Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
Цыганковой В.А., Пошурковой Е.В.
при секретаре
Дыченковой М.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 апреля 2017 года апелляционное представление природоохранного прокурора Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года по гражданскому делу N2-7876/2016 по иску природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу "Пролетарский завод" об обязании совершить определенные действия,
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., выслушав прокурора Мазину О.Н., поддержавшую доводы представления, объяснения представителя ответчика ПАО "Пролетарский завод" - Крайней Ю.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к АО "Пролетарский завод" об обязании в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске N ... ( "адрес"), на выпуске N ... ( "адрес"), на выпуске N ... ( "адрес"), на выпуске N ... ( "адрес") до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что ответчик осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации на основании договора водоотведения от 17.12.2014, заключенного с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". По результатам отбора проб от 25.05.2016 и согласно уведомлению N 1103 ответчиком в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: нефтепродукты и марганец на выпусках 17, 23, 24, 30 и 4. При повторном проведении отбора проб установлено, что ответчиком нарушены установленные нормативы водоотведения по качеству сточных вод на выпусках 17, 30, 4 и 3. В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 года N1677 и положениями Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года N167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы канализации. В силу указанных норм абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам. Нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований природоохранного прокурора Санкт-Петербурга отказано.
В апелляционном представлении природоохранный прокурор Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представил.
В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что 17.12.2014 между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и АО "Пролетарский завод" заключен договор N12-865218-O-BO водоотведения (л.д. 24-39).
Согласно уведомлению N 1103 по результатам анализа проб сточных вод от 25.05.2016 в АО "Пролетарский завод" зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системе водоотведения Санкт-Петербурга на выпусках NN17,23 (нефтепродукты), 24,30,4 (марганец) и нарушение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованных систем водоотведения (л.д. 9-11).
Согласно уведомлению N 1829 по результатам анализа проб сточных вод от 31.08.2016 в АО "Пролетарский завод" зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системе водоотведения Санкт-Петербурга на выпусках NN 17,3, 30, 4 (нефтепродукты), 25, 4 (марганец) и нарушение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованных систем водоотведения (л.д. 93-94).
В ходе рассмотрения спора ответчик, не оспаривая факт превышения нормативов водоотведения по качеству сточных вод, указывал, что 16-17 июня 2016 года предприятие выполнило работы по промывке и прочистке участка канализации и колодцев выпусков N17 и 23, проведены работы по прочистке приемных колодцев и канализационных сетей с привлечением специализированной организации, также во исполнение требований постановления правительства РФ от 29.07.2013 N 644 ответчик проводит работы по предварительной очистке сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, кроме того, предприятием приобретена абсорбирующая подушка и биотуба, предназначенные для задержки, постоянного и долговременного сбора и удаления нефтепродуктов в сточной или ливневой канализации, в связи с чем ответчик полагал предъявленные требования необоснованными, указывая, что обществом проводятся достаточные мероприятия направленные на повышение качества сточных вод.
В подтверждение указанных доводов ответчик представил в материалы дела акт о промывке канализационной сети и колодцев выпусков 17 и 23 от 22.06.2016 (л.д.47), протоколы КХА сточных вод об отборе проб вод от 20.06.2016 на выпусках 17 и 23 (л.д.48,49), договор подряда от 6.06.2016 на выполнение работ по прочистке канализации (выпуски 17 и 30), заключенный ВО "Пролетарский завод и ООО "Стройкомплекс СПб" (л.д.40-45) и акт сдачи приемки работ на прочистку канализации (выпуск 17 и 30) по адресу: "адрес" (л.д.46), акты о промывке канализационной сети от 13.09.2016 и 6.10.2016 (л.д.96,97), договор от 1.07.2014 по выполнению работ по анализу проб сточных вод для составления декларации и установления нормативов допустимого сброса (от 25 выпусков), заключенных АО "Пролетарский завод" с ФГУП ВНИИМ им. Д.И. Менделеева (л.д.98-101), коммерческое предложение ООО НПК "Илма-ЭКО" о поставке сорбционных изделий -абсорбирующей биоподушки и биотубы стоимостью 41300 руб. (л.д. 120-121) и платежные документы на оплату указанных изделий (л.д.122-123).
Суд первой инстанции, принимая во внимание представленные ответчиком в материалы дела документы, согласился с доводами ответчика о том, что АО "Пролетарский завод" систематически проводит мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод, находясь в постоянном сотрудничестве с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", а также то, что проводимые мероприятия дают положительный эффект, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований. Также судом было принято во внимание, что ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" проводит доочистку сточных вод, принимаемых от ответчика, отводимых в системы канализации Санкт-Петербурга, взимая с ответчика плату.
Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" указано, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 указанного Постановления Пленума).
Указанным требованиям состоявшееся решение суда не соответствует.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Из статьи 23 названного Федерального закона следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании п. 1 ст. 39 приведенного Федерального закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с п. 2 ст. 39 того же закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в системы канализации сточных вод.
В соответствии Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N11 "локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.
Пунктом 1.4 указанных Правил установлено, что правила действуют на территории Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, обязательны для "Организации ВКХ", а также для абонентов (заказчиков) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно п.1.5 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N 11, системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга предназначены для приема сточных вод от населения города, поверхностных дренажных и поливомоечных сточных вод, а также производственных сточных вод после локальной очистки.
Согласно п.5.1 указанных Правил, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу пункта 111 названных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое действие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
Согласно пункту 114 указанных Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N3 к Правилам.
На основании п. 116 Правил абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N4 к Правилам.
Таким образом, из анализа приведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения следует, что только полное соблюдение абонентом установленных ему нормативов водоотведения гарантирует соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, то есть отсутствие загрязнения водного объекта. С учетом вышеизложенного и принимая во внимание то, что централизованные системы коммунальной канализации организаций ВКХ предназначены для приема и очистки сбрасываемых населением бытовых сточных вод, сброс ответчиком в систему коммунальной канализации специфических загрязняющих веществ без локальной очистки с превышением установленных нормативов приводит к загрязнению водного объекта.
Пунктом 12 "з" договора N12-865218-O-BO, заключенного 17.12.2014 "Водоканал Санкт-Петербурга" и АО "Пролетарский завод", установлено, что абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством РФ устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Пунктом 12 "с" указанного договора установлено, что абонент обязан также обеспечивать локальную очистку сточных вод в случаях, предусмотренных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством РФ.
Таким образом, обязанность по соблюдению установленных ответчику нормативов водоотведения установлена договором на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, заключенным между ответчиком и ГУП "Водоканал".
В ходе рассмотрения дела ответчиком доказательств, опровергающих результаты проведенной прокуратурой проверки, не представлено. Факт наличия превышений при сбросе сточных вод зафиксирован и отражен в уведомлениях, направляемых в адрес ответчика, в том числе в уведомлении от 14.09.2016 N1829. Указанное свидетельствует о том, что ответчиком нормы природоохранного законодательства при осуществлении сброса сточных вод в систему коммунальной канализации продолжают нарушаться, поскольку соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод ответчиком не обеспечено.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что внесение ответчиком платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ не освобождает его от выполнения обязанностей по очистке сточных вод, поскольку согласно п.4 ст.16 ФЗ от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что выявленное нарушение ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, решение суда подлежит отмене, требования природоохранного прокурора об обязании ответчика в 120-дневный срок со дня вынесения определения судебной коллегией по гражданским делам провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске N ... ( "адрес"), на выпуске N ... ( "адрес"), на выпуске N ... ( "адрес"), на выпуске N ... ( "адрес") до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N148, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При подаче иска в соответствии с п. 1 п.п. 19 ст. 333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет Санкт-Петербурга.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года отменить. Принять новое решение.
Обязать Акционерное общество "Пролетарский завод" в 120-дневный срок провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске N ... ( "адрес"), на выпуске N ... ( "адрес"), на выпуске N ... ( "адрес"), на выпуске N ... ( "адрес") до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148.
Взыскать с Акционерного общества "Пролетарский завод" в бюджет Санкт-Петербурга государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.