Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р., Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Дубровина В.Г. на решение Советского районного суда города Казани от 16 февраля 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Дубровина В.Г. к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан о признании действий (бездействия) незаконными, признании участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, взыскании убытков и компенсации морального вреда отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Дубровина В.Г. и его представителя Куликовой Г.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дубровин В.Г. в суд с иском к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - МЧС Республики Татарстан) о признании действий (бездействия) незаконными, признании участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее - ЧАЭС), взыскании убытков и компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований истец указал, что в период с 26 августа 1985 года по 30 июня 1988 года он работал в Производственном объединении (далее - ПО) "Камгэсэнергострой" машинистом автоскрепера и был направлен работодателем в командировку в город Вышгород Украинской ССР для участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с 23 августа по 21 сентября 1986 года.
27 октября 2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС.
20 ноября 2012 года истец получил ответ на свое заявление, в котором содержался отказ в выдаче соответствующего удостоверения в связи с неподтверждением факта нахождения в зоне отчуждения протяженностью 30 км от места аварии. Разъяснений о том, какие документы следует представить для подтверждения этого факта, истцу дано не было.
21 ноября 2013 года истец повторно обратился к ответчику с аналогичным заявлением и приложил к нему следующие документы: справку открытого акционерного общества "Укрэнергостроймеханизация" (далее - ОАО "Укрэнергостроймеханизация") N 100 от 28 октября 2013 года, содержащую сведения о работе истца в зоне отчуждения на русском языке на фирменном бланке и с печатью предприятия на украинском языке, справку от 25 апреля 1991 года, выписку из приказа N 91-к от 04 сентября 1986 года, изданного ПО "Камгэсэнергострой", копию приказа N 286-к от 28 августа 1986 года того же работодателя, копию паспорта и копию трудовой книжки. 25 июня 2014 года истец вновь получил от ответчика письмо с отказом в выдаче удостоверения со ссылкой на отсутствие сведений о работе в зоне отчуждения.
Не согласившись с ответом, истец направил те же документы в МЧС России, на что получил ответ о необходимости перевода текста бланка и печати с украинского языка на русский и его нотариального удостоверения.
19 ноября 2014 года истец в третий раз обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему удостоверения, представив документы, которые ранее прилагал к заявлению от 21 ноября 2013 года, и нотариально удостоверенный перевод. 19 декабря 2014 года истцу было выдано удостоверение.
По мнению истца, ответчик нарушил сроки рассмотрения его заявлений, намеренно затянул процесс проверки документов, что выразилось в несвоевременном получении истцом причитавшихся ему льгот и выплат.
Истец просил признать действия (бездействие) ответчика по вынесению решения об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС незаконными, признать его право как участника ликвидации аварии на период подачи заявления, взыскать убытки в виде неполученной ежемесячной денежной выплаты в размере 28 318 рублей 92 копеек, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 6 583 рублей 22 копеек, ежегодной компенсации на оздоровление в размере 1 410 рублей 78 копеек за период с 21 ноября 2013 года по 19 декабря 2014 года, взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил и увеличил свои требования, просил признать его участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с 27 октября 2011 года и взыскать с ответчика материальный вред за несвоевременное получение пенсии в размере 446 387 рублей. В остальной части свои требования истец оставил без изменения.
В судебном заседании 16 февраля 2017 года истец уменьшил размер материального требования, просил взыскать с ответчика убытки за несвоевременное получение пенсии в размере 362 460 рублей 37 копеек, поддержал уменьшенные и ранее заявленные требования.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, представил письменный отзыв.
Представитель третьего лица - Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истца ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В жалобе приводятся те же мотивы, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование несогласия с иском. Податель жалобы указывает, что на первичное заявление был дан ответ об отказе в замене удостоверения, хотя в заявлении указывалось о выдаче заявления, а не о его замене, что явилось прямым основанием к отказу в выдаче удостоверения. К тому же суд необоснованно не усмотрел вины МЧС Республики Татарстан в том, что его заявления были рассмотрены с нарушением установленного законом срока. При вторичном обращении истцу не разъяснен порядок предоставления справки с переводом.
Кроме того, ответчиком был сделан запрос в ОАО "Укрэнергостроймеханизация" от 18.11.2014, однако был направлен лишь после вынесенного решения об отказе в выдаче удостоверения 25.06.2014, ответ на данный запрос в суд не представлен, поэтому не может быть положен в основу принятия решения.
Считает, что ему незаконно задержана выдача удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, оно выдано только после вмешательства МЧС России по его жалобе.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился. Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца 1 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу абзаца 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Согласно абзацу 1 статьи 8 Закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся также и граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
В силу статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 указанного Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 указанного Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 27 октября 2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, приложив к нему выписку из приказа по Строительному управлению механизации - I УМС "КГЭС" от 04 сентября 1986 года о направлении истца в командировку с 23 августа по 21 сентября 1986 года в город Вышгород в распоряжение "Южатомэнергострой" и справку о том, что он участвовал в ликвидации последствий аварии с 23 августа по 21 сентября 1986 года.
На указанное заявление истца 20 ноября 2012 года ответчиком был дан ответ, согласно которому в выдаче удостоверения было отказано по причине отсутствия в представленных документах сведений о работе истца в зоне отчуждения. Истцу было разъяснено право на повторное обращение при наличии соответствующих документов.
21 ноября 2013 года истец вновь обратился к ответчику по тому же вопросу, приложив копию паспорта, трудовой книжки, справку N 100 от 28 октября 2013 года ОАО "Укрэнергостроймеханизация" (л.д. 12) и справку той же организации без даты (как указано в тексте самого заявления - л.д. 18). Ответчиком для проверки достоверности сведений, представленных истцом, 26 и 27 ноября 2013 года были направлены запросы в различные организации и учреждения, расположенные на Украине и имевшие отношение к ликвидации последствий аварии, в том числе в Управление механизации строительных работ "Укрэнергостроймеханизация", которое согласно справке от 28 октября 2013 года, выданной ОАО "Укрэнергостроймеханизация", ранее входило в состав треста "Южатомэнергострой", а впоследствии было реорганизовано в акционерное общество открытого типа.
МЧС Республики Татарстан из муниципального бюджетного учреждения "Архив документов по личному составу" была получена копия приказа Управления механизации строительства ПО "Камэнергострой" N 286-к от 28 августа 1986 года, согласно которому истец был командирован на один месяц в распоряжение треста "Южатомэнергострой". Сведений о направлении в зону отчуждения данный приказ не содержал. Из ДСП "ЧСК" (Украина) ответчиком был получен ответ о том, что по вопросу предоставления сведений из архива предприятия об участии в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС ему необходимо обратиться в ВАТ (ОАО) "Укрэнергостроймеханизация" (л.д. 49). Как указано выше, ответчик направил запрос в Управление механизации строительных работ "Укрэнергостроймеханизация", правопреемником которого является указанное акционерное общество.
25 июня 2014 года ответчиком истцу был дан ответ об отсутствии оснований для выдачи ему удостоверения, в котором также указано, что представленные им документы не содержат сведений о его работе в зоне отчуждения, и разъяснено право на повторное обращение при наличии соответствующих документов.
Из пояснений истца и содержания искового заявления судом установлено, что за разъяснением причин повторного отказа в выдаче ему удостоверения он обратился непосредственно в МЧС России, куда представил те же документы, что и ответчику 21 ноября 2013 года. На обращение истца 27 октября 2014 года МЧС России ему был дан ответ, в котором разъяснялся порядок выдачи удостоверений и необходимость перевода бланка справки ОАО "Укрэнергостроймеханизация" с украинского на русский язык. Ответчиком в ответе от 25 июня 2014 года такого разъяснения не содержалось.
19 ноября 2014 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему удостоверения, к которому приложил указанную выше справку с переводом с украинского на русский язык, заверенным нотариально.
На основании этого заявления истцу 19 декабря 2014 года было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С 24 февраля 2015 года, то есть с момента обращения, истцу производится ежемесячная денежная выплата согласно справкам ГУ УПФ РФ в городе Набережные Челны Республики Татарстан,
Указанные обстоятельства установлены также вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Казани от 19 мая 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 августа 2016 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты производятся исключительно в заявительном порядке с момента обращения за ними, а не за прошедший период времени, поэтому оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика убытков за несвоевременное получение пенсии у суда не имеется.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, находит их соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему правовому регулированию.
Согласно пунктам 2, 8 Правил предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для получения компенсации получатель компенсации подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление (с указанием почтового адреса или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются следующие документы:
а) заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;
в) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - для получения компенсаций, предусмотренных частями первой - третьей статьи 39 Закона.
Предоставление компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Довод апелляционной жалобы Дубровина В.Г. о неверной формулировки запроса по его первичному обращению не может повлиять не отмену решения суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Приказами МЧС Российской Федерации N 727, Минздравсоцразвития Российской Федерации N 831, Минфина Российской Федерации N 165н от 8 декабря 2006 года, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, к которому прилагаются:
паспорт гражданина Российской Федерации;
удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Как следует из пункта 6 названного Порядка и условий, документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:
командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;
справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;
трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;
табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;
справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);
задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;
военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);
выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;
выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Использованная в запросе МЧС Республики Татарстан формулировка "замена удостоверения", а не "выдача" (как указывалось истцом при подаче заявления) не влияет на обязанность предоставления списка документов при подаче заявления.
Судом установлено, что при первичном обращении за получением удостоверения истец представил документы, которые не подтверждали факт его работы в зоне отчуждения, что дало основание для принятия соответствующего решения.
Повторно истец обратился к ответчику только 21 ноября 2013 года, представив справку на фирменном бланке выдавшей ее организации, который не был переведен им на русский язык.
Длительность принятия решений ответчиком об отказе в выдаче удостоверения обусловлена необходимостью направления запросов, в том числе, в организации, расположенные на территории другого государства.
Указание в доводах жалобы, что только после обращения истцом в МЧС России ему были даны разъяснения о необходимости перевода документа для получения положительного решения о выдаче удостоверения, что не было сделано ответчиком, нельзя признать обоснованными.
Согласно ответу МЧС России от 27 октября 2014 года N 32-3-3063 на обращение истца по вопросу выдачи удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС последнему разъяснены положения Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Приказами МЧС РФ N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 165н от 8 декабря 2006 года и указано, что вопрос выдачи уполномоченному органу бланка удостоверения ликвидатора будет разрешен в день обращения при соблюдении требований, установленных Порядком, а также разъяснено о необходимости перевода с нотариальным удостоверением предоставляемой справки. При этом не указано о каких-либо нарушениях законодательства со стороны МЧС Республики Татарстан при разрешении вопроса о выдаче истцу соответствующего удостоверения.
Таким образом, по существу доводы жалобы ответчика (истца) направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая оценка представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани от 16 февраля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Дубровина В.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.