Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Белоногого А.В.
судей
Ивановой Ю.В., Бутковой Н.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 мая 2017 года апелляционную жалобу ТСЖ "Коломяжский дворик" на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2016 года по административному делу N 2а-17929/2016 по административному иску ТСЖ "Коломяжский дворик" к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Приморского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконными предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
Заслушав доклад судьи Белоногого А.В., объяснения представителей административного истца, ТСЖ "Коломяжский дворик" Шулепиной Ю.В., действующей на основании доверенности от "дата", председателя правления ТСЖ "Коломяжский дворик" Кавериной И.В., действующей на основании протокола заседания правления от "дата", настаивавших на доводах жалобы, представителя административного ответчика, отдела надзорной деятельности и профилактической работы Приморского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Лознева С.А., действующего на основании доверенности от "дата", возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ "Коломяжский дворик" обратилось в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просило признать незаконными предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы (далее - ОНДПР) Приморского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 1 июня 2016 года N 2-22-291/1/1, N2-22-288/1/1, N2-22-290/1/1, N2-22-289/1/1, N2-22-287/1/1.
В обоснование требований административного иска административный истец указал, что в результате проведения плановой выездной проверки 1 июня 2016 года инспектором ОНДПР Приморского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу выданы названные предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул.Маршала Новикова, д.21; Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.19, корпус 1; Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.17, корпус 1; Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.17, корпус 2; Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.19, корпус 2 соответственно.
С выявленными нарушениями административный истец не согласен по тем основаниям, что при оценке соответствия помещений здания правилам пожарной безопасности не могут применяться правовые нормы, введённые после постройки и сдачи здания в эксплуатацию.
Кроме того, административный истец ссылался на то, что данные нарушения не соответствуют требованиям пожарной безопасности и фактическим обстоятельствам; возлагают на него обязательства по исполнению требований на проверяемом объекте, не соответствующих требованиям законодательства, действовавшим на момент его ввода в эксплуатацию.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2016 года в удовлетворении требований административного иска ТСЖ "Коломяжский дворик" отказано в полном объёме.
Не согласившись с постановленным решением суда, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения с вынесением нового об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Коломяжский дворик" объединяет собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в домах по адресам: Санкт-Петербург, ул.Маршала Новикова, д.21; Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.19, корпус 2; Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.17, корпус 2; Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.17, корпус 1; Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д. 19, корпус 1 (имущественный комплекс).
Пунктом 2.1 Устава ТСЖ "Коломяжский дворик" установлено, что товарищество является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений и иной недвижимости в имущественном комплексе, созданное, в том числе в целях сохранения и управления общим имуществом в многоквартирных домах, обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества (л.д.87).
На основании распоряжений N 2-22-291 от 1 июня 2016 года, N 2-11-287 от 22 апреля 2016 года, N 2-22-289 от 22 апреля 2016 года, N 2-22-290 от 22 апреля 2016 года, N 2-22-288 от 22 апреля 2016 года, начальника отдела ОНДПР Приморского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу проведены плановые выездные проверки объектов защиты - многоквартирных домов со встроенными помещениями ТСЖ "Коломяжский дворик" по следующим адресам:
- Санкт-Петербург, ул.Маршала Новикова, д.21;
- Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.19, корпус 2;
- Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.17, корпус 2;
- Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.17, корпус 1;
- Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.19, корпус 1;
По результатам проверки 1 июня 2016 года ОНДПР Приморского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в адрес ТСЖ "Коломяжский дворик" выданы предписания N 2-22-291/1/1, N 2-22-287/1/1, N 2-22-289/1/1, N 2-22-290/1/1, N 2-22-288/1/1.
Согласно предписанию N 2-22-290/1/1 от 1 июня 2016 года ТСЖ "Коломяжский дворик" обязано устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.17, корпус 1:
1. Руководитель организации не прошёл обучение пожарно-техническому минимуму - в срок до 1 декабря 2016 года (НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организации, утверждены Приказом МЧС России N 645 от 12 декабря 2007 года (зарегистрированы в Минюсте России 21 января 2008 года, регистрационный N 10938), раздел III, пункт 31;
2. Для помещения технического назначения (ГРЩ) N 6/11, 7 (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенного в цокольном этаже здания, не определены категории взрывоопасной и пожарной опасности, а также класс зон, и не обозначены на двери помещения - в срок до 1 декабря 2016 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статьи 21, 22, 23, 26 и 27 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 1.1, пункт 1.2 СП 12.13130.2009, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пункт 20);
3. В отношении объекта защиты руководителем (иным уполномоченным должностными лицом) организации, не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 - в срок до 1 декабря 2016 года (Правила противопожарного режима в Российской Федерации", утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, раздел 18, пункт 2);
4. Руководитель организации не обеспечил в соответствии с инструкцией завода - изготовителя проверку огнезадерживающих устройств (клапанов) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматической установкой пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре - в срок до 1 декабря 2016 года (Правила противопожарного режима в Российской Федерации", утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пункт 49);
5. Руководитель организации не определилпорядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта проверки в срок до 1 декабря 2016 года (Правила противопожарного режима в Российской Федерации", утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пункт 50);
6. Для помещений N 7/22, 1, N 2/14, 6 (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года) технического назначения (вентиляционные камеры), расположенных в цокольном этаже здания, не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны, и не обозначены на двери помещения - в срок до 1 декабря 2016 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статьи 21, 22, 23, 26 и 27 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 1.1, пункт 1.2 СП 12.13130.2009, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пункт 20);
7. Площадь помещений N 1/762, N 5/738, 7 (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года) расположенных в цокольном этаже здания, и подлежащих оборудованию системой автоматического пожаротушения, составляющих более 40 % от общей площади цокольного этажа здания (и оборудованного автоматической системой пожаротушения), помещения N 2/14, 6, N 4/6.20, N 6/11,7, N ?/22.1, N 8/18, 2 (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенные в цокольном этаже здания, не оборудованы системой автоматического пожаротушения - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статьи 83, 91 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Приложение А, пункт А.5, таблица А.3, пункт 25.2 СП 5.13130.2009);
8. В цокольном этаже здания под лестничными маршами лестничных клеток (лестниц - Л-1, Л-2, Л-3, Л-4 (нумерации согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года) произведены изменения объёмно-планировочных решений, чем не обеспечено содержание состояния строительных конструкций в соответствии с требованиями проектной и технической документацией на них (вследствие которых под лестничными маршами образовались подсобные помещения) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пункт 33, пункт 4.6 СП 2.13130.2012);
9. В помещениях лестничных клеток (лестниц - Л-1, Л.2, Л-3, Л-4 (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года) здания устроены лестницы с высотой более 45 см, у которых не предусмотрены ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами (фактически предусмотрены ограждения с высотой 1,0 м до 1.1 м с перилами) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.3.4 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
10. Ступени в лестничных маршах, лестниц Л-1, Л-2, Л-3, Л-4 (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 24 апреля 2001 года) первого, второго, третьего, четвертого этажей здания во всех подъездах здания устроены с различной высотой в пределах марша лестницы - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, пункт 19 статьи 88, статья 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.3.4 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
11. В здании выходы на кровлю осуществляются не через противопожарные двери 2-го типа (фактически установлены металлические двери с ненормируемым пределом огнестойкости) - в срок до 1 декабря 2016 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статьи 87, 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 7.6 Свода Правил "Системы противопожарной зашиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утверждённого Приказом МЧС России N 693 от 21 ноября 2012 года (СП 4.13130.2013);
12. Высота эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения N 7/22,1 (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенного в цокольном этаже здания, менее 1,9 м (фактическая высота эвакуационного выхода 1,85 м) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
13. Высота эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения N 8/18,2 (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенного в цокольном этаже здания, менее 1,9 м (фактическая высота эвакуационного выхода 1,85 м) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
14. Ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения N 12 (лестницы Л-1) (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенного на первом этаже здания, менее 0,8 м (фактическая высота эвакуационного выхода 0,78 м) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
15. Ширина эвакуационного выхода 1-Н (лестницы Л-1) (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенного на первом этаже здания, менее 0,8 м (фактическая ширина эвакуационного выхода составляет 0,73 м) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
16. На первом этаже здания в объёме лестничной клетки помещения II (лестницы Л-1) (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), произведено изменение объёмно-планировочных решений, чем не обеспечено содержание состояния строительных конструкций в соответствии с требованиями проектной и технической документацией на них. В результате чего в объёме лестничной клетки получилось встроенное подсобное помещение - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, подпункт "к" пункта 23, пункт 33, пункт 4.4.4 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", 4.6 СП 2.13130.2012);
17. Ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения N 11 (лестницы Л-2) (нумерация согласно плану ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенного на первом этаже здания, менее 0,8 м (фактическая ширина эвакуационного выхода 0,78 м) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
18. Ширина эвакуационного выхода 1-Н (лестницы Л-2) (нумерация согласно плану ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенного на первом этаже здания, менее 0,8 м (фактическая ширина эвакуационного выхода 0,73 м) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
19. Ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения N 10 (лестницы Л-3) (нумерация согласно плану ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенного на первом этаже здания, менее 0,8 м (фактическая ширина эвакуационного выхода 0,73 м) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
20. Ширина эвакуационного выхода 1-Н (лестницы Л-3) (нумерация согласно плану ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенного на первом этаже здания, менее 0,8 м (фактическая ширина эвакуационного выхода 0,73 м) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
21. Ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения N 9 (нумерация согласно плану ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенного на первом этаже здания, менее 0,8 м (фактическая ширина эвакуационного выхода 0,78 м) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
22. Ширина эвакуационного выхода 1-Н (лестницы Л-3) (нумерация согласно плану ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года), расположенного на первом этаже здания, менее 0,8 м (фактическая ширина эвакуационного выхода 0,73 м) - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009 ("Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
23. На третьем этаже здания в объёме лестничной клетки помещение IV (лестницы Л-2) (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 9 апреля 2001 года) произведено изменение объёмно-планировочных решений, чем не обеспечено содержание состояния строительных конструкций в соответствии с требованиями проектной и технической документацией на них. В результате чего в объёме лестничной клетки получилось встроенное подсобное помещение - в срок до 1 декабря 2016 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 52 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, подпункт "к" пункта 23, пункт 33, пункт 4.4.4 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", пункт 4.6 СП 2.13130.2012).
Нарушения, изложенные в предписании N 2-22-287/1/1 от 1 июня 2016 года, в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.19, корпус 1, соответствуют нарушением, указанным в пунктах 1-9, 11, 13-15,19-22 предписания N 2-22/290/1/1 от 1 июня 2016 года.
При этом пункт 9 указанного предписания закрепляет, что руководитель организации не организовал не реже 1 раз в 5 лет проведение эксплуатационного испытания пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний - в срок до 1 декабря 2016 года (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пункт 24).
Кроме того, пунктом 11 данного предписания установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечил соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности. На путях эвакуации между первым и вторым этажом, на площадках лестничных клеток всех подъездов здания допускается размещение системы отопления (батарей), установленных на высоте менее 2 м, (фактически установлены на полу площадок лестничных клеток) - в срок до 25 апреля 2017 года (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пункт 33, пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.3.3 СП 1.13190.2009).
Содержание предписания N 2-22/289/1/1 от 1 июня 2016 года в отношении объекта защиты - многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями ТСЖ "Коломяжский дворик" по адресу: Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.17, корпус 2, соответствует нарушениям, аналогичным в пунктах 1 -9, 11, 14-15, 17-18 предписания N 2-22-290/1/1 от 1 июням 2016 года.
Нарушения, изложенные в предписании N 2-22-291/1/1 от 1 июня 2016, составленного в отношении объекта защиты - многоквартирного дома со встроенными помещениями, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Маршала Новикова, д.21, являются аналогичными нарушениям, указанным в пунктах 1-11, 14-15 предписания N 2-22-290/1/1 от 1 июня 2016 года.
При этом отдельными пунктами (18-21) в данном предписании установлены нарушения следующего характера: на втором этаже здания в объёме лестничной клетки помещение III (лестницы Л-3), на третьем этаже здания в объёме лестничной клетки помещение IV (лестницы Л-2), на четвёртом этаже здания в объёме лестничной клетки помещение V (лестницы Л-1), на четвёртом этаже здания в объёме лестничной клетки помещение V (лестницы Л-2) (нумерация согласно ГУ ГУИОН от 05.01) произведено изменение объёмно-планировочных решений, чем не обеспечено содержание состояния строительных конструкций в соответствии с требованиями проектной и технической документацией на них. В результате чего в объёме лестничной клетки получились встроенные подсобные помещения - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, подпункт "к" пункта 23, пункт 33, пункт 4.4.4 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", пункт 4.6 СП 2.13130.2012).
Пунктом 22 указанного предписания установлено, что противопожарное расстояние между жилыми зданиями II степени огнестойкости, С0 класса конструктивной пожарной опасности составляет менее 6 метров (фактическое расстояние между жилым домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул.Маршала Новикова, д.21, и жилым домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул.Парашютная, д.19, корпус 2, составляет 0,5 метра - в срок до 25 апреля 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 69 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 5.3.2 таблица 2 СП "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утверждённого Приказом МЧС России N 693 от 21 ноября 2012 года (СП 4.13130.2013).
Нарушения, изложенные в предписании N 2-22-288/1/1 от 1 июня 2016 года, соответствуют нарушениям, указанным в пунктах 1-7, 9, 11, 14-23 предписания N 2-22-290/1/1 от 1 июня 2016 года.
Статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" регламентировано понятие пожарной безопасности.
Данный нормативный акт закрепляет, что пожарная безопасность - это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности предполагают под собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
При этом названный правовой акт устанавливает, что нарушением требований пожарной безопасности признаётся невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, по выполнению предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности установлена положениями статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Положениями частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным правом актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Кроме этого, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу части 4 статьи 4 названного правового акта в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статей 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизы до дня вступления в силу соответствующих положении настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкции или техническое перевооружение, требования названного федерального закона применяются в части, соответствующем объёму работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Как следует из письма Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 2 августа 2013 года N 19-3-1-3216 "О применении нормативных актов", применение нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих требования пожарной безопасности, осуществляется исключительно с учётом обязательности исполнения в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ и части 1 статьи 46 Федерального закона от 22 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", области их применения (проектирования, строительство и эксплуатация), действия во времени (с момента вступления в законную силу и только на объекты, запроектированные и построенные, а также на которых произведён капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение и изменение функционального назначения после указанного момента времени, если иное прямо не предусмотрено нормативным документов).
При этом письмом МЧС России от 22 марта 2013 года N 19-2-12-3578 разъяснено, что собственник вправе выбирать способ обеспечения пожарной безопасности подобного рода объекта путём выполнения положений названного закона и нормативных документов по пожарной безопасности, принятых в его развитие, либо реализации требований нормативных документов, в соответствии с которыми указанный объект запроектирован и построен.
Для объектов, построенных до вступления в силу названного закона, обеспечение пожарной безопасности подтверждается определением уровня пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91* "Пожарная безопасность. Общие требования"; для зданий, запроектированных и построенных после его вступления в силу - на основании расчёта пожарного риска, выполненного по утверждённым в установленным порядке методикам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", содержание требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечению пожарной безопасности.
В пункте 39 Приказа МЧС России от 16 марта 2007 года N 140 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введениях их в действие и применения" разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введённые в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Указанное согласуется с положениями пункта 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, дополнительно устанавливающих, что принятие указанных норм и правил после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает учреждение от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
При этом пунктом 1.1 СНиП 21-01-97 прямо определено, что данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах не только его создания, но и эксплуатации.
Кроме того, при определении выполнения пользователем здания требований пожарной безопасности надлежит учитывать не только правовые предписания с учётом правил действия их во времени, но и социально-бытовое, производственное назначение данной инфраструктуры.
Спорные объекты защиты, как следует из материалов дела, введены в эксплуатацию до введения в действия выше названных нормативных правовых актов.
Вместе с тем, согласно отзыву административного ответчика на иск (л.д.176-211), оспариваемые предписания не устанавливают более высоких требований пожарной безопасности, чем те, которые действовали до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В указанном отзыве ответчик подробно разъясняет соответствие действующих нормативных предписаний в области пожарной безопасности, действовавшим ранее.
Каких-либо обоснованных доводов со ссылками на соответствующие нормативные документы о том, что оспариваемые предписания не устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем те, которые действовали ранее, административный истец не приводит.
Кроме того, право по охране здоровья обеспечивается, в том числе, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
С учётом вышеуказанного, а также особого социального назначения данных объектов защиты (жилые дома), то соблюдению подлежат, в том числе и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объектов проверки.
Таким образом, принятие правовых норм после введения указанных жилых домов в эксплуатацию не освобождает органы управления ТСЖ "Коломяжский дворик" от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение зданий в соответствии с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Иное толкование административным истцом положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Само по себе разграничение нормативно-правовой базы, регулирующей настоящие правоотношения, возникшие на основе не соблюдения требований и норм законодательства о пожарной безопасности, не влечёт за собой освобождение административного истца от исполнения требования противопожарной безопасности, которые в рамках действующего законодательства являются аналогичными, закрепленными в ранее действующем законодательстве.
Вследствие указанного, указанные доводы не могут повлиять на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, а также в целом на предмет судебной проверки.
Согласно пункту 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N390, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещённости, количеству, размерам и объёмно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Таким образом, наличие перегородок, лестниц и иных технических строений, дверей, а также производство иных действий, направленных на фактическое изменение объёмно-планировочных решений определённой части здания, при этом не предусмотренных проектом жилого дома, не согласованных в установленном порядке, в условиях отсутствия решения собственников об изменении режима использования общего имущества, является прямым нарушением приведённого положения.
При этом стороной административного истца не представлено доказательств тому, что устранение выявленных нарушений в данной части сопряжено с какими-либо работами, выходящими за пределы его компетенции в связи с реализацией условий какого-либо договора или контракта.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о законности предписания в названной части.
Кроме этого судебная коллегия полагает, что выполнение оспариваемых предписаний в части пунктов, в которых изложены нарушения требований, предъявляемых к объёмно-пространственному состоянию помещений, не может привести к осуществлению административным истцом работ по капитальному ремонту, поскольку изменение объёмно-пространственных решений привело к образованию новых помещений, не оборудованных соответствующими системами противопожарной защиты.
Выполнение таких работ не входит в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Кроме того, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Таким образом, при эксплуатации многоквартирного жилого дома, изменении функционального назначения помещений, требования приведённого закона подлежат применению, при этом также с учётом особенностей, существовавших в момент ввода здания в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара является устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Статьёй 58 данного Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ установлено, что огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счёт их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты. Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений, приведены в таблице 21 приложения.
Эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, строения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ).
Пунктом 1 части 5 статьи 89 указанного Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ регламентировано, что эвакуационными выходами считаются также выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделённым от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 53 данного Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.
В силу пункта 4 части 5 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ эвакуационными выходами считаются также выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам установлены, в том числе в статье 89 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ, пунктах 4.4.6, 7.1.11 СП 1.13130.2009.
Оценив представленные в дело доказательства, оснований не доверять сведениям государственного инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности в части, предъявленных к надлежащей организации путей эвакуационных выходов спорных объектов защиты, не имеется.
При этом в ходе рассмотрения дела их наличие стороной административного истца не опровергнуто, а потому устранение допущенных нарушений входит в обязанности ТСЖ "Коломяжский дворик".
Более того, по результатам проведённых проверок (1 июня 2016 года) государственным инспектором ОНДПР УНДПР взяты объяснения по факту выявленных нарушений председателя ТСЖ "Коломяжскаий дворик" - Кавериной И.В. (л.д.142-155).
Как следует из поименованных объяснений, председатель ТСЖ указал, что с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности согласен, нарушения требований пожарной безопасности будут устранены в установленные сроки в соответствии с выданными предписаниями.
Довод о том, что некоторые пункты предписаний (в частности, о нарушении требований нормативных актов в части противопожарного расстояния между жилыми зданиями) являются неисполнимыми, не могут быть приняты судебной коллегией.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и её последствий для людей и материальных ценностей.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ).
В силу статьи 144 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ независимая оценка пожарного риска является формой оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путём независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 48.1 действовавшего на дату возникновения спорных правоотношений Административного регламента МЧС исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утверждён приказом МЧС от 28 июня 2012 N 375), в случае проведения аккредитованной в установленном порядке экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, расчёта по оценке пожарного риска, подтверждающего выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в ходе внеплановой проверки указанный расчёт подлежит проверке.
Противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении нарушений, влияющее на расчётные величины пожарного риска, считается исполненным при выполнении одного из следующих условий:
1) исполнение в полном объёме данного мероприятия;
2) исполнение комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при котором расчётом по оценке пожарного риска подтверждается выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, - для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Закона N 123-ФЗ;
3) наличие расчёта по оценке пожарного риска в случаях, установленных Законом N 123-ФЗ, с результатом, не превышающим допустимые значения, установленные указанным федеральным законом, - для объектов защиты, которые запроектированы и построены, а равно на которых были произведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, после вступления в силу Закона N 123-ФЗ.
Таким образом, административный истец не лишён возможности исполнитель предписание одним из вышеперечисленных способов.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ "Коломяжский дворик" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.