Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Шомахова Р.Х.
судей - Жернового Е.И. и Мисхожева М.Б.
при секретаре - У.Ф.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.В.Б. к ГУ-ОПФР РФ по КБР о признании права на назначение страховой пенсии по старости и назначении её с ДД.ММ.ГГГГ,
по апелляционной жалобе Б.В.Б. на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ в Нальчикский городской суд поступило исковое заявление Б.В.Б. к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, в котором просил признать его права на назначение страховой пенсии по старости и назначении её с ДД.ММ.ГГГГ.
В заявлении истец указал, что решением ответчика ему отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием права на страховую пенсию, т.к. величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК) меньше допустимого значения и составляет 7,242 при необходимых 9.
С решением ответчика истец не согласен. В обоснование своих требований указал, что ответчик незаконно применил к нему пенсионный коэффициент, в нарушение ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" тогда как в периоды его трудовой деятельности действовало пенсионное законодательство, которое давало ему право выхода на пенсию, не ставя в зависимость от величины индивидуального пенсионного коэффициента. Новое законодательство ухудшает его положение, лишает его права на пенсионное обеспечение при достижении возраста на общих основаниях, что противоречит основным принципам правого государства, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены, о чем указывает в своём Постановлении N-П от ДД.ММ.ГГГГ Конституционный Суда Российской Федерации.
Согласно ранее действовавшего закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение возникало при достижении 60 летнего возраста и наличия страхового стажа 5 лет, а введением нового правового регулирования в момент достижения пенсионного возраста он лишен права на пенсию полностью.
Неуплата или неполная уплата страховых взносов в пользу Пенсионного фонд в пользу работающего не должна препятствовать реализации права на своевременное и в полном объеме получение пенсионного обеспечения.
В судебном заседании представитель истца - Д.Н.К. исковые требования поддержала, суду пояснила, что истец в своем возрасте не может получить работу, в связи с чем отказ в назначении пенсии лишает его средств к существованию, что противоречит установленных Конституцией Российской Федерации прав граждан на пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика Т.З.В. исковые требования не признала, указала, что размер коэффициента истца указан был неверно, он еще меньше чем ему подсчитан, поскольку в стаж был включен период, в который он не был занят деятельностью, подлежащей включению в страховой стаж в размере шести месяцев. Перепроверив расчет коэффициента истца, Пенсионный фонд КБР заявляет, что он меньше предусмотренного законом, в связи с чем страховая пенсия ему назначена быть не может.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, иск Б.В.Б. к ГУ-ОПФР РФ по КБР оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, Б.В.Б. подал на него апелляционную жалобу, в которой просил его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
В жалобе истца приводятся те же доводы, которые изложены в его исковом заявлении и были предметом исследования суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Б.В.Б. и представитель ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по КБР по делу не явились, о явке ответчик извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения суда.
Согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 10 указанного Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями ч. ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральный закон N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утратил силу, и с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон "О страховых пенсиях", который и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и имеющие не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" устанавливаются переходные положения, из которых следует, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом "О страховых пенсиях" также введено понятие "индивидуальный пенсионный коэффициент" - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 400-ФЗ).
С ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже установленного законом является одним из обязательных условий назначения страховой пенсии по старости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
В подпункте "а" пункта 2 названных Правил указано, что в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование согласно статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно п. 6 ст. 21 Федерального закона N 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
В соответствии с п. 6 названного Перечня N 958н для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы:
а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий";
б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
В соответствии с п. 8 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
В силу п. 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определялся (в случае выбора застрахованного лица) исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно разъяснениям, данным в подп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которого, исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Однако пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Таким образом, удовлетворение требований истца по настоящему делу возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический заработок работника на конкретном предприятии за весь спорный период, то есть за 60 месяцев (5 лет), что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
Б.В.Б. предоставил суду лишь ни кем не заверенную копию своей трудовой книжки. Однако трудовая книжка не может служить достоверным доказательством получения работником заработной платы. Установление пенсии пенсионным органом может быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Вместе с тем, истцом не предоставлены лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы работодателя по месту прежней работы истца, в подтверждение получения им заработка.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Основанием для отказа в назначении страховой пенсии по старости по ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ явилось наличие у Б.В.Б. индивидуального пенсионного коэффициента на ДД.ММ.ГГГГ - 7,242.
Предметом оспаривания является решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N, принятого на основании представленных документов и уплаченных по состоянию на указанную дату страховых взносов. На указанную дату, как и на дату достижения истцом возраста 60 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента истца была менее требуемой законом величины в 9, что исключало возможность признания за истцом права на страховую пенсию по старости.
С учетом изложенного за истцом не может быть признано право на назначение страховой пенсии по старости на момент достижения им 60 лет в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и нормы законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлены доказательства нарушения его пенсионных прав действиями ответчика, а потому отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, судом первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Х. Шомахов
Судьи: Е.И. Жерновой
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.