Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р., Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования "Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации" Паньшина Д.Л. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 09 марта 2017 года, которым постановлено:
иск Шавалиева И.М. к Федеральному государственному казенному учреждению дополнительного профессионального образования "Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации" о признании приказа незаконным, компенсации морального вреда удовлетворить частично;
признать приказ N 110 л/с от 11 ноября 2016 года "по личному составу" о переносе и предоставлении дополнительного отпуска Шавалиеву И.М. незаконным;
взыскать с Федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования "Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации" в пользу Шавалиева И.М. в счет компенсации морального вреда 3 000 рублей;
в остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителей ответчика Федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования "Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации" Яковцовой И.В. и Салимгариева И.Р. в поддержку апелляционной жалобы, истца Шавалиева И.М., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шавалиев И.М. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению дополнительного профессионального образования "Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Институт) об отмене приказа о переносе дополнительного отпуска.
В обоснование указал, что 28 ноября 2011 года он назначен на должность заместителя начальника филиала института в г. Набережные Челны по учебной и научной работе. В соответствии с утвержденным графиком отпусков на 2016 года ему был согласован дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 9 дней в октябре 2016 года.
Приказом вр.и.о. начальника филиала Института от 30 сентября 2016 года ему был предоставлен отпуск с 03 сентября 2016 года по 07 ноября 2016 года, которым он не смог воспользоваться в связи с нетрудоспособностью, в связи с чем написал рапорт о предоставлении отпуска с 08 ноября 2016 года.
Однако поданный им рапорт был проигнорирован.
В соответствии с приказом N 110 л/с от 11 ноября 2016 года его отпуск был перенесен на период с 14 ноября 2016 года по 22 ноября 2016 года. Данный приказ истец просил признать незаконным, поскольку ответчиком не были учтены его интересы, состояние здоровья и семейные обстоятельства.
Кроме того, истец просил признать незаконными действия начальника филиала Зиганшина М.М. и взыскать в счет компенсации морального вреда 15 000 рублей.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Считает, что право на дополнительный отпуск Шавалиева И.М. не было нарушено ответчиком. Согласно части 6 статьи 56 и части 1 статьи 59 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342 - ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" непосредственно руководитель определяет сроки предоставления отпусков сотрудникам.
При обращении с рапортом на перенос дополнительного отпуска истец согласился со служебной необходимостью о его переносе на 14 ноября 2016 года и возражений не высказывал. В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о длительном отсутствии истца на рабочем месте, что подтверждает служебную необходимость нахождения его на службе и устранения выявленных служебными проверками недостатков.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 5 статьи 58 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам органов внутренних дел установлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день.
Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок предоставления данного отпуска, его продолжительность и перечень должностей, при замещении которых сотрудникам может быть установлен ненормированный служебный день, утвержден приказом МВД России от 06 сентября 2012 года N 849 "О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
Материалами дела установлено, что Шавалиев И.М. является заместителем начальника филиала Института в г. Набережные Челны по учебной и научной работе.
Приказом N 94 л/с от 30 сентября 2016 года истцу предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день за 2016 года с 03 октября 2016 года по 11 октября 2016 года, без выезда, на основании его рапорта от 23 сентября 2016 года (л.д.4).
В последствии истец был нетрудоспособен с 03 октября 2016 года по 07 ноября 2016 года, что подтверждается листками освобождения об служебных обязанностей, выданными госпиталем МСЧ МВД по Республике Татарстан г. Набережные Челны (л.д.5-7).
07 ноября 2016 года Шавалиев И.М. обратился с рапортом к начальнику филиала Института о переносе отпуска за ненормированный служебный день за 2016 года, предусмотренный в период с 30 сентября 2016 года по 07 ноября 2016 года, в связи с временной нетрудоспособностью, и по семейным обстоятельствам, на дату с 08 ноября 2016 года (л.д. 45).
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении истцом с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска в период с 08 ноября 2016 года у истца имелась уважительная причина, связанная с семейными обстоятельствами, что подтверждено документами, представленными самим истцом.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.
С 21 ноября 2011 года по настоящее время Шавалиев И.М., замещая должность заместителя начальника филиала (по учебной и научной работе) - начальник отделения (учебное отделение) филиала Института, является сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, имеет специальное звание "полковника полиции", на которого распространяется специальное законодательство.
Согласно приказу МВД России от 6 сентября 2012 года N 849 "О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется ежегодно в соответствии с графиком отпусков одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника на основании его рапорта (п. 1.1); право на дополнительный отпуск возникает у сотрудника независимо от фактической продолжительности его службы сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени (п. 1.2); сотруднику, не реализовавшему свое право на дополнительный отпуск в определенный графиком отпусков срок, дополнительный отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года (п. 1.5).
В соответствии части 4 статьи 56 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" основной отпуск за второй и последующие годы службы в органах внутренних дел предоставляется сотруднику органов внутренних дел в любое время в течение года в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. При этом дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника. В этом случае общая продолжительность непрерывного отпуска не должна превышать 60 календарных дней (без учета времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно).
В исключительных случаях срок предоставления отпуска, определенный графиком, по согласованию с сотрудником может быть перенесен приказом МВД или уполномоченного руководителя. К таким случаям относятся ситуации, когда отсутствие сотрудника на службе в ОВД влечет за собой невозможность надлежащего осуществления МВД, его территориальным органом, подразделением функций, установленных законодательством РФ (п. 6 ст. 56 Федерального закона N 342-ФЗ).
Частью 12 статьи 56 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставленный сотруднику органов внутренних дел основной отпуск или дополнительный отпуск продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника в случае временной нетрудоспособности сотрудника в случае:
1) временной нетрудоспособности сотрудника;
2) выполнения сотрудником во время отпуска государственных обязанностей, если для этого законодательством Российской Федерации предусмотрено освобождение от службы (работы);
3) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации либо приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Согласно части 3 этой же статьи продление основного отпуска или дополнительного отпуска осуществляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при представлении документов, подтверждающих наличие оснований для его продления.
Из данной нормы закона следует, что срок продления основного или дополнительного отпуска определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника. Приведенная норма закона исключает право сотрудника на самовольное определение сроков продления отпуска.
Представленный истцом рапорт о перенесении дополнительного отпуска за 2016 год и его начала с 08.11.2016 содержит резолюцию непосредственного руководителя о том, что в связи со служебной необходимостью данный отпуск переносится и начинается с 14.11.2016 (л.д.45).
С 08.11.2016 по 11.11.2016 Шавалиев И.М. был нетрудоспособен, что подтверждается соответствующим листком (л.д. 7).
Как следует из приказа N 110 л/с от 11 ноября 2016 года Шавалиеву И.М. перенесен и предоставлен с сохранением денежного довольствия дополнительный отпуск (за ненормированный служебный день) за 2016 год с 14 по 22 ноября 2016 года без выезда. Ранее изданный приказ N 94 л/с от 30 сентября 2016 года в части предоставления дополнительного отпуска истцу признан утратившим силу (л.д. 46).
С указанным приказом от 11.11.2016 N 110 л/с о переносе начала дополнительного отпуска на 14 ноября 2016 года истец был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 46).
Таким образом, руководителем правомерно по желанию истца и в удобное для него время предоставлен дополнительный отпуск с началом 14.11.2016 с учетом служебной необходимости и права непосредственного руководителя на окончательное решение вопроса о переносе отпуска.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований в части отмены приказа о переносе дополнительного отпуска не имеется, истец реализовал свое право на перенесение дополнительного отпуска и его право нарушено не было, соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований даты Шавалиева И.М. о компенсации морального вреда у суда первой инстанции также не имелось.
Доводы апелляционной жалобы основаны на действующем правовом регулировании спорных правоотношений и заслуживают внимания.
Поскольку выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права, что привело к принятию неправильного решения, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 09 марта 2017 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шавалиева И.М. к Федеральному государственному казенному учреждению дополнительного профессионального образования "Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации" о признании приказа N 110 л/с от 11 ноября 2016 года о переносе и предоставлении дополнительного отпуска незаконным, признании незаконными действий начальника филиала ФИО1 и компенсации морального вреда - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.