Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б.,
судей - Красиковой О.Е., Шинжиной С.А.,
при секретаре - Каршенинниковой Е.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Розы Е.В. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20 февраля 2017 года, которым
исковые требования Розы Е.В. удовлетворены частично.
Взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Розы Е.В. компенсация морального вреда за незаконное уголовное преследование в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении требований Розы Е.В. о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, в размере "данные изъяты" рублей, отказано.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Роза Е.В. обратился в суд с иском Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о возмещении морального вреда в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование по "данные изъяты" УК РФ. Требования мотивированы тем, что приговором Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата" года уголовное преследование в отношении него по "данные изъяты" УК РФ прекращено на основании "данные изъяты" УПК РФ, за отсутствием состава преступления, то есть по реабилитирующему основанию. Незаконным уголовным преследованием ему был причинен моральный вред. Он испытывал нравственные страдания, поскольку был оторван от дома, семьи. В отношении него были распространены порочащие сведения о его преступной деятельности, что умаляло его честь, достоинство и доброе имя. Полученная моральная травма сказывается на психологическом здоровье истца, а воспоминания о судебных процессах периодически служат причиной бессонницы и депрессий. Уголовное преследование по "данные изъяты" УК РФ осуществлялось в течение длительного периода времени, с "дата" года, за которое Роза Е.В. потерял общение с семьей, гражданская жена решилапрекратить семейные отношения, на нервной почве произошел выкидыш. Результатом незаконных действий правоохранительных органов стала утрата физического благополучия, распад семьи. Исходя из глубины своих страданий, эмоционально-психических нарушений, просит взыскать в счет компенсации морального вреда "данные изъяты" рублей.
Суд вынес вышеуказанное решение, об изменении которого просит в апелляционной жалобе Роза Е.В. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции необоснованно снизил размер компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование. Судом не учтено, что с момента ареста и заключения под стражу до оправдательного приговора истец на протяжении длительного времени испытывал эмоциональное расстройство и нравственные страдания. Полагает, что незаконным уголовным преследованием было опорочено его имя в глазах гражданской жены, у которой на нервной почве произошел выкидыш, и распалась семья. Считает, что суд самостоятельно должен был запросить соответствующие документы, подтверждающие причинно-следственную связь между вышеуказанными событиями и незаконным уголовным преследованием.
Исследовав материалы дела, заслушав Розу Е.В., поддержавшего доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ст.ст. 52-53 Конституции РФ установлено, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Учитывая, что незаконное привлечение гражданина к уголовной ответственности умаляет широкий круг его прав и гарантий, предусмотренных Конституцией РФ, в частности, достоинство личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25), лица, имеющие право на реабилитацию, во всех случаях испытывают нравственные страдания, в связи с чем, факт причинения им морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Исходя из положений ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
По смыслу статей 133 - 139, 397, 399 УПК РФ право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает при наличии реабилитирующих оснований: вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении обвиняемого - прекращение уголовного преследования.
Согласно ч.1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, среди прочего в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда также должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу статьи 1071 ГК РФ, в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Горно-Алтайского городского суда от "дата" года в отношении Розы Е.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, "дата" года данная мера пресечения изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.
"дата" года в отношении Розы Е.В. было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты" УК РФ.
Постановлением Горно-Алтайского городского суда от "дата" года в отношении Розы Е.В. изменена мера пресечения с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу.
Приговором Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата" года Роза Е.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты" УК РФ с применением "данные изъяты" УК РФ ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на "данные изъяты" месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Этим же приговором Роза Е.В. оправдан по "данные изъяты" УК РФ - в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. За Розой Е.В. признано право на реабилитацию.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай от "дата" года приговор Горно-Алтайского городского суда "дата" года в части осуждения Розы Е.В. в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты" УК РФ, а также в части оправдания по обвинению в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК РФ оставлен без изменения.
Учитывая положения вышеизложенных норм, суд первой инстанции, установив факт необоснованного преследования Розы Е.В. по "данные изъяты" УК РФ, незаконного применения к нему в качестве меры пресечения заключение под стражу, пришел к правильному выводу о причинении истцу нравственных страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей, суд первой инстанции правомерно учитывал личность истца (его молодой возраст), совершение истцом иных особо тяжких преступлений, за совершение которых ему назначено наказание в виде длительного лишения свободы, избрание в отношении истца меры пресечения в виде содержания под стражей в связи с совершением им иных преступлений, за которые он в дальнейшем был осужден, срок незаконного уголовного преследования Розы Е.В. по "данные изъяты" УК РФ (с "дата" года по "дата" года).
Указанный вывод суда отвечает требованиям ст. ст. 151, 1100 ГК РФ, а размер компенсации - требованиям ст. 1101 ГК РФ, так как сумма компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, по мнению судебной коллегии, определена судом первой инстанции в разумных пределах и является справедливой, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Отклоняя довод Розы Е.В. о том, что в связи с незаконным уголовным преследованием у его гражданской жены случился выкидыш, распалась семья, суд первой инстанции правильно указал в решении, что доказательств причинно-следственной связи между данными событиями и уголовным преследованием по указанной статье, истцом суду не представлено.
Доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции, и опровергали бы выводы судебного решения. Судебная коллегия находит, что при разрешении спора суд правильно определилзначимые по делу обстоятельства, выводы суда мотивированы и соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Розы Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья В.Б. Сарбашев
Судьи О.Е. Красикова
С.А. Шинжина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.