Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 11 мая 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Давыдовой М.Е., административное дело по жалобе на постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 февраля 2017 года в отношении
ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), ИНН 770850372, ОГРН 1037739877295, юридический адрес: Москва, ул. Новая Басманная, дом 2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 февраля 2017 года ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Защитник ОАО "РЖД" - Смирнова И.В. обратилась с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене постановления судьи районного суда от 27 февраля 2017 года и прекращении производства по делу.
В обосновании жалобы указала, что у ОАО "РЖД" отсутствовало охранное обязательство о сохранении объекта культурного наследия, в связи с чем, Общество не имело возможности предпринять все необходимые меры по охране объектов культурного наследия. Кроме того, государственный орган, уполномоченный осуществлять охрану объектов культурного наследия, не направлял собственнику объектов, предписание, которое содержит перечень конкретных действий и работ для сохранения объектов, а также сроки для выполнения таких действий.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не усматривается, какие именно действия должно было совершить ОАО "РЖД"; в каком состоянии находились объекты до момента проверки; какую документацию необходимо было оформить; план работ по сохранению объектов.
Законный представитель ОАО "РЖД" в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие, в присутствии защитника ОАО "РЖД" - Бурмистрова И.Ю.
Защитник Бурмистров И.Ю. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что у ОАО "РЖД" отсутствует охранное обязательство на объекты культурного наследия, до сведения ОАО "РЖД" не была доведена информация о том, что здания по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, Привокзальная площадь являются объектами культурного наследия, что в совокупности исключает административную ответственность ОАО "РЖД" по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон РФ от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В преамбуле к Закону N 73-ФЗ указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 3 Закона N 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В пункте 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу статьи 48 Закона N 73-ФЗ установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу.
В случае если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.
Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
До утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).
В случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 48 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу статьи 51 Закона N 73-ФЗ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 26 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 года N 865, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.
Из системного толкования части 1 статьи 61 Закона N 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, Новгородской транспортной прокуратурой совместно со специалистом Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области в период с 10 марта 2016 года по 31 марта 2016 года проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия на объектах культурного наследия регионального значения "Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 1, нач. ХХ в." (согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности - здание локомотивного депо Бологовского локомотивного депо), "Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 2, кн. XIX - нач. ХХ в.в." (согласно свидетельства о государственной регистрации права - здание дома отдыха локомотивных бригад), расположенных по адресу: Новгородская область, гор. Боровичи, Привокзальная площадь.
В ходе указанной проверки установлено, что собственником данных объектов с 24 марта 2004 года является ОАО "РЖД" на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 года N 4557-р/6-р/884р.
В ходе проверки объекта культурного наследия регионального значения "Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 1, нач. ХХ в." выявлено, что ОАО "РЖД" - собственником указанного объекта, на протяжении длительного времени не принимаются достаточные и всеобъемлющие меры, направленные на сохранение данного объекта культурного наследия, чем не выполняются обязанности собственника по его сохранению и содержанию, что привело к ухудшению его состояния, до аварийного. Установлено, что общее состояние памятника является аварийным: местами нарушена кирпичная кладка стен, в части оконных проемов отсутствует остекление; кровельное покрытие также находится в аварийном состоянии, в некоторых местах наблюдается его обрушение.
В ходе проверки объекта культурного наследия "Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 2, кн. XIX - нач. ХХ в.в." выявлено, что ОАО "РЖД" проведены работы, изменяющие облик объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен. Установлено, что фасады здания объекта культурного наследия "Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 2, кн. XIX - нач. ХХ в.в." обшиты сайдинговыми панелями.
На момент проверки ОАО "РЖД" работы по сохранению вышеуказанных объектов культурного наследия в соответствии в разработанной и согласованной в Комитете государственной охраны культурного наследия Новгородской области научно-проектной документацией и выданным разрешением и заданием собственником не проводились.
По факту выявленных нарушений и.о. Новгородского транспортного прокурора от 14 апреля 2016 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
По смыслу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ государственной охране подлежат объекты культурного наследия, включенные в реестр.
Из положений части 3 статьи 15 Закона N 73-ФЗ следует, что сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Согласно статьи 16 Закона N 73-ФЗ реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Частью 9 статьи 20 Закона N 73-ФЗ определено, что содержащиеся в реестре сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, подлежат размещению на официальных сайтах федерального органа охраны объектов культурного наследия и региональных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальному опубликованию.
В случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия региональным органом охраны объектов культурного наследия могут быть установлены требования к содержанию и использованию указанного объекта в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Данное требование, а также иные меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия указываются в предписании, направляемом региональным органом охраны объектов культурного наследия собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия.
В случае несогласия собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия с требованиями, установленными предписанием регионального органа охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд.
Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (пункт 9 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ).
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что региональным органом охраны объектов культурного наследия могут быть установлены требования к содержанию и использованию указанного объекта.
При этом Закон N 73- ФЗ не предусмотрел правило, согласно которому региональный орган охраны объектов культурного наследия в обязательном порядке выдает предписание собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия. То есть отсутствие указанного предписания не исключает административную ответственность собственника объекта культурного наследия по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Из справки Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области от 27.01.2016 года усматривается, что здания, расположенные по адресу: Новгородская область, гор. Боровичи, Привокзальная площадь, являются объектами культурного наследия регионального значения на основании Постановления Администрации Новгородской области "О памятниках истории и культуры" от 23.01.1997 года N 21, охранные обязательства на указанные объекты культурного наследия не оформлены, но имеются исторические паспорта на данные объекты. Указанные объекты поименованы за N 499 и N 500 в Списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Новгородской области, который размещен на официальном сайте Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и виновность ОАО "РЖД" в его совершении подтверждены помимо постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.04.2016 года, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения; справкой председателя комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области; актами проверок исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия; актами осмотров технического состояния объекта культурного наследия с фототаблицами; справкой о балансовой принадлежности объекта недвижимого имущества; свидетельствами о государственных регистрациях права; паспортами памятников истории и культуры СССР с приложениями; перечнями объектов недвижимости; технической документацией на здание; копией постановления Администрации Новгородской области О памятниках истории и культуры.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Куйбышевского районного суда все имеющиеся в деле доказательства были исследованы в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку судом.
К выводу о виновности ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены судьей в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, судьей проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка, которую подвергать сомнению оснований не имеется.
Доводы стороны защиты ОАО "РЖД" о том, что до их сведения не была доведена информация о том, что здания по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, Привокзальная площадь являются объектами культурного наследия, не исключают выводы о виновности юридического лица, поскольку законом не предусмотрено уведомление лица об имеющемся в его пользовании объекте культурного наследия. Кроме того, перечень объектов культурного наследия, включая "Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 1, нач. ХХ в.", "Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 2, кон. ХIХ- нач. ХХ в.в." по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, Привокзальная площадь находятся на Интернет-сайте Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области и доступен для ознакомления. Таким образом, юридическое лицо знало либо должно было знать о том, что находящееся в его собственности здания являются объектом культурного наследия.
Отсутствие охранного обязательства не освобождает ОАО "РЖД" от выполнения обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, поскольку такая обязанность лица предусмотрена в силу прямого указания в законе.
При таких обстоятельствах судья пришел к обоснованному выводу о виновности ОАО "РЖД" в совершении правонарушения, а его действиям дал правильную юридическую оценку по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ, нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно подпунктам. 1, 7 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ правообладатель объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона N 73-ФЗ.
Выполнение работ собственником Объекта по его сохранению должно осуществляться в строгом соответствии с установленными законом требованиями, независимо от наличия или отсутствия охранного обязательства, поскольку в соответствии с ФЗ N 73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", организации использующие Объект культурного наследия несут обязанность по его содержанию и сохранению.
Вместе с тем, ОАО "РЖД" не провело работы по сохранению указанного объекта культурного наследия тем самым допустило нарушение требований сохранения, использования и охраны объекта культурного наследия регионального значения "Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 1, нач. ХХ в." (согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности - здание локомотивного депо Бологовского локомотивного депо), расположенного по адресу: Новгородская область, гор. Боровичи, Привокзальная площадь. Также ОАО "РЖД" были проведены работы, изменяющие облик объекта культурного наследия "Вокзальный комплекс. Локомотивное депо. Корпус 2, кн. XIX - нач. ХХ в.в." (согласно свидетельства о государственной регистрации права - здание дома отдыха локомотивных бригад), в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Доводы жалобы о том, что материалы дела не содержат документы, подтверждающие состояние объектов до момента проверки, не могут повлиять на законность и обоснованность вынесенного постановления, поскольку на ОАО "РЖД" как собственнике объекта культурного наследия лежит обязанность по его сохранению. Материалами дела подтверждается нарушение ОАО "РЖД" данной обязанности.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о юридическом лице, финансовом положении, характере совершенного правонарушения, и является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 февраля 2017 года, вынесенное в отношении ОАО "РЖД" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Судья Ю.Н. Русанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.