Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре ФИО6
с участием представителя административного истца Борисова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (далее - ООО "ГЭС розница", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве аренды земельных участков:
с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7 230 000 руб.;
с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4 245 000 руб.;
с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 4 105 000 руб.;
с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 3 139 000 руб.
Также административный истец просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан внести указанные сведения в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке N N N ... , выполненном ООО "Компания оценки и права", что нарушает его права как арендатора и ведет к уплате арендных платежей в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Борисов С.С. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости исходя из результатов проведенной судебной экспертизы, не поддержав ранее представленный отчет об оценке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав представителя административного истца по доверенности Борисова С.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела, между Администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (арендодателем) и ООО "Газэнергосеть розница" (арендатором) ... года заключен договор N N ... земельного участка с кадастровым номером N ... Срок действия договора установлен до ... , расчет арендной платы, взимаемой за пользование земельным участком, производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Между Администрацией муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (арендодателем) и ООО "ШекснаАгроГаз" (арендатором) ... заключен договор N ... земельного участка с кадастровым номером ... Срок действия договора установлен с 12 января ... , расчет арендной платы, взимаемой за пользование земельным участком, производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Соглашением N ... года права и обязанности по названному договору аренды от ООО "ШекснаАгроГаз" перешли к ООО "Эдванс". В дальнейшем, в связи с реорганизацией ООО "Эдванс" путем присоединения к ООО "Газэнергосеть розница" между Администрацией муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан и ООО "Газэнергосеть розница" заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному договору аренды.
Также из материалов дела следует, что Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (арендодателем) и ООО "Эдванс" (арендатором) ... года заключен договор N N ... аренды земельного участка с кадастровым номером N ... Срок действия договора установлен с ... Между теми же сторонами заключен договор N N ... аренды земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером N ... Срок действия договора установлен с ... года. Расчет арендной платы, взимаемой за пользование данными земельными участками, производится исходя из их кадастровой стоимости. Дополнительными соглашениями к названному договору внесены изменения с указанием в качестве арендатора ООО "Газэнергосеть розница".
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 646 от 30 декабря 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
17 ноября 2015 года N 482 Постановлением Правительства Республики Башкортостан "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, по состоянию на 1 января 2015 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, определенные по состоянию на 1 января 2015 года.
В соответствии с названными постановлениями кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 25 062 440 руб.; с кадастровым номером N ... , по состоянию на 1 января 2015 года составляет 13 889 048,16 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 июня 2014 года составляет 14 107 684,68 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 июня 2014 года составляет 11 413 936,38 руб. (т. 1 л.д. 104-107).
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как арендатора, обратился с административным исковым заявлением в суд.В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости истцом представлены отчеты об оценке N N ... , выполненные ООО "Компания оценки и права", согласно которым рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 7 230 000 руб.; с кадастровым номером N ... , по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 245 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 июня 2014 года составляет 4 105 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 июня 2014 года составляет 3 139 000 руб. На данные отчеты получены положительные экспертные заключения, подготовленные общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" (т. 1 л.д. 141-251, т. 2 л.д. 2-229, т. 3 л.д.107).
В целях установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости административный истец 15 декабря 2016 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 ноября 2011 года. N П/454 (далее Комиссия). Решениями Комиссии N 25,26,27,28 от 11 января 2017 года заявление отклонено по причине несоответствия оформления и содержания отчетов об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (т. 1 л.д. 110-137).
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, учитывая значительное расхождение между кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, определенной в представленных административным истцом отчетах об оценке, с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2017 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено АНО "РОСЭКСПЕРТИЗА" эксперту ФИО7
Согласно заключению эксперта ФИО8 N N ... года рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 6 400 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 3 770 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 июня 2014 года составляет 4 440 000 руб.; с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 июня 2014 года составляет 3 390 000 руб. (т. 4 л.д. 1-138).
Вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости земельных участков. При исследовании эксперт применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков, подобрал аналоги, сходные по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки, на различия между объектами оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки с обоснованием применения каждой корректировки, в заключении приведены расчеты и имеются ссылки на источники информации.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данного объекта недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности имеют специальный характер и не ограничивают правообладателей земельных участков в использовании судебной защиты, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца как арендатора, поскольку определение в отношении них кадастровой стоимости влияет на его обязанность по уплате арендных платежей и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе экспертное заключение N 027-2017 от 15 мая 2017 года, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования в части установления кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости.
Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
В силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В данном случае административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию 15 декабря 2016 года.
Что касается требований административного истца об обязании административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан внести сведения в государственный кадастр недвижимости о новой кадастровой стоимости земельных участков, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку каких-либо доказательств нарушений прав и законных интересов административного истца Управлением суду не представлено, при рассмотрении дела не установлено. Кроме того, суд учитывает, что данная обязанность возложена действующим законодательством на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, которое в силу закона обязано принять к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, в связи с чем в удовлетворении данных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 6 400 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3 770 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 4 440 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 3 390 000 руб.
Датой подачи заявления считать 15 декабря 2016 года.
В удовлетворении требований об обязании административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан внести сведения в государственный кадастр недвижимости о новой кадастровой стоимости земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.