Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Солоняка А.В.,
судей Долгополовой Ю.В. и Константиновой М.Р.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 17 мая 2017 года гражданское дело по иску М.Л.В., П.Л.К. и Ю.Г.Г. к Удмуртской Республике в лице Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики и Казне Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Долгополовой Ю.В., выслушав объяснения Ю.Г.Г., М.Л.В. и П.Л.К., поддержавших исковые требования, представителя Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики- К.Н.Н., действующей на основании доверенности от 27 марта 2017 года сроком действия по 1 апреля 2018 года, и представителя Министерства финансов Удмуртской Республики - С.О.В., действующей на основании доверенности от 17 ноября 2016 года сроком действия 1 год, не признавших исковые требования, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ю.Г.Г., М.Л.В ... и П.Л.К. обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с Казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики компенсацию морального вреда по 10 000 рублей в пользу каждого истца и взыскать с Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в пользу истцов расходы по оплате государственной пошлине по 100 рублей каждому. Требования мотивированы тем, что 27 января 2016 года истцы обратились в ГЖИ Удмуртской Республики с требованиями о применении к ООО УК " "данные изъяты"" мер, предусмотренных действующим законодательством, в связи с допущенными указанной управляющей организацией нарушениями требований Жилищного кодекса РФ, Стандарта раскрытия информации и прав граждан РФ. ГЖИ Удмуртской Республики допущено нарушение положений ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ответ по существу поставленных в заявлении от 27 января 2016 года вопросам в установленный законом срок истцам не направлен. Судебными постановлениями подтверждено бездействие ГЖИ, связанное с рассмотрением обращения истцов, повлекшее нарушение их прав, причинение им морального вреда.
В суде первой инстанции истцы доводы и требования, изложенные в иске, поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики - М.А.И.., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Представитель Казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Судом постановленорешение, в соответствии с которым иск Ю.Г.Г., М.Л.В. и П.Л.К. к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о взыскании компенсации морального вреда удовлетворен частично.
Взыскана с Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (за счет Казны Удмуртской Республики) компенсация морального вреда в пользу Ю.Г.Г. в размере 500 рублей, в пользу М.Л.В. - 500 рублей, в пользу П.Л.К. - 1 000 рублей.
Взысканы с Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики расходы по оплате государственной пошлины в пользу Ю.Г.Г. в размере 100 рублей, в пользу М.Л.В. -100 рублей, в пользу П.Л.К.- 100 рублей.
Иск к Министерству финансов Удмуртской Республики о компенсации морального вреда оставлен без удовлетворения.
Государственной жилищной инспекцией Удмуртской Республики подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда в связи с недоказанностью доводов истцов о причинении им морального вреда. Полагает, что является ненадлежащим ответчиком по требованиям о компенсации морального вреда, поскольку на нее не возложена обязанность выступать от имени казны субъекта РФ в делах о возмещении вреда. Кроме того, требования о компенсации морального вреда истцы к Государственной жилищной инспекции не предъявляли, такие требования предъявлены ими к Казне Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики.
На основании определения от 19 апреля 2017 года судебная коллегия привлекла Удмуртскую Республику в лице Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики к участию в деле в качестве ответчика и перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции явились следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Исходя из задач гражданского судопроизводства обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В данном случае истцами заявлены требования о компенсации морального вреда, причиненного бездействием органа государственной власти. Указанные требованиями предъявлены ими к Казне Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики.
При разрешении требований истцов суду первой инстанции следовало руководствоваться положениями статьей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. В суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Таким образом, иск о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием органов власти, в рассматриваемом случае предъявляется к Удмуртской Республике, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств. В свою очередь Министерство финансов Удмуртской Республики не является государственным органом, который несет имущественную ответственность за неправомерные действия иных органов государственной власти.
Указание истцами в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен был выяснить, какой орган как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и привлечь его к участию в деле в качестве ответчика по требованиям истцов о компенсации морального вреда.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Между тем, вышеприведенные требования суд первой инстанции не выполнил, не привлек к участию в деле публично-правовое образование, на которое может быть возложена обязанность по компенсации морального вреда в соответствии с бюджетным законодательством, принял решение о взыскании компенсации морального вреда с Государственной жилищной инспекции, не привлекая ее к участию в деле в качестве представителя надлежащего ответчика по данным требованиям. Судом не учтено, что материально-правовых требований к Государственной жилищной инспекции истцами по данному делу не заявлено, в этой связи взыскание с нее компенсации морального вреда без привлечения к участию в качестве надлежащего ответчика не соответствует требованиям процессуальных норм.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 года N538 "О Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики" Государственная жилищная инспекция является главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики и главным администратором доходов бюджета Удмуртской Республики.
Следовательно, данный орган должен выступать от имени Удмуртской Республики при разрешении требований истцов.
Разрешая исковые требования, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 27 мая 2016 года, которым административное исковое заявление М.Л.В., Ю.Г.Г., П.Л.К. к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о признании незаконными действий (бездействия) - удовлетворено частично.
Признано незаконным и существенно нарушающим права и законные интересы М.Л.В., Ю.Г.Г., П.Л.К. ненаправление Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики письменного ответа на обращение от 27 января 2016 года в установленный законом срок.
Отказано в удовлетворении административного иска М.Л.В., Ю.Г.Г., П.Л.К. к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в части требований:
признать незаконными и существенно нарушающими права и законные интересы граждан Российской Федерации:
необеспечение Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики объективного и всестороннего рассмотрения обращения граждан Российской Федерации М.Л.В., Ю.Г.Г., П.Л.К. от 29 апреля 2015 года в установленный законом срок и вплоть до обращения в суд;
непринятие Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики по обращению от 29 апреля 2015 года мер, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан Российской Федерации М.Л.В., Ю.Г.Г., П.Л.К. в установленный законом срок и вплоть до обращения в суд;
несоответствие ответа Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 26 июня 2015 года существу поставленных в обращении от 29 апреля 2015 года вопросов;
обязать Государственную жилищную инспекцию при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в срок 3 дня со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав граждан Российской Федерации М.Л.В., Ю.Г.Г., П.Л.К. обеспечением объективного и всестороннего рассмотрения обращения граждан от 29 апреля 2015 года, принятием мер, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан Российской Федерации, направлением письменного ответа гражданам Российской Федерации по существу всех поставленных в обращении вопросов, исходя из информации, раскрытой на официальном сайте reforniagkh.ru на 29 апреля 2015 года;
-направлением письменного ответа по существу поставленных в обращении граждан от 27 января 2016 года ответов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 сентября 2016 года решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 27 мая 2016 года отменено в части и принято по делу новое решение, которым: административное исковое заявление М.Л.В., П.Л.К., Ю.Г.Г. к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о признании незаконными действий (бездействия) и об обязании совершить определенные действия в целях устранения нарушений прав и законных интересов, удовлетворить частично: обязать Государственную жилищную инспекцию при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в течение 3 (трех) дней со дня вступления решения суда направить письменный ответ по существу поставленных в обращении от 27 января 2016 года вопросов в адрес М.Л.В., П.Л.К., Ю.Г.Г..
В остальной части решении оставлено без изменения.
Изложенные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами, по существу сторонами не оспариваются.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Данное законоположение, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не устанавливает порядок реализации данного права. Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 и глава 59 и ГК РФ).
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц.
Общим основанием ответственности за вред, по смыслу пункта 2 статьи 1064 ГК РФ, является вина причинителя, который освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Кроме того, исходя из положений этой статьи, на потерпевшем лежит обязанность доказать факт наступления тех или иных негативных последствий, признаваемых вредом, их объем, а также причинную связь между действиями причинителя и этими последствиями.
Как указано выше, судебными постановлениями признано незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики, выразившееся в неисполнении обязанности дать истцам письменный ответ по существу всех поставленных в их обращении от 27 января 2016 года вопросов, что свидетельствует о доказанности факта причинения истцам морального вреда в связи с нарушением их неимущественных прав.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
С учетом требований пункта 2 статьи 151, статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание характер причиненных истцам нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, требования разумности и справедливости, судебная коллегия полагает определить размер компенсации морального вреда в 500 рублей в пользу каждого истца.
По смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.15 и 3.16 постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 года N538 "О Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики" по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики, от имени Удмуртской Республики в суде выступает Государственная жилищная инспекция Удмуртской Республики как главный распорядитель бюджетных средств.
Таким образом, на Удмуртскую Республику в лице Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики должна быть возложена обязанность по компенсации истцам морального вреда.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 11 января 2017 года отменить, исковые требования М.Л.В., Ю.Г.Г., П.Л.К. к Удмуртской Республике в лице Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Удмуртской Республики в лице Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики компенсацию морального вреда в пользу М.Л.В. - 500 рублей, Ю.Г.Г. - 500 рублей, П.Л.К. - 500 рублей.
Тот же иск к Казне Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики оставить без удовлетворения.
Председательствующий Солоняк А.В.
Судьи Долгополова Ю.В.
Константинова М.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.