том, что для рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка рекомендовано обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, приложив схему по форме установленной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ... N ... и с соответствующими документами. При этом административный ответчик сослался на пункт 10 части 2 статьи 39.3, подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.18, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.11).
Согласно статье 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачи хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В силу ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1. документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2. схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3. проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4. документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5. заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6. подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Вместе с тем, каких - либо надлежащих сведений об обращении Гараева И.Ф. к ответчику с соответствующим заявлением, в суд первой и апелляционной инстанций не представлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного иска Гараева И.Ф. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО ... Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отказать.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.