Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РС(Я) в составе председательствующего Пуховой Е.В.,
судей Сыреновой С.Н., Шадриной Л.Е.,
при секретаре Захаровой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2017 года
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2017 года, которым по делу по иску Жаргалова В.Б. к Окружной администрации города Якутска о внеочередном предоставлении жилого помещения,
ПОСТАНОВЛЕНО:
Иск удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию городского округа "город Якутск" предоставить Жаргалову В.Б. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства в г. Якутске.
Заслушав доклад судьи Шадриной Л.Е., объяснения представителей истца Гаврильевой М.Д., Андреевой Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жаргалов В.Б. обратился в суд с иском к ОА г. Якутска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, указывая на то, что является инвалидом, имеет тяжелую форму хронического заболевания, проживает в ... квартире, в которой живут еще 4 человека, своего жилья не имеет. 17.07.2015 истец был принят на учет по улучшению жилищных условий. Решением Общественно-жилищной комиссии от 18.03.2016 истец принят на учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с заболеванием. Между тем, МКУ "ДЖО" МО "Город Якутск" до сегодняшнего дня не предоставило жилое помещение, мотивировав свое решение отсутствием свободных жилых помещений социального использования.
Судом постановленовышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика Ноговицына Л.И. обратилась в суд с апелляционной жалобой об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Жаргалов В.Б. проживает в доме по адресу: ... Согласно справке Паспортно-регистрационного управления МКУ "ДЖО" МО "город Якутск" от 10.03.2017 по указанному адресу зарегистрированы А. (мать), Жаргалов В.Б. (влад.совм.), Ж. (сын), Т. (сын), М. (собс. без рег.).
Согласно выписке ВКК N ... из решения врачебной комиссии ******** Жаргалов В.Б. страдает тяжелой формой хронического заболевания - ********.
Указанное заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
С 17.07.2015 Жаргалов В.Б. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, с 18.03.2016 истец принят на учет как лицо, имеющее право на внеочередное предоставление жилого помещения, страдающее заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одном помещении. Данные факты подтверждаются ответом МКУ "ДЖО" ГО "город Якутск" N ... от 11.01.2017 на запрос.
На обращения по вопросу предоставления жилого помещения во внеочередном порядке Жаргалову В.Б. МКУ "ДЖО" ГО "город Якутск" письмом N ... от 11.01.2017 было отказано в предоставлении жилья по причине отсутствия свободных жилых помещений муниципального жилого фонда, соответствующих требованиям законодательства.
Разрешая данное дело по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для внеочередного предоставления жилого помещения истцу по договору социального найма.
В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на то, что действующее законодательство не предусматривает обязанность органов местного самоуправления по обеспечению муниципальными жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, поскольку обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов РФ. С данным доводом судебная коллегия не может согласиться.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления.
В силу положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции РФ.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительстве РФ перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 указанного Закона).
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления является надлежащим ответчиком по данному делу.
В данном случае, предоставление ОА г. Якутска жилого помещения Жаргалову В.Б. не нарушает прав ответчика, который, возмещает свои затраты за счет трансфертов из бюджета субъекта РФ.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Жаргалов В.Б. страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в утвержденном Правительстве РФ перечне, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, он имеет право на внеочередное получение жилого помещения.
Судебная коллегия находит суждение суда первой инстанции и вывод по делу правильными, так как они соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном применении и толковании.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора и наличии оснований для отмены судебного акта, в связи с чем, решение суда, проверенное в пределах доводов жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В. Пухова
Судьи: С.Н. Сыренова
Л.Е. Шадрина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.