Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.
судей Куловой Г.Р. и Пономаревой Л.Х.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Хайруллина И.Г. к Администрации Октябрьского района ГО ... Республики Башкортостан об оспаривании действий, по апелляционной жалобе Администрации Октябрьского района ГО ... Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., выслушав возражения Хайруллина И.Г., его представителя Г.Н.Н., судебная коллегия
установила:
Хайруллин И.Г. обратился в суд с административным иском к Администрации Октябрьского района ГО ... об оспаривании действий.
В обоснование указал, что истец как ветеран боевых действий в Афганистане является очередником на улучшение жилищных условий, включен в список очередников постановлением администрации N ... от ... , категория учета - льготная. В период с ... очередность увеличилась с 468 до 557.
В порядке уточнения иска просил суд признать действия Администрации Октябрьского района ГО ... по изменению номера очереди незаконными; обязать ответчика восстановить прежнюю очередь льготного списка для обеспечения жильем Хайруллина И.Г., начиная с N 468.
Решением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... постановлено:
административный иск Хайруллина И.Г. к Администрации Октябрьского района городского округа ... Республики Башкортостан об оспаривании действий удовлетворить.
Признать действие Администрации Октябрьского района городского округа ... Республики Башкортостан по изменению номера очереди незаконным.
Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа ... Республики Башкортостан восстановить прежнюю очередь льготного списка для обеспечения жильем участвующих в боевых действиях в Афганистане для него Хайруллина И.Г. начиная с 468.
В апелляционной жалобе Администрация Октябрьского района ГО ... Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, поскольку истец состоит в едином списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, изменение очереди по решению суда приведет к нарушению прав остальных очередников.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили. При указанных обстоятельствах, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Полномочия по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в городском округе ... Республики Башкортостан исполняют администрации районов городского округа ... Республики Башкортостан.
Постановлением главы Администрации Октябрьского района г.Уфы N ... от ... истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий.
Из письма Военного комиссариата Республики Башкортостан Октябрьского района от ... N ... следует, что Хайруллин И.Г. является участником боевых действий в Демократической Республике Афганистан (л.д.36).
Судом установлено, что за период с ... по ... очередность истца увеличилась с 468 до 557.
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года N59-27 предусматривались льготы военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям, в частности, право военнослужащих, уволенных с действительной военной службы, на первоочередное обеспечение жилой площадью.
Впоследствии правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации были установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону (пункт 3 статья 3).
В раздел III Перечня включены боевые действия в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.
На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялось право на первоочередное бесплатное получение жилых помещений в домах государственного и муниципальных жилищных фондов, а после внесения изменений Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N199-ФЗ - меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, законом установлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет до ... , к которым относится Хайруллин И.Г.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Октябрьского района ГО ... Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.