Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Наталья Николаевна, при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 24 мая 2017 года жалобу защитника Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики Барановой Е.В.
на постановление судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 12 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики,
установила:
28 апреля 2017 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в городе Сарапуле Новиковой С.В. в отношении Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее - БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР") составлен протокол N188 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, по фактам нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача от 18 мая 2010 года N 58, ФЗ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации здания Сарапульского межрайонного отделения БУЗ УР "БСМЭ М3 УР" (судебно-медицинского морга) по адресу: Удмуртская Республика, город Сарапул, улица 1-я Дачная, дом 13а.
Постановлением судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 12 мая 2017 года БУЗ УР "БСМЭ М3 УР" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности судебно-медицинского морга Сарапульского межрайонного отделения БУЗ УР "БСМЭ М3 УР" по адресу: Удмуртская Республика, город Сарапул, улица 1-я Дачная, дом 13а на срок сорок пять суток.
На данное постановление подана жалоба, в которой защитник БУЗ УР "БСМЭ М3 УР" Баранова Е.В. просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от 12 мая 2017 года в части назначения наказания в виде административного приостановления деятельности и назначить наказание в виде штрафа.
В судебном заседании начальник БУЗ УР "БСМЭ М3 УР" Жихорев В.И. и защитник БУЗ УР "БСМЭ М3 УР" Баранова Е.В. доводы жалобы поддержали.
Представители административного органа Бедило А.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ) и Новикова С.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ) полагали постановление судьи законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктом 1 статьи 39 Закона N52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N52-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела и установлено должностным лицом и судьей районного суда, 27 апреля 2017 года с 10.00 часов до 10.30 часов в ходе административного расследования по заявлению гражданина, направленному прокуратурой города Сарапула, в отношении БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР" (ИНН 1833014458, ОГРН 1021801512479, юридический адрес: 426009, УР, г.Ижевск, ул.Ленина, 87а), осуществляющего деятельность по организации и производству судебно-медицинских экспертиз и исследований по адресу: Удмуртская Республика город Сарапул, улица 1-я Дачная, дом 13а (Сарапульское межрайонное отделение БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР") обнаружено, что БУЗ УР "БСМЭ М3 УР" допустило нарушения требований санитарного законодательства при эксплуатации здания Сарапульского межрайонного отделения БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР" (судебно-медицинского морга) по адресу: Удмуртская Республика, город Сарапул, улица 1-я Дачная, д. 13а, а именно:
стены, потолки, полы помещений Сарапульского межрайонного отделения БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР" имеют дефекты покрытия (трещины, разрушения, отслоения плитки и краски), затрудняющие проведение влажной уборки и дезинфекции, а именно:
в холле и коридоре чистой половины морга на стене имеется дефект отделки в виде отслоения пласта краски до штукатурки, плитка на полу отпала, видна бетонная стяжка;
в кабинете среднего медицинского персонала дефект отделки стен в виде трещин;
в кабинете врача на потолке имеется трещина между потолочными плитами, крыша протекает, дефекты отделки стен, откосов окон, подоконника в виде отслоения краски;
в траурном зале имеются дефекты отделки потолка, стен, откосов окна в виде трещин, отслоения краски. Входные двери с улицы имеют деформацию - из-за проседания грунта двери перекосило;
в предсекционной (грязная половина морга): на полу практически отсутствует плитка, пол бетонный, неровный (просел в середине); угол помещения у входа в траурный зал проседает и разрушается; потолочные плиты расходятся, видны щели и трещины на потолке, стенах. Облицовочная плитка около раковины местами отпала, что затрудняет проведение влажной уборки с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
в секционном зале: пол неровный из-за проседания грунта (одно колесо каталки для транспортировки трупов не задевает пол, висит в воздухе), плитка на полу местами отсутствует, видны щели и трещины на потолке, стенах, в некоторых местах на стенах отсутствует облицовочная плитка, местами плитка отслаивается, что затрудняет проведение влажной уборки с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
в холодильнике имеются дефекты отделки потолка, стен в виде отслоения краски (краска отсутствует). Дверь в холодильную камеру просела и открывается плохо (задевает пол).
в кабинете врача, кабинете среднего медперсонала нет умывальной раковины. К умывальной раковине в туалете сотрудников чистой половины морга отсутствует подводка горячей воды. На умывальной раковине в предсекционной отсутствует смеситель.
в траурном зале используется мебель (диванчик), обивка которой порвалась, края обивочного материала задираются, видно деревянное основание дивана, то есть наружная поверхность мебели не гладкая, не устойчива к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 3676 от 03 июля 2015 года помещения, расположенные в нежилом здании по адресу: город Сарапул, улица 1-я Дачная, дом 13а, переданы в безвозмездное временное пользование БУЗ УР "БСМЭ М3 УР" для осуществления деятельности Сарапульского межрайонного отделения БУЗ УР "БСМЭ М3 УР" по производству судебно-медицинских исследований и экспертизы трупов. Ссудополучатель (БУЗ УР "БСМЭ М3 УР") обязан своевременно и за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного по договору имущества (пункт 3.2.5), соблюдать технические, санитарные, пожарные и иные нормы при использовании объекта (пункт 3.2.8), принимать меры по ликвидации ситуаций, ставящих под угрозу сохранность имущества, его экологическое и санитарное состояние (пункт 3.2.9).
Таким образом, БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР" нарушило требования пунктов 4.2, 4.3, 4.5, 4.6 11.14 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 18 мая 2010 года N58, а также статей 1, 8, 11, 24, 29, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Действия БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР" квалифицированы по статье 6.4 КоАП РФ.
Вина БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР" в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, а именно: определением от 25 апреля 2017 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом N 188 от 28 апреля 2017 года об административном правонарушении; обращением прокурора города Сарапула от 27 марта 2017 года; заявлением Ш.М.Д. от 27 марта 2017 года; протоколом осмотра от 27 апреля 2017 года с фототаблицей; выпиской из ЕГРЮЛ; Уставом БУЗ УР "БСМЭ М3 УР"; Договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом N от 03.07.2015 года; Решением Сарапульской городской Думы от 26 мая 2015 года N; Постановлением Администрации города Сарапула от 03 июля 2015 года N.
Кроме того, факт нарушения вышеуказанных требований не оспаривается защитником юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины БУЗ УР "БСМЭ М3 УР" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Анализируя доводы жалобы БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР" о необоснованном назначении судьей районного суда административного наказания в виде приостановления деятельности, прихожу к следующему.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
При рассмотрении дела установлено, что БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР" своевременно не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Совершенное БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР" правонарушение посягает на отношения по обеспечению эпидемиологического благополучия населения. Посягательства на указанные отношения характеризуются высокой степенью опасности, поскольку затрагивают интересы неопределенного круга лица в отношении их жизни и здоровья. В этой связи существенная угроза охраняемым правоотношениям заключается не в наступлении негативных последствий как таковых, а в угрозе их наступления по причине отсутствия со стороны заявителя должного контроля за соблюдением установленных санитарно-эпидемиологических требований.
Вышеперечисленные нарушения, обнаруженные и зафиксированные при проведении проверки, свидетельствуют о не обеспечении безопасности жизни и здоровья неограниченного круга людей и создает непосредственную угрозу их жизни и здоровью, гарантированных статьей 41 Конституции Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг; административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Пунктом 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, то назначенное административное БУЗ УР "БСМЭ МЗ УР" в виде административного приостановления деятельности соответствует задачам, установленным статьей 1.2 КоАП РФ, а именно охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Административное наказание в виде административного приостановления деятельности в данном случае судом первой инстанции назначено в пределах санкции статьи 6.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем такое наказание является справедливым и соразмерным содеянному, а назначение менее строгого вида наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства.
Исходя из изложенного, учитывая указанные обстоятельства постановление судьи является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Обстоятельства дела установлены и исследованы судом в полном соответствии с правилами статьи 26.1 КоАП РФ.
Обоснованных доводов для отмены состоявшегося судебного постановления апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, являющихся правовыми основаниями к отмене или к изменению постановления по делу об административном правонарушении, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ,
решила:
постановление судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 12 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, в отношении БУЗ УР "БСМЭ М3 УР" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.