ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа 27 апреля 2017 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Р.И.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Муратовой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семеновой З.Г. к Правительству Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим приложения N1 Адресного перечня аварийным многоквартирных домов и приложения N3 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N136, в части включения многоквартирного жилого дома 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы,
УСТАНОВИЛ:
28 марта 2014 года Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 136 утверждена адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы и адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы (далее - Программы), (в редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 28 ноября 2014 года N 547, от 26 декабря 2014 года N 623, от 27 февраля 2015 года N 53, от 13 августа 2015 года N 318, от 28 марта 2016 года N 95, с изм., внесенными решениями Верховного Суда РБ от 03 июля 2015 года по делу N 3г-292/2015, от 03 июля 2015 года по делу N 3г-293/2015, от 03 июля 2015 года по делу N 3г-294/2015, от 03 июля 2015 года по делу N 3г-295/2015, от 03 июля 2015 года по делу N 3г-296/2015, от 03 июля 2015 года по делу N 3г-297/2015, от 03 июля 2015 года по делу N 3г-298/2015, от 09 ноября 2015 года по делу N 3-753/2015, от 18 марта 2016 года N 3-362/2016, от 18 мая 2016 года, 27 июля 2016 года по делу N 3-676/2016, от 29 июля 2016 года по делу N 3-675/2016, от 03 августа 2016 года, от 03 августа 2016 года по делу N 3-677/2016, от 24 августа 2016 года).
В приложении N 1 к названной программе содержится Адресный перечень аварийных многоквартирных домов (далее - Адресный перечень), а в приложении N 3 Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения (далее - Реестр).
В подпунктах 471 приложений Адресного перечня и Реестра указан многоквартирный жилой дом 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы. В качестве документа, подтверждающего признание дома аварийным, значится постановление главы администрации Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан от 05 апреля 1999 года N 527.
Данный нормативный правовой акт был опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 25 апреля 2014 года и в журнале "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 12 мая 2014 года, N 214(452), статья 615 (опубликован без Программ и приложений к ним).
Семенова З.Г. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N136 "Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", в части включения в приложение N 1 Адресного перечня аварийных многоквартирных домов и в приложение N 3 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения дома 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы Республики Башкортостан.
В обоснование своих требований административный истец указала, что дом 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы является выявленным объектом культурного наследия, поэтому не подлежит сносу. Кроме того, в 2009 году в доме был проведен капитальный ремонт, до этого по состоянию на 28 февраля 2006 года физический износ дома составил 70%, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения.
В судебном заседании представители административного истца Семеновой З.Г. - Мкртчян Г.А., Павлова А.Я., заинтересованное лицо Семенов В.В. поддержали заявленные требования, просили иск удовлетворить. Считают, что выселением из занимаемого жилого помещения нарушаются жилищные права административного истца, поскольку дом не является аварийным. После капитального ремонта в 2009 году износ дома составляет 19 %. Пояснили, что дом 49 по улице Коммунистическая города Уфы является выявленным объектом культурного наследия и включен в перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Данный дом состоит из двух зданий, соединенных аркой. В первом строении находятся квартиры с 1 по 34, во втором строении с 35 по 41 квартиры. Оба строения имеют один почтовый и инвентаризационный адрес дом 49 по улице Коммунистическая города Уфы. Истица является сособственником квартиры 38 дома 49 по улице Коммунистическая города Уфы. Однако администрацией города второе здание, в котором расположены квартиры с 35 по 41, было обозначено как дом 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы и, таким образом, здание незаконно включено в Адресный перечень и Реестр.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан Калеева Н.О. просила суд отказать в удовлетворении иска, поскольку Семенова З.Г. проживает и является собственником квартиры 38 дома 49 по улице Коммунистическая города Уфа, то включение дома 49 корпус 2 по этой же улицы не нарушает права и свободы административного истца.
Представители заинтересованных лиц администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Гарипова Э.Р., Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Хазиева Э.М. просили суд отказать в удовлетворении административного иска.
Административный истец Семенова З.Г., представители третьих лиц муниципального бюджетного учреждения "Служба сноса и расселения" городского округа город Уфа, Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом. От Семеновой З.Г. поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело без ее участия. Явка указанных лиц обязательной судом не признана. Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ (в редакции от 29 июня 2015 года) "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Из оспариваемого Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136 следует, что республиканский нормативный правовой акт принят в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно названному пункту Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет средств Фонда при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Основными задачами данной региональной адресной программы являются формирование жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях жилищного фонда, находящихся в аварийных многоквартирных домах; обеспечение жилищных прав собственников изымаемых жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, путем создания условий для обеспечения альтернативности в выборе способа переселения и прозрачности формирования участников Программы. Реализация Программы, как это заявлено в ней осуществляется с соблюдением Жилищного кодекса Российской Федерации при организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, включение жилого дома в региональную адресную программу не должно противоречить нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которыми установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем по предоставлению такой финансовой поддержки, и которыми в том числе вводятся понятия "переселение граждан из аварийного жилищного фонда" и "аварийный жилищный фонд".
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда представляет собой принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аварийный жилищным фонд - это совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном до 1 января 2012 года порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункты 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Статья 16 названного Федерального закона предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1) и должна содержать определенные данные (часть 2).
В силу пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная программа должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В 1999 году порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания был установлен Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529, согласно которому рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов.
В результате работы комиссии оформлялся акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания.
Акт межведомственной комиссии утверждался постановлением главы администрации района.
Постановлением главы администрации Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 1999 года N 527 был утвержден акт межведомственной комиссии о непригодности для постоянного проживания домов, в том числе 49 корпус 1 и 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы.
На основании данных документов дом 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы был включен в Адресный перечень и Реестр.
При этом постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 февраля 2008 года N18 "О внесении изменений в приложение N1 к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года N312 "Об утверждении перечней государственного имущества Республики Башкортостан передаваемого в муниципальную собственность городских округов, муниципальных районов и поселений РБ", почтовые адреса: ул. Коммунистическая, дом 49 корпус 1, дом 49 корпус 2 изменены на ул. Коммунистическая, дом 49 (л.д.112-113 том 1).
Однако согласно сообщения Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на запрос от 5 апреля 2017 года N7-2057 адрес: город Уфа, ул. Коммунистическая, дом 49 корпус 2 в установленном порядке Главархитектурой не присваивался. В адресном реестре городского округа город Уфа Республики Башкортостан спорный дом значится по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Ленинский район, ул. Коммунистическая, дом 49 (л.д.155 том 1).
Из ответа филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан N04359 от 27 апреля 2017 года следует, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимости с адресными характеристиками: Республика Башкортостан, город Уфа, Ленинский район, улица Коммунистическая, дом 42 корпус 2, отсутствуют.
В сведениях кадастра недвижимости содержатся сведения о жилом доме, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Ленинский район, улица Коммунистическая, дом 49, с кадастровым номером 02:55:010205:97 (литера АА1) внесенные в кадастр недвижимости 18 октября 2010 года, с площадью 792,1 кв.м., количеством этажей 3, год завершения строительства 1917.
Также в сведениях кадастра недвижимости содержатся сведения о жилом доме, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Ленинский район, улица Коммунистическая, дом 49, с кадастровым номером 02:55:010205:99 (литера ББ1бб1) внесенные в кадастр недвижимости 25 декабря 2010 года, в котором также указан год завершения строительства 1917.
Согласно уведомления Единого государственного реестра недвижимости филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан N02/201/002/2017-8123 от 21 апреля 2017 года отсутствуют сведения с адресными характеристиками: Республика Башкортостан, город Уфа, Ленинский район, ул. Коммунистическая, дом 49 корпус 2 (л.д.81-85 том 2).
Представитель администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Гарипова Э.Р. показала, что почтовый адрес дома 49 по улице Коммунистическая города Уфа в установленном порядке не изменялся. Дом состоит из двух строений, во втором нумерация квартир начинается с 35. Второе строение по данным технической инвентаризации было обозначено литером Б, в 1999 году оно обследовано и признано непригодным для проживания как дом 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы. В Адресный перечень и Реестр были включены и дом 49 и дом 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы.
В судебном заседании 14 апреля 2017 года специалист ГУП БТИ Республики Башкортостан Ф.Т.В. пояснила, что по данным технической инвентаризации по адресу город Уфа улица Коммунистическая дом 49 имеются два здания, соединенные аркой, для удобства обозначенные литерами "А" и "Б", почтовый адрес город Уфа улица Коммунистическая дом 49. Дом, в котором проживает истица и которые администрацией города Уфы указан как дом 49 корпус 2, является фактически литером "Б", в нем расположены квартиры с 35 по 41. До 1980 годов дома нумеровались римскими цифрами угловой дом 1, 11 (литер А), а литер "Б" как 1У. Износ спорного дома литер "Б" по техническим паспортам составил в 2008 году 65%, а в 1982 год 42%.
В заключении об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 1 февраля 2017 года также говорится, что жилой дом по улице Коммунистическая 49 состоит ил литеров А, Б (том 1 л.д.65,66).
Семенова З.Г. зарегистрирована и является сособственником квартиры 38 дома 49 по улице Коммунистическая города Уфы. 30 июня 2016 года в ее адрес направлено уведомление о сносе указанного дома с предложением другого жилья в отдаленном районе города (том 1 л.д.24).
Из Адресного перечня усматривается, что под пунктом 470 в Программу включен дом 49 (количество расселяемых помещений 16) по улице Коммунистическая города Уфы, а в пункте 471 указан дом 49 корпус 2 (количество расселяемых помещений 9) по этой же улице, т.е. количество расселяемых помещений соответствует количеству квартир расположенных в первом и во втором строении соответственно (том 1 л.д.22).
Таким образом, квартира 38 принадлежащая на праве собственности Семеновой З.Г. расположена во втором строении дома 49 по улице Коммунистическая города Уфы, обозначенном в постановлении главы администрации Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 1999 года N 527 и в акте межведомственной комиссии о непригодности для постоянного проживания домов как дом 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы. На основании указанных постановления и акта второе строение дома 49 включено в пункт 471 Программы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жилищные права истицы и ее право собственности затрагиваются оспариваемым пунктом 471 Адресного перечня и Реестра.
То обстоятельство, что решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2016 года, вступившим в законную силу апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации 19 апреля 2017 года N 49-АПГ17-8, удовлетворено административное исковое заявление Паранькиной М.А. о признании противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение N 1 (адресный перечень аварийных домов) и приложение N3 (реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения) к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы в части включения дома 49 по улице Коммунистическая города Уфы, не является основанием для прекращения производства по настоящему делу. Поскольку в результате произвольного изменения нумерации части дома 49 по улице Коммунистическая города Уфы на корпус 2, в пункт 471 Адресного перечня и Реестра дополнительно включено второе строение, входящее в состав дома 49 по улице Коммунистическая города Уфы.
При удовлетворении иска суд учитывает, что в силу пункта 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домой и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529, действовавшего на момент вынесения постановления главы администрации Ленинского района города Уфы от 05 апреля 1999 года N 527, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относились каменные дома с физическим износом свыше 70%;
Однако в акте межведомственной комиссии физический износ дома 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы указан 70 %. По данным технического паспорта по состоянию на 16 июля 2010 года физический износ спорного жилого дома 67 %. (л.д.35-54 том 2).
Согласно заключения эксперта ООО "Инжиниринг груп" N20/16-16 от 14 октября 2016 года физический износ многоквартирного жилого дома 49 по улице Коммунистическая города Уфы составил 19 %. Фактически данное здание практически полностью отремонтировано. Проживание жильцов в данном доме является безопасным. Все конструкции здания в работоспособном состоянии и угрозы жизни и здоровью жильцов не представляют.
При таких обстоятельствах, спорный дом не мог быть отнесен в 1999 году к домам непригодным для постоянного проживания на основании пункта 2.2 вышеуказанного Положения, поскольку физический износ спорного дома не свыше 70%.
Кроме того, из ответа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 13 апреля 2017 года N01-07/318 на запрос суда следует, что спорное строение относится к выявленным объектам культурного наследия "Усадьба Поповых с воротами: 3-х этажный дом", комплекс из четырех памятников архитектуры,1860-х годов постройки.
Рассматриваемый объект выявлен до принятия Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержден в перечне выявленных объектов культурного наследия Республики Башкортостан на основании приказа Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан от 6 апреля 2004 года N14а (л.д.164-165 том 1).
В отношении выявленных объектов культурного наследия регионального значения установлен специальный правовой режим и специальное правовое регулирование. В силу чего дом подлежит обязательной реконструкции.
Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" снос выявленного объекта культурного наследия запрещен.
Согласно части 1 статьи 33 вышеуказанного Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Из изложенного следует, что нормы жилищного законодательства должны применяться с учетом законодательства об охране объектов культурного наследия.
В приложении N1 Адресного перечня аварийным многоквартирных домов к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N136, планируемой датой окончания переселения указано 30 декабря 2016 года; планируемой датой сноса/реконструкции многоквартирного жилого дома указано 30 марта 2017 года.
Вместе с тем, 30 июня 2016 года административному истцу направлено уведомление МБУ "Служба сноса и расселения" ГО г. Уфа о сносе указанного дома, в связи с чем предложено другое жилье (л.д.24 том 1).
Кроме того, в акте межведомственной комиссии, утвержденном постановлением главы муниципального образования Ленинский район г.Уфы Республики Башкортостан от 05 апреля 1999 года N 527, сделан вывод об отнесении дома к категории непригодных для постоянного проживания и подлежащих расселению и сносу по ветхости. Однако поскольку указанный жилой дом является памятником культурного наследия регионального значения, то в силу Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" межведомственная комиссия не могла принять решение о его сносе.
Решение о реконструкции спорного дома принято после включения дома в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы и после обращения административного истца в суд с настоящим иском, а именно 1 февраля 2017 года на заседании межведомственной комиссии городского округа город Уфа (том 1 л.д.65,66).
При таких обстоятельствах, включение в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136, многоквартирного жилого дома 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы Республики Башкортостан противоречит пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", пункту 10 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Оспариваемый в части республиканский нормативный правовой акт нарушает жилищные и гражданские права административного истца, поскольку предусматривает переселение граждан из спорного дома, предполагает лишение его права на принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение.
Следовательно, требование Семеновой З.Г. подлежит удовлетворению.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Семеновой З.Г. удовлетворить.
Признать приложение N 1 (адресный перечень аварийных многоквартирных домов) и приложение N3 (реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения) к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136, в части включения жилого дома N 49 корпус 2 по улице Коммунистическая города Уфы Республики Башкортостан, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в Cудебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.