Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б.
судей - Кокшаровой Е.А., Красиковой О.Е.,
при секретаре - Абашкиной А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе, уточненной апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Республике Алтай Бадановой С.б. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01 марта 2017 года, которым
административные исковые требования Дедюхиной (Кондратьевой) Н.В. к Министерству здравоохранения Республики Алтай, Главному управлению МЧС России по Республике Алтай о признании незаконными отказов в согласовании списка на получение единовременного пособия в связи с гибелью члена семьи в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности согласовать список удовлетворены.
Признан незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Алтай в согласовании списка граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае-июне 2014 года на территории "Чемальский район" Республики Алтай, вызванный последствием паводка обильных дождей.
На Министерство здравоохранения Республики Алтай возложена обязанность согласовать список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае-июне 2014 года на территории "Чемальский район" Республики Алтай, вызванный последствием паводка обильных дождей, после его поступления с подписью министра труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай в срок не позднее 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Признан незаконным отказ Главного управления МЧС России по Республике Алтай в согласовании списка граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае-июне 2014 года на территории "Чемальский район" Республики Алтай, вызванный последствием паводка обильных дождей.
На Главное управление МЧС России по Республике Алтай возложена обязанность согласовать список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае-июне 2014 года на территории "Чемальский район" Республики Алтай, вызванный последствием паводка обильных дождей, после его поступления с подписью министра труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай и подписью министра здравоохранения Республики Алтай в срок не позднее 20 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Указано на необходимость Министерству здравоохранения Республики Алтай и Главному управлению МЧС России по Республике Алтай в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу сообщить Горно-Алтайскому городскому суду Республики Алтай о его исполнении.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дедюхина (Кондратьева) Н.В. обратилась в суд с административным иском к Министерству здравоохранения Республики Алтай, Главному управлению МЧС России по Республике Алтай о признании незаконными отказов Министерства здравоохранения Республики Алтай Главного управления МЧС России по Республике Алтай в согласовании списка граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи Кондратьева А.Н., возложении на Министерство здравоохранения Республики Алтай и на Главное управление МЧС России по Республике Алтай обязанности согласовать список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи К. А.Н. Административный иск мотивирован тем, что 01.12.2014 года Чемальским районным судом Республики Алтай вынесено решение, которым установлен факт смерти К. А.Н. в результате чрезвычайной ситуации. Решение суда вступило в законную силу 13.01.2015 года. Истец и члены ее семьи имеют право на получение материальной помощи в размере 1 миллиона рублей за погибшего К. А.Н. 02.06.2016 года в целях получения материальной помощи истица обратилась с заявлением в администрацию МО "Чемальский район", приложив все необходимые документы. 16.11.2016 года получила отказ в направлении документов в МЧС России и Минфин России в связи с несогласованием заинтересованных органов Республики Алтай. Данный отказ истец считает незаконным.
Судья принял вышеуказанное решение, об отмене которого и разрешении вопроса по существу просит представитель Главного управления МЧС России по Республике Алтай Баданова С.Б., в апелляционных жалобах указывает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда от 01.12.2014 года, не имеют для сторон по настоящему делу преюдициального значения и Главное управление МЧС России по Республике Алтай вправе оспаривать установленные этим решением обстоятельства. Из имеющихся в материалах дела доказательств невозможно установить, что К. А.Н. умер в результате чрезвычайного происшествия - наводнения, произошедшего в ночь с 28 на 29 мая 2014 года. Ш., К., П., переезжая брод по р. Каракол, осознавали опасность совершаемого действия, предвидели возможность наступления опасных последствий в виде угрозы их жизни и здоровью. Судом не установлена причинно-следственная связь между гибелью (смертью) К. А.Н. и чрезвычайной ситуацией, введенной на территории Республики Алтай с 29.05.2014 года в связи с паводком. С 29.05.2014 года по 31.05.2014 года был установлен региональный уровень реагирования по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации. Выплата единовременного пособия членам семей граждан погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, постановлением Правительства Республики Алтай N161 не предусмотрена. Такая выплата предусмотрена Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N110, и право на которую возникает у граждан, пострадавших в результате наводнения в мае-июне 2014 года в Республике Алтай с момента введения чрезвычайной ситуации федерального характера и установления федерального уровня реагирования - с 31.05.2014 года. Включение Дедюхиной (Кондратьевой) Н.В. в список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, является необоснованным. Кроме того, в соответствии с муниципальными правовыми актами Чемальского района ни река Каракол, ни адрес места жительства (регистрации) истца не вошли в зону чрезвычайной ситуации.
Изучив материалы дела, заслушав представителя МЧС России по Республике Алтай Баданову С.Б., поддержавшую апелляционную жалобу и дополнения к ней, представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай Тысову З.Т. и представителя БУЗ РА "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Коваленко А.М., оставивших разрешение спора на усмотрение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.02.2014 N110 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: в том числе на выплату единовременного пособия членам семей (супруге), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 миллиона рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи
В соответствии с приложением N15 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (далее по тексту - Правила), пунктом 8 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 (далее по тексту - Порядок), список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае-июне 2014 года на территории "Чемальский район" Республики Алтай, вызванный последствием паводка обильных дождей, подлежит согласованию с органом здравоохранения (судебно-медицинской экспертизы) по субъекту Российской Федерации и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Согласно п. 11 Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливается, в том числе, список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи, согласно приложению N 15.
Таким образом, право на получение единовременного пособия членами семьи погибшего в результате чрезвычайной ситуации, являющегося по сути компенсационной выплатой, а не способом возмещения вреда, не поставлено в зависимость от обстоятельств его гибели. Юридически значимым обстоятельством является установление факта гибели гражданина именно в результате чрезвычайной ситуации.
Как следует из материалов дела, распоряжением врио Главы Республики Алтай от 29.05.2014 года N 315-р в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай и в целях обеспечения жизнедеятельности населения республики, с 29 мая 2014 года на территории Республики Алтай введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай.
Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 01.12.2014 года, вступившим в законную силу 13.01.2015 года, К. А.Н. объявлен умершим и установлен факт его смерти в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего в ночь с 28 на 29 мая 2014 года в Чемальском районе Республики Алтай. Судом установлено, что труп погибшего во время чрезвычайной ситуации Кондратьева А.Н. не обнаружен по настоящее время, он не освидетельствовался БУЗ Республики Алтай "Бюро судебно-медицинской экспертизы", медицинское свидетельство о смерти и судебно-медицинское заключение не выдавались.
21.06.2016 года истица, являясь супругой погибшего К. А.Н., обратилась в Администрацию Чемальского района с заявлениями о выплате и включении ее и детей Кондратьевой Е.А., Кондратьевой А.А. в список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, с приложением всех необходимых документов, в том числе указанного решения Чемальского районного суда Республики Алтай от 01.12.2014 года.
Согласно письму первого заместителя главы администрации Чемальского района от "дата" N данные документы направлены в Министерство труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай для согласования и включения в список пострадавших. Министерством труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай подготовленный список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае-июне 2014 года на территории "Чемальский район" Республики Алтай, вызванный последствием паводка обильных дождей, в котором состоит только семья Кондратьевых, с обосновывающими документами был направлен для согласования в Министерство здравоохранения Республики Алтай и ГУ МЧС России по Республике Алтай. Сопроводительными письмами от "дата" N заместителя министра здравоохранения Республики Алтай Коваленко С.М. и от "дата" N врио начальника ГУ МЧС России по Республике Алтай Бурлакова А.П. пакет документов, в том числе указанный список, был возвращен в Министерство труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай без согласования.
Разрешая спор, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание установленный вступившим в законную силу решением суда факт гибели (смерти) К. А.Н. в результате чрезвычайной ситуации, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истицы права на получение единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем правомерно признал незаконными отказы Министерства здравоохранения Республики Алтай и ГУ МЧС России по Республике Алтай в согласовании списка граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае-июне 2014 года на территории "Чемальский район" Республики Алтай, вызванный последствием паводка обильных дождей и возложил на них обязанность по согласованию данных списков.
Довод жалобы о том, что решение суда, которым установлен факт гибели (смерти) К. А.Н., не имеет преюдициального значения, так как ГУ МЧС России по Республике Алтай не участвовало при рассмотрении дела, судебная коллегия отклоняет, поскольку согласно ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению истицы об установлении факта смерти К. А.Н. в результате чрезвычайной ситуации, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение. При этом участие ответчика при рассмотрении данной категории дел действующим законодательством не предусмотрено.
Более того, судебная коллегия отмечает, что доказательств, опровергающих обстоятельства и причину смерти К. А.Н., стороной ответчика суду не представлено.
Указание в жалобе на наличие вины К. А.Н. в своей смерти (гибели) несостоятельно и не может служить основанием для отказа в получении истицей полагающейся ей выплаты, так как материалами дела не установлен умысел погибшего К. А.Н. на причинение себе вреда, доказательства этому отсутствуют. Кроме того, действующее законодательство не содержит каких-либо запретов или ограничений прав на получение компенсации с учетом вины граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, уточненную апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Республике Алтай Бадановой С.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий судья - В.Б. Сарбашев
Судьи - Е.А. Кокшарова
О.Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.