Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Подгорной Е.П.
судей
Сухаревой С.И., Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Борисовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 мая 2017 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга (далее по тексту - УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга) на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Маркушина к УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в подсчет специального трудового стажа периодов работы и обязании назначить досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., выслушав объяснения истца Маркушина, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Маркушин обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга, просил суд признать незаконным решение УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга от 04 мая 2016 года N ... , включить в подсчет специального трудового стража следующие периоды работы:
- с 07 апреля 1981 года по 16 ноября 1981 год - в должности матроса-моториста т/х типа "Балтийский" Беломорского морского порта Беломорско-Онежского пароходства;
- с 03 июля 1982 года по 19 июня 1985 года - в должности матроса моториста Ленинградского отряда Экспедиции Специальных Морских Проводок (ЭСМП);
- с 26 июня 1985 года по 16 марта 1987 года - в должностях капитана рейда грузового участка, моториста-рулевого, стажера капитана дублера-2 помощника механика Ленинградского Западного Порта СЗРП;
- с 26 марта 1987 года по 14 апреля 1987 года,
- с 09 февраля 1988 года по 02 марта 1988 года,
- с 04 марта 1988 года по 20 марта 1988 года,
- с 22 марта 1988 года по 06 апреля 1988 года,
- с 18 июня 1988 года по 21 июня 1988 года - в должности штурмана Управления Северо-Западного речного пароходства (после реорганизации Ленинградская ремонтно-эксплуатационная база флота СЗРП);
- с 08 августа 1989 года по 16 октября 1989 года в должности инженера Ленинградского отделения АО "Акустический институт имени академика Н.Н. Андреева";
- с 20 марта 1995 года по 16 апреля 1995 года,
- с 17 ноября 1995 года по 16 января 1996 года - в должности боцмана Управления АО "Северо-Западное пароходство";
- с 06 июня 1997 года по 15 ноября 1997 года,
- с 21 сентября 1998 года по 12 июня 1999 года,
- с 26 августа 1999 года по 03 июля 2000 года,
- с 26 сентября 2000 года по 13 августа 2001 года,
- с 05 октября 2001 года по 12 апреля 2002 года,
- с 21 июня 2002 года по 19 октября 2002 года,
- с 11 декабря 2002 года по 29 апреля 2003 года - периоды работы, указанные в справках о стаже работы от 15 ноября 1997 года, от 12 июня 1999 года, от 03 июля 2000 года, от 13 августа 2001 года, от 23 сентября 2002 года, от 19 октября 2002 года, от 29 апреля 2003 года по индивидуальным контрактам в качестве члена экипажей на судах, зафрахтованных иностранными компаниями;
- с 18 марта 1991 года по 23 марта 1994 года,
- с 09 апреля 1994 года по 10 мая 1994 года - в должности трубопроводчика судового Базы технического обслуживания флота АО "Балтийского морского пароходства";
- с 11 мая 1994 года по 18 мая 1994 года - в должности помощника капитана б/п "Тайфун" Базы технического обслуживания флота АО "Балтийского морского пароходства";
- с 19 мая 1994 года по 20 июля 1994 года - в должности см. помощника капитана-ст. механика СБ-228 Базы технического обслуживания флота АО "Балтийского морского пароходства".
Также истец просил обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в феврале 2016 года обратился в УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии, однако оспариваемым решением ему в этом было отказано.
При этом периоды работы истца с 07 апреля 1981 года по 16 ноября 1981 года, с 03 июля 1982 по 19 июля 1985 года, с 26 июня 1985 года по 16 марта 1987 года, с 26 марта 1987 года по 14 апреля 1987 года, с 09 февраля 1988 года по 02 марта 1988 года, с 04 марта 1988 года по 20 марта 1988 года, с 22 марта 1988 года по 06 апреля 1988 года, с 18 июня 1988 года по 21 июня 1988 года, с 08 августа 1989 года по 16 октября 1989 года, с 11 мая 1994 года по 20 июля 1994 года, с 20 марта 1995 года по 16 апреля 1995 года, с 17 ноября 1995 года по 16 января 1996 года - не были включены в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием документального подтверждения его постоянной занятости в качестве плавающего состава.
Истец ссылается на то, что ему незаконно не включены в специальный стаж вышеуказанные периоды работы, поскольку до 1994 года регистрация граждан в системе персонифицированного учета не осуществлялась, а потому стаж работы в этот период, в том числе, и специальный, с учетом положений статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) может быть подтвержден трудовой книжкой. В периоды работы с 11 мая 1994 года по 20 июля 1994 года, с 20 марта 1995 года по 16 апреля 1995 года, с 17 ноября 1995 года по 16 января 1996 года осуществлялась регистрация граждан в системе персонифицированного учета. При этом должности, в которых работал истец в эти периоды, в силу статьи 26 Кодекса Внутреннего водного транспорта Российской Федерации относились плавающему составу на постоянной основе.
Периоды работы с 06 июня 1997 года по 15 ноября 1997 года, с 21 сентября 1998 года по 12 июня 1999 гожа, с 26 августа 1999 года по 03 июля 2000 года, с 05 октября 2001 года по 12 апреля 2002 года, с 21 июня 2002 года по 19 октября 2002 года, с 11 декабря 2002 года по 29 апреля 2003 года, не включены в специальный трудовой стаж истца, поскольку за эти периоды не уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По мнению истца, это обстоятельство не является основанием для отказа во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж истца, поскольку обязанность по отчислению страховых взносов в Пенсионный фонд возложена на работодателя, а не на работника. Периоды работы с 18 марта 1991 года по 23 марта 1994 года, с 09 апреля 1994 года по 10 мая 1994 года, с 11 мая 1994 года по 18 мая 1994 года, с 19 мая 1994 года по 20 июля 1994 год - не включены в специальный трудовой стаж, в связи с отсутствием документального подтверждения в указанный период работы, предусмотренной Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров ССР от 26 января 1991 года N 10. Между тем, в трудовой книжке истца имеется запись о работах с тяжелыми условиями труда, что позволяет исчислять специальный трудовой стаж на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Кроме того, истец представил ответчику документы, в которых подробно изложены основания для учета осуществлявшихся истцом в эти периоды работ, как работ, предусмотренных Списком N 2, и документы, подтверждающие постоянную занятость истца на этих работах. При этом, как указывает истец, имеются основания полагать, что документы, содержащие какую-либо дополнительную информацию о характере его работы в вышеназванные периоды, - утрачены, поскольку согласно архивной справке ГКУ "Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга" от 28 декабря 2015 года, документы по личному составу Ленинградского отряда Экспедиции Специальных Морских Проводок (ЭСМП) речных судов в архиве отсутствуют.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" постановлено:
"Иск Маркушина - удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж Маркушина, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" следующие периоды работы:
с 07.04.1981 по 16.11.1981 - в должности матроса-моториста т/х типа "Балтийский" Беломорского морского порта Беломорско-Онежского пароходства;
с 03.07.1982 по 19.06.1985 - в должности матроса моториста Ленинградского отряда Экспедиции Специальных Морских Проводок (ЭСМП);
с 26.06.1985 по 16.03.1987 - в должностях капитана рейда грузового участка, моториста-рулевого, стажера капитана дублера-2 помощника механика Ленинградского Западного Порта СЗРП;
с 26.03.1987 по 14.04.1987,
с 09.02.1988 по 02.03.1988,
с 04.03.1988 по 20.03.1988,
с 22.03.1988 по 06.04.1988,
с 18.06.1988 по 21.06.1988 - в должности штурмана Управления Северо-Западного речного пароходства (после реорганизации Ленинградская ремонтно-эксплуатационная база флота СЗРП);
с 08.08.1989 по 16.10.1989 - в должности инженера Ленинградского отделения АО "Акустический институт имени академика Н.Н. Андреева";
с 20.03.1995 по 16.04.1995,
с 17.11.1995 по 16.01.1996 - в должности боцмана Управления АО "Северо-Западное пароходство";
с 06.06.1997 по 15.11.1997,
с 21.09.1998 по 12.06.1999,
с 26.08.1999 по 03.07.2000,
с 26.09.2000 по 13.08.2001,
с 05.10.2001 по 12.04.2002,
с 21.06.2002 по 19.10.2002,
с 11.12.2002 по 29.04.2003 - периоды работы, указанные в справках о стаже работы от 15.11.1997, от 12.06.1999, от 03.07.2000, от 13.08.2001, от 23.09.2002, от 19.10.2002, от 29.04.2003 по индивидуальным контрактам;
Включить в специальный стаж Маркушина, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" следующие периоды работы:
с 18.03.1991 по 23.03.1994, с 09.04.1994 по 10.05.1994 - в должности трубопроводчика судового Базы технического обслуживания флота АО "Балтийского морского пароходства",
с 11.05.1994 по 18.05.1994 - в должности помощника капитана б/п "Тайфун" Базы технического обслуживания флота АО "Балтийского морского пароходства";
с 19.05.1994 по 20.07.1994 - в должности см. помощника капитана-ст. механика СБ-228 Базы технического обслуживания флота АО "Балтийского морского пароходства".
Признать решение от 04.05.2016 года N ... об отказе Маркушину в назначении досрочной страховой пенсии по старости - незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга назначить Маркушину досрочную страховую пенсию по старости с 03.02.2016".
В апелляционной жалобе ответчик УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что обжалуемый судебный акт постановлен с нарушением норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует его личная расписка в материалах дела о получении судебной повестки (л.д. N ... ), ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
31 мая 2017 года в судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Маркушин заявил ходатайство о прекращении производства по настоящему гражданскому делу в части заявленных исковых требований о включении в льготный стаж работы по индивидуальным контрактам с 06 июня 1997 года по 29 апреля 2003 года в связи с отказом от иска в указанной части (л.д. N ... ).
В силу положений ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч. 1 ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным ч. 2 и 3 ст. 173 ГПК РФ. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (ч. 2 ст. 326.1 ГПК РФ).
Обсудив поступившее заявление об отказе истца от искового заявления в части требований о включении в льготный стаж работы по индивидуальным контрактам с 06 июня 1997 года по 29 апреля 2003 года и прекращении производства по делу в указанной части иска, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить ходатайство истца Маркушина, поскольку данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).
Последствия отказа от искового заявления, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ истцу разъяснены и понятны.
С учетом изложенного решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", которым удовлетворены исковые требования Маркушина в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" период работы по индивидуальным контрактам с 06 июня 1997 года по 29 апреля 2003 года, подлежит отмене, а производство по данному делу в указанной части - прекращению.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, учитывая отказ истца от части заявленных исковых требований и прекращение производства по делу с отменой решения суда в данной части, считает, что оснований для отмены решения суда в остальной части не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке в проверяемой судебной коллегии части по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения содержались в пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 5 Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В силу п. 13 указанных Правил, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичная норма содержится в п. 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590, согласно которой при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.
Сроки начала и конца навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства (ГБУПиС) с учетом местных климатических и гидрологических условий.
Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работ включаются все периоды работы, дающие право на досрочную пенсию по пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по их фактической продолжительности в порядке, предусмотренном п. 5 Правил, то есть в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.
Отработанный навигационный период на водном транспорте с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 02 мая 2006 года 266 "О внесений изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы.
Согласно п. 9 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.
К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).
К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 03 февраля 2016 года Маркушин обратился в УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении пенсии (л.д. 15 - 17).
Решением N ... от 04 мая 2016 года УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга Маркушину отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого 12 лет 6 месяцев стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно - вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (л.д. 11 - 18).
При этом, как следует из указанного решения, в подсчет стажа работы Маркушина по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включены следующие периоды его работы:
- с 07 апреля 1981 года по 16 ноября 1981 год - в должности матроса-моториста т/х типа "Балтийский" Беломорского морского порта Беломорско-Онежского пароходства;
- с 03 июля 1982 года по 19 июня 1985 года - в должности матроса моториста Ленинградского отряда Экспедиции Специальных Морских Проводок (ЭСМП);
- с 26 июня 1985 года по 16 марта 1987 года - в должностях капитана рейда грузового участка, моториста-рулевого, стажера капитана дублера-2 помощника механика Ленинградского Западного Порта СЗРП;
- с 26 марта 1987 года по 14 апреля 1987 года,
- с 09 февраля 1988 года по 02 марта 1988 года,
- с 04 марта 1988 года по 20 марта 1988 года,
- с 22 марта 1988 года по 06 апреля 1988 года,
- с 18 июня 1988 года по 21 июня 1988 года - в должности штурмана Управления Северо-Западного речного пароходства (после реорганизации Ленинградская ремонтно-эксплуатационная база флота СЗРП);
- с 08 августа 1989 года по 16 октября 1989 года в должности инженера Ленинградского отделения АО "Акустический институт имени академика Н.Н. Андреева";
- с 11 мая 1994 года по 18 мая 1994 года - в должности помощника капитана б/п "Тайфун" Базы технического обслуживания флота АО "Балтийского морского пароходства";
- с 19 мая 1994 года по 20 июля 1994 года - в должности см. помощника капитана-ст. механика СБ-228 Базы технического обслуживания флота АО "Балтийского морского пароходства".
В обоснование отказа во включении вышеперечисленных периодов работы в специальный стаж истца ответчик указал на отсутствие в эти периоды постоянной занятости истца в качестве плавающего состава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Из трудовой книжки истца (л.д. N ... ) усматривается, что в период с 07 апреля 1981 года по 16 ноября 1981 года он работал в должности матроса-моториста 1 кл. т/х типа "Балтийский" Беломорского морского порта Беломорско-Онежского пароходства; с 03 июля 1982 года по 25 августа 1982 года - в должности матроса моториста судна "Рефрижератор-605" Ленинградского отряда Экспедиции Специальных Морских Проводок (ЭСМП); в период с 26 августа 1982 года по 19 июня 1985 года - в должности матроса судна "Рефрижератор-609" Ленинградского отряда Экспедиции Специальных Морских Проводок (ЭСМП); с 26 июня 1985 года по 14 апреля 1986 года - в должностях капитана рейда грузового участка Ленинградского Западного Порта СЗРП; с 15 апреля 1986 года по 14 мая 1986 года - в должности матроса рулевого БТ-303 Ленинградского Западного Порта СЗРП; с 15 мая 1986 года по 16 марта 1987 года - в должности стажера капитана дублера-2 помощника механика Ленинградского Западного Порта СЗРП; в период с 26 марта 1987 года по 21 июня 1988 года - в должности штурмана Управления Северо-Западного речного пароходства (после реорганизации Ленинградская ремонтно-эксплуатационная база флота СЗРП); с 08 августа 1989 года по 16 октября 1989 года - в должности инженера Ленинградского отделения АО "Акустический институт имени академика Н.Н. Андреева"; с 11 мая 1994 года по 18 мая 1994 года - в должности см. пом. капитана б/п "Тайфун" Базы технического обслуживания флота АО "Балтийского морского пароходства"; в период с 19 мая 1994 года по 20 июля 1994 года - в должности см. пом. Капитана - ст. механика СБ-228 Базы технического обслуживания флота АО "Балтийского морского пароходства"; с 20 марта 1995 года по 16 апреля 1995 года - в должности боцмана судов АО "Северо-Западное пароходство"; с 17 апреля 1995 года по 16 января 1996 года - в должности боцмана т/х "Волого-Балт-207" Управления АО "Северо-Западное пароходство".
Из архивной справки от 08 июня 2016 года, за исх. N 1767/1-16, предоставленной ГКУ Республики Карелия "Национальный архив Республики Карелия" (л.д. N ... ), следует, что в документах по личному составу объединенного архивного фонда "Беломорско-Онежское пароходство"; АО "Беломорско-Онежское пароходство" и подведомственные предприятия", в приказе N ... от 06 апреля 1981 года (по Беломорскому морскому порту (далее по тексту - БМП)) указано: " ... параграф 5. Принять на работу Маркушина на должность матроса 1 кл. - моториста 1 кл. т/х типа Балтийский с 7 /IV-81 и направить на должность матроса 1 кл. - моториста 1 кл. т/х типа Балтийский с 7ЛУ-81 и направить в караванку, прибывший для прохождения производственной практики из Петрозоводского речного училища ... ". В приказе N ... от 16 ноября 1981 года (по БМП) указано: " ... параграф 13. Маркушину, матросу-мотористу т/х "Балтийский-24" отгулы за работу в навигацию 81 года 56 р/д с 16 ноября по 20 января 82 года ... ". В Приказе N ... от 21 ноября 1981 года (по БМП) указано: " ... параграф 22. Уволить с работы Маркушина, матроса моториста т/х "Б-24" с 16 ноября сего года в связи с окончанием срока практики". В личных карточках (ф. Т-2) работников БМП, уволенных в 1982 году, значится Маркушин, "дата" рождения. В лицевых счетах работников БМП за 1981 год значиться Маркушин, матрос-моторист 1 кв., матрос. Имеются начисления по графа "80, 90, 100 проц. Пл. сост." за 18 дн. (80 %) + 5 дн. + 2 д. (100 %) апреля, мая, июля, 17 д. августа. В указанные периоды к заработной плате производились начисления по графе "коэффициент", вид коэффициента и размер в процентном соотношении не указаны. В ноябре имеются начисления по графе "праздничные, выходные" за 56 р/д (отг. 16/XI-20/I). В судовом журнале по начислению заработной платы экипажу т/х "Балтийский-24" за навигацию 1981 года значится Маркушин, матрос 1 кл. Заработная плата начислена с 03 мая по 27 июля, с 26 августа по 08 ноября. В указанные периоды к заработной плате производились начисления по графе "20%", "20 % сев." (л.д. N ... ).
Таким образом, в архивной справке от 08 июня 2016 года за исх. N ... , предоставленной ГКУ Республики Карелия "Национальный архив Республики Карелия" содержатся сведения о предоставлении истцу только отгулов. При этом сведений о нахождении истца отпуске без сохранения содержания, отсутствуют, на что правильно указал суд в обжалуемом решении.
Из справки от 28 декабря 2015 года, за исх. N ... Санкт-Петербургского ГКУ "Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга" следует, что документы по личному составу Ленинградского отряда ЭСМП в архив государственного хранения не поступали, сведениями о местонахождении документов архив не располагает (л.д. N ... ).
В то же время факт работы истца в должностях капитана рейда грузового участка, моториста-рулевого, стажера капитана дублера-2 помощника механика Ленинградского Западного Порта СЗРП в период с 26 июня 1985 года по 16 марта 1987 года, подтверждается записью в его трудовой книжке.
Из архивной справки от 12 декабря 2015 года, за исх. N ... , выданной ОАО "Северо-Западное пароходство", следует, что Маркушин проходил производственную практику и работал:
в Управлении Северо-Западного речного пароходства:
- с 26 марта 1987 года (приказ N ... от 23 марта 1987 года) по 01 июля 1987 года (приказ N ... от 26 июня 1987 года);
на Ленинградской РЭБ флота СЗРП:
- с 02 июля 1987 года по 21 июня 1988 года (приказ N ... от 21 июня 1988 года);
в Управлении АО "Северо-Западное пароходство":
- с 20 марта 1995 года (приказ N ... от 20 марта 1995 года) по 03 августа 1998 года (приказ N ... от 03 августа 1998 года);
в ОАО "Северо-Западный флот":
- с 03 августа 1995 года (приказ N ... от 03 августа 1998 года) по 20 декабря 2001 года (приказ N ... от 20 декабря 2001 года) матросом-мотористом т/х "Ладога-15".
При этом в льготный стаж, согласно архивной справке от 12 декабря 2015 года, за исх. N ... , выданной ОАО "Северо-Западное пароходство", подлежат включению следующие периоды работы истца:
- с 03 июля 1979 года по 27 августа 1979 года - в должности рулевого-моториста теплохода "Волго-Балт-108";
- с 16 апреля 1980 года по 03 июня 1980 года - в должности рулевого-моториста теплохода "Волго-Балт-13 6";
- с 15 апреля 1987 года по 01 июля 1987 года - в должности 3 штурмана теплохода "Ладога-6";
- с 02 июля 1987 года по 12 января 1988 года - в должности 3 штурмана теплохода "Ладога-1";
- с 07 апреля 1988 года по 17 июня 1988 года - в должности боцмана теплохода "А. Петриков";
- с 17 апреля 1995 года по 28 июля 1995 года в должности боцмана теплохода "Волго-Балт-207",
- с 02 октября 1995 года по 16 ноября 1995 года - в должности боцмана теплохода "Волго-Балт-207";
- с 17 января 1996 года по 31 декабря 1996 года - в должности матроса-моториста теплохода "Волго-Балт-187.
Также в этой справке указано, что стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, с 01 января 1997 года следует учитывать по данным персонифицированного учета; а также, что административных отпусков, неоплачиваемых больничных листов, неоплачиваемых резервов, неоплачиваемых отгулов и других отвлечений от основной работы в указанном льготном периоде не было. Указанные должности относятся к плавсоставу речного флота. На работе был занят полный рабочий день, полную рабочую неделю. В период, не входящий в специальный стаж, находился в отпусках за свой счет по личному заявлению.
Между тем, в представленных ОАО "Северо-Западное Пароходство" личных карточках Маркушина отсутствуют сведения о предоставлении ему отпусков без сохранения заработной платы в спорные периоды с 26 марта 1987 года по 14 апреля 1987 года, с 09 февраля 1988 года по 02 марта 1988 года, с 04 марта 1988 года по 20 марта 1988 года, с 22 марта 1988 года по 06 апреля 1988 года, с 18 июня 1988 года по 21 июня 1988 года, с 20 марта 1995 года по 16 апреля 1995 года, с 17 ноября 1995 года по 16 января 1996 года.
Согласно архивной справке от 12 января 2016 года за N ... , выданной Санкт-Петербургским ГКУ "Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга" (л.д. N ... ), в документах архивного фонда ОАО "Балтийское морское пароходство", в приказах по личному составу, в личной карточке Маркушина имеются следующие сведения: Маркушин принят 18 марта 1991 года на Государственное предприятие "Балтийское морское пароходство" на Базу технического обслуживания флота на трубопроводный участок на должности трубопроводчика судового 3 разряда (приказ от 18 марта 1991 года N ... ); переведен 11 мая 1994 года на должность см. пом. Капитана б/п Тайфун, там же (приказ от 11 мая 1994 года N ... ); уволен 20 июля 1994 года по ст. 31 КЗоТ РФ (приказ от 20 июля 1994 года N ... ). В перечне профессий и должностей с вредными условиями труда, дающими право на льготное пенсионное обеспечение по Базе технического обслуживания флота БМП от 08 июля 1995 года, заверенном председателем профсоюзного комитета Управления и береговых подразделений, значится трубопроводчик судовой. В графе "наименование профессии работника по ЕТКС (по списку)" указано "трубопроводчик судовой (рабочие, занятые на монтаже, демонтаже и ремонте трубопроводов внутри отсеков судов)", в графе "N выпуска ЕТКС, раздел, параграф" указано "КТКС Выпуск 23 судостроение и судоремонт, утвержден постановлением от 24 апреля 1985 года N ... параграф 142-147", в графе "Выполняемая работа" указано "Изготовление, монтаж, демонтаж и ремонт трубопроводов различных диаметров из стали и сплавов. Дефекация, ремонт, сборка, монтаж, промывка, прокачка с отбором проб, испытания и сдача арматуры и трубопроводов спецсистем. Наводка концов труб с подогревом при установке на судне. Пригонка труб с отростками, а также зачистка сварных швов в труднодоступных местах внутри отсеков судов", в графе "N списка, раздел, подраздел" указано "список N 2, раздел XIV - металлообработка, подраздел 3, котельные, судокорпусные, судостроительные, судоремонтные работы, 2150300а-1753 6", в графе "наименование производственного участка" указано "трубопроводный участок, плавмастерские", в графе "Основание для внесения профессии в извлечения" указано "приказ о зачислении". В перечень профессий и должностей с вредными условиями труда, дающими право на льготное пенсионное обеспечение по Базе технического облуживания флота БМП от 08 июня 1995 года значится старший механик - сменный помощник капитана. В графе "наименование профессии работника по ЕТКС (по списку)" указано "старший механик - сменный помощник капитана", в графе "N выпуска ЕТКС, раздел, параграф" указано "Устав службы на судах ММФ", в графе "выполняемая работа" указано "Несение вахт в машинном отделении. Техническое облуживание и ремонт судовой силовой установки", в графе "N списка, раздел, подраздел" указано "Список N 2, раздел XXVIII "Транспорт", подраздел 3, Морской флот 23003010", в графе "основание для внесения профессии в извлечения" указано "приказ о зачислении, лицевые счета". В перечне профессий и должностей с вредными условиями труда, дающими право на льготное пенсионное обеспечение по Базе технического обслуживания флота БМП от 08 июня 1995 года значится старший механик -сменный механик. В графе "Наименование профессии работника по ЕТКС (по списку)" указано "старший механик - сменный механик", в графе "N выпуска ЕТКС, раздел, параграф" указано "Устав службы на судах ММФ", в графе "выполняемая работа" указано "Несение вахт в машинном отделении. Техническое обслуживание и ремонт судовой силовой установки", в графе "N списка, раздела, подраздела" указано "Список N 2, раздел XXVIII "Транспорт", подраздел 1, Морской флот 23003010", в графе "Основание для внесения профессии в извлечения" указано "Приказ о зачислении, лицевые счета".
Также из архивной справки от 12 января 2016 года, за N ... , выданной Санкт-Петербургским ГКУ "Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга", следует, что в личном деле Маркушина имеются сведения о направлении на суда ОАО "Балтийское морское пароходство". В списке судов ОАО "Балтийское морское пароходство", которые не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, разъездным, служебно-вспомогательным, пригородного и внутригородского транспорта", подписанном Конкурсным управляющим ОАО "Балтийское морское пароходство", перечислены суда "Надежда Обухова", "Комсомолец Латвии", "Владимир Ильич". Сведениями о типах прочих наименований судов, указанных в ксерокопии личной карточки архив не располагает. В деле фонда ОАО "Балтийское морское пароходство" в извлечении из "Устава службы на судах министерства морского флота Союза ССР" указано: "Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды". К командному составу относятся: капитаны, помощники капитана, механики, электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехники, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы. К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.
Согласно справке от 30 декабря 2015 года, за N ... , предоставленной Акустическим институтом имени Академика Н.Н. Андреева, Маркушин работал в Ленмограгенстве в режиме полного рабочего дня с 08 августа 1989 года в должности инженера Ленинградского отделения (приказ N ... от 09 августа 1989 года, уволен в порядке перевода на Канонерский судоремонтный завод. За указанные периоды работы отпуска без сохранения заработной платы не оформлялись, данных об учебных отпусках, простоях, неоплачиваемых резервах, о работе на судне, находящемся на ремонте, о рейсах, - нет. Вышеуказанные должности относятся к плавсоставу судов морского флота. Согласно паспортам. НИС, суда, на которых работал истец, не относятся к служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутреннего сообщения, к портовым, работающим на акватории порта, являются судами морского класса, неограниченного плавания (л.д. N ... ).
Факт работы истца в период с 18 марта 1991 года по 10 мая 1994 года в должности трубопроводчка судового 3 разряда Базы технического обслуживания флота АО "Балтийское морское пароходство", в период с 11 мая 1994 года по 18 мая 1994 года - в должности сменного помощника капитана б/л "Тайфун" ОАО "Балтийское морское пароходство", а в период с 19 мая 1994 года по 20 июля 1994 года - в должности сменного помощника капитана - сменного механика СБ0226 ОАО "Балтийское морское пароходство", подтверждается, также записями в его трудовой книжке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами действующего пенсионного законодательства, в том числе Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года N 10, суд пришел к выводу о том, что работа истца без отрыва от производства, подлежащая включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в периоды с 07 апреля 1981 года по 16 ноября 1981 года, с 03 июля 1982 года по 19 июля 1985 года, с 26 июня 1985 года по 16 марта 1987 года, с 26 марта 1987 года по 14 апреля 1987 года, с 09 февраля 1988 года по 02 марта 1988 года, с 04 марта 1988 года по 20 марта 1988 года, с 22 марта 1988 года по 06 апреля 1988 года, с 18 июня 1988 года по 21 июня 1988 года, с 08 августа 1989 года по 16 октября 1989 года, с 20 марта 1995 года по 16 апреля 1995 года, с 17 ноября 1995 года по 16 января 1996 года, с 18 марта 1991 года по 23 марта 1994 года, с 09 апреля 1994 года по 10 мая 1994 года, с 11 мая 1994 года по 18 мая 1994 года, с 19 мая 1994 года по 20 июля 1994 года, подтверждена относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами, не оспорена надлежащими доказательствами ответчиком, в связи с чем исковые требования в части включения указанных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и признании решения ответчика об отказе включения указанных периодов в такой стаж незаконным подлежат удовлетворению. Поскольку в общей сложности, при включении указанных периодов в специальный стаж истца, достаточно для назначения истцу досрочной страховой пенсии с даты его обращения с заявлением о назначении такой пенсии, то исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку в материалы дела в соответствии с требованиями положений ст. 123 Конституции РФ и ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ представлены о выполнении в указанные спорные периоды истцом трудовой функции, связанной с навигацией, без предоставления ему работодателем отпусков без сохранения заработной платы.
При этом судебная коллегия отмечает, что выводы суда о включении в специальный стаж истца периодов работы с 06 июня 1997 года по 29 апреля 2003 года, а также доводы жалобы, критикующие данные выводы суда, не подлежат проверки судом апелляционной инстанции в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части, принятием такого отказа судом апелляционной инстанции и прекращением производства по делу с отменой решения суда в указанной части.
Доводы апеллянта, критикующие включение судом в специальный стаж истца периода с 07 апреля 1981 года по 16 ноября 1981 года, с 03 июля 1982 года по 19 июня 1985 года, с 26 июня 1985 года по 16 марта 1987 года, с 26 марта 1987 года по 14 апреля 1987 года, с 09 февраля 1988 года по 02 марта 1988 года, с 04 марта 1988 года по 20 марта 1988 года, с 22 марта 1988 года по 06 апреля 1988 года, с 18 июня 1988 года по 21 июня 1988 года, с 08 августа 1989 года по 16 октября 1989 года, с 18 марта 1991 года по 23 марта 1994 года, с 09 апреля 1994 года по 10 мая 1994 года, с 11 мая 1994 года по 20 июля 1994 года, с 11 мая 1994 года по 20 июля 1994 года, с 20 марта 1995 года по 16 апреля 1995 года, с 17 ноября 1995 года по 16 января 1996 года, сводятся к ссылкам на недоказанность того, что в указанные периоды истцу не предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы, а также, что работа в указанные периоды относилась к видам работ, дающим право на досрочное назначение пенсии, однако отклоняются судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Исходя из буквального толкования подпункта 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
В соответствии с пунктом 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой, при этом к следующим за окончанием рейса относятся, в том числе, периоды нахождения членов экипажа по окончании рейса в отгулах.
Поскольку в архивной справке, предоставленной ГКУ Республики Карелия "Национальный архив Республики Карелия", архивной справке от 12 декабря 2015 года, за исх. N ... , выданной ОАО "Северо-Западное пароходство", архивной справке ГКУ "Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга", личных карточках истца, содержатся только сведения о предоставлении истцу отгулов, сведений о нахождении истца в отпуске без сохранения содержания, отсутствуют, суд пришел к правомерному выводу о том, что указанные выше периоды подлежит зачету в специальный стаж истца, а отказ ответчика во включении указанного периода в специальный стаж истца является незаконным.
При этом суд правомерно указал в решении, что все должности, которые занимал истец в спорные периоды, безусловно, относятся к плавсоставу.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что периоды работы истца с 07 апреля 1981 года по 16 ноября 1981 года в должности матроса-моториста теплохода типа "Балтийский" Беломорского морского порта "Балтийско-Онежского пароходства, а также с 03 июля 1982 года по 19 июня 1985 года в должности матроса, моториста Ленинградского отряда ЭСМП не подлежат включению в специальный стаж Маркушина, поскольку данная должность не предусмотрена Списками, является несостоятельной.
В соответствии с Приказом N 6 от 09 января 1976 года Министерства Морского Флота СССР "Об утверждении Устава службы на судах Министерства Морского Флота Союза ССР" должности капитана, помощника капитана, матроса относятся к плавсоставу судна.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 01 февраля 1973 года N 53 "Об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров), работающим по двум должностям палубного и машинного состава" и приказом Министра речного флота РСФСР от 05 апреля 1974 года N 51 "О штатных нормативах численности экипажей судов речного флота" предусматривалось совмещение работ по профессиям рядового состава: "моторист-матрос", "моторист-рулевой (в том числе старший)".
Кроме того, Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, разделе XXIV "Пищевая промышленность", пункт 17 "добыча и обработка рыбы" "плавсостав" предусмотрены специальности "матросы, мотористы".
В соответствии со ст. 52 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ, в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.
Согласно ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
Согласно п. 1.2.21 СанПиН 2.5.2-703-98 экипаж судна - это лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров. Членами экипажа являются как его командный состав: администрация судна - капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах), так и рядовой состав: члены экипажа, не входящие в состав администрации судна, - матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики.
Согласно, истребованным судом первой инстанции доказательствам, истец в периоды работы матросом-мотористом относился к членам экипажа судна, занимал штатную должность матроса-моториста, а потому правомерно суд учел периоды работы истца в данной должности в специальный стаж.
Ссылки апеллянта на неправомерность включения судом периода работы истца с 26 июня 1985 года по 16 марта 1987 года в должностях капитана рейда грузового участка, моториста-рулевого, стажера - капитана дублера-2 - 2 помощника механика Ленинградского Западного Порта СЗРП в его специальный стаж в связи с отсутствием в указанный период документального подтверждения постоянной занятости Маркушина в качестве плавсостава на судах, отклоняется судебной коллегией, исходя из следующего.
В п. 31 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 года N 1801, который утратил силу в связи с принятием Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, установлено, что экипаж самоходных судов состоит из капитана, прочих старших лиц судового экипажа и судовой команды.
Положениями п. п. 1, 2 ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 года N 24-ФЗ предусмотрено, что в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.
Согласно ГОСТу 23867-79 территория порта - прибрежная территория в установленных границах, занимаемых портом и расположенным на ней портово-пристанским хозяйством.
В соответствии с ГОСТом 19185-72 под стоянкой в порту понимается стоянка у причала (пирса) или якорная стоянка на рейде в акватории порта.
Акватория порта - водная поверхность порта в установленных границах, обеспечивающая в своей части маневрирование и стоянку судов.
Рейд - часть акватории порта для якорной стоянки судов.
Причал - комплекс сооружений и устройств, предназначенных для подхода, швартовки, стоянки, обработки и высадки пассажиров, грузовых операций и т.п.
Причальное сооружение - устройство или гидротехническое сооружение для швартовки судов.
Пирс - конструктивное объединение причалов, выступающих в акваторию порта, для стоянки судов не менее чем с двух сторон.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 01 февраля 1973 года N 53 "Об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров), работающим по двум должностям палубного и машинного состава" и приказу Министра речного флота РСФСР от 05 апреля 1974 года N 51 "О штатных нормативах численности экипажей судов речного флота" должность капитан рейда относилась к членам экипажа.
Удовлетворение исковых требований истца в части включения периода работы с 26 июня 1985 года по 16 марта 1987 года в специальный стаж Маркушина суд первой инстанции правомерно мотивировал тем, что указанные должности, а именно - капитан рейда грузового участка, моторист-рулевой, стажер - капитан дублер-2 - 2 помощник механика Ленинградского Западного Порта СЗРП, с учетом их характера и функциональных обязанностей относятся к должностям плавсостава судна.
Доводы жалобы в части необоснованного включения районным судом в подсчет льготного стажа периодов нахождения судов, на которых осуществлял трудовую деятельность истец в резерве, необоснованна, поскольку положения пункта 9 указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" предусматривают включение в льготный стаж оспариваемых периодов.
Ссылки в жалобе на то, что суд неправомерно включил в специальный стаж истца период с 04 марта 1988 года по 20 марта 1988 года, с 22 марта 1988 года по 06 апреля 1988 года, поскольку в указанный период истец находился в отпусках без сохранения заработной платы, являются несостоятельными, опровергаются материалами дела.
Так, в представленных в материалы дела ОАО "Северо-Западное Пароходство" личных карточках Маркушина отсутствуют сведения о предоставлении ему отпусков без сохранения заработной платы в указанные спорные периоды.
Вместе с тем, в указанных личных карточках истца, в том числе и пенсионном деле, которое обозревалось судебной коллегией, имеются отметки о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы в количестве одного дня 03 марта 1988 года и 21 марта 1988 года, в связи с чем указанные дни не были включены судом в обжалуемом решении в специальный льготный стаж Маркушина.
Несогласие ответчика с включением в специальный стаж Маркушина периодов работы с 26 марта 1987 года по 14 апреля 1987 года, с 09 февраля 1988 года по 02 марта 1988 года, с 04 марта 1988 года по 20 марта 1988 года, с 22 марта 1988 года по 06 апреля 1988 года, с 18 июня 1988 года по 21 июня 1988 года в должности штурмана Управления Северо-Западного речного пароходства, с 11 мая 1994 года по 20 июля 1994 года в должности сменного помощника капитана б/п "Тайфун", см. пом. капитана - см. механиком СБ-228 Базы технического обслуживания флота АО "Балтийское морское пароходство", с 20 марта 1995 года по 16 апреля 1995 года, с 17 ноября 1995 года по 16 января 1996 года в должности боцмана Управления АО "Северо-Западное пароходство" также не влияет на судьбу правильно постановленного судом решения.
Так, по сведениям, имеющимся в материалах дела, суда, на которых осуществлялась трудовая деятельность истца, являются по своему типу и назначению рыболовными, относятся к морским судам и не относятся к судам служебно-вспомогательного флота, судам портового флота, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным внутри городского сообщения.
Поскольку из представленных доказательств следует, что истец работал в должностях, относящихся к плавсоставу на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) в течение полного рабочего дня, согласно сведениям, представленным по запросу суда, районный суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца и в данной части.
Доводы жалобы об отсутствии данных, подтверждающих особый характер работ и занятость истца в течение полного рабочего дня на работах с особыми условиями труда, документов, подтверждающих характеристику судов, являются несостоятельными и опровергаются совокупностью представленных доказательств, исследованных судом, анализ которых приведен в решении.
То обстоятельство, что не сохранились документы работодателей, не свидетельствует о том, что истцом выполнялась работа иного характера. Несохранение подобных документов работодателем, не может влиять на право Маркушина на пенсионное обеспечение. Доказательств того, что в спорные периоды времени истцом выполнялась работа иного характера, либо он выполнял работу при неполном рабочем времени, суду не представлено.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
При этом судебная коллегия считает, что отказ истца от части исковых требований не может полечь изменение даты, с которой суд определилправо истца на назначение пенсии.
Как следует из расчета, представленного пенсионным органом, льготный стаж истца, с учетом периодов, включенных пенсионным фондом и решением суда, за исключением периодов работы по индивидуальным контрактам (с 06 июня 1997 года по 29 апреля 2003 года) составляет - 14 лет 0 месяцев 15 дней (л.д. N ... ), что является достаточным для назначения льготной пенсии в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (необходимо 12,6 лет).
Таким образом, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами трудового законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ влекущих отмену постановленного судом решения.
При таких обстоятельствах, решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 06 декабря 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Маркушина в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" период работы по индивидуальным контрактам с 06 июня 1997 года по 29 апреля 2003 года, подлежит отмене, а производство по данному делу в указанной части - прекращению, в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения как постановленное при правильном применении норм материального и процессуального права и верном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 326.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ Маркушина от искового заявления Маркушина к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга в части заявленных исковых требований о включении в льготный стаж работы по индивидуальным контрактам с 06 июня 1997 года по 29 апреля 2003 года.
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", которым удовлетворено исковое заявление Маркушина к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга в части заявленных исковых требований о включении в льготный стаж работы по индивидуальным контрактам:
- с 06 июня 1997 года по 15 ноября 1997 года,
- с 21 сентября 1998 года по 12 июня 1999 года,
- с 26 августа 1999 года по 03 июля 2000 года,
- с 26 сентября 2000 года по 13 августа 2001 года,
- с 05 октября 2001 года по 12 апреля 2002 года,
- с 21 июня 2002 года по 19 октября 2002 года,
- с 11 декабря 2002 года по 29 апреля 2003 года, отменить в связи с отказом истца от указанной части искового заявления.
Производство по настоящему делу в данной части прекратить.
В остальной части решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.