Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Э. Курмашевой,
судей Г.А. Сахиповой, Р.Р. Хасаншина,
при секретаре судебного заседания Д.Р. Джураеве
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Сармановском районе Республики Татарстан на решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 6 марта 2017 года, которым постановлено:
к включенному специальному трудовому стажу Амирова И.Н. МПКС 2 года 6 месяцев за периоды работ: с 07.08.1985 г. по 01.08.1990 г. в качестве геолога в Бугульминском УБР и в Бавлинском УБР, дополнительно включить период 2 года 5 месяцев 24 дня (межвахтовый отдых) как работа в МПКС.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения И.Н. Амирова, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.Н. Амиров обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сармановском районе Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указал, что решением ответчика от 11 ноября 2016 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа. При этом из периода работы в МПКС исключен период 2 года 5 месяцев 24 дня, так как работа осуществлялась им не вахтовым методом, а в порядке регулярных выездов в МПКС.
Не соглашаясь с таким решением, истец просил суд произвести расчет стажа работы в качестве геолога Бугульминского и Бавлинского УБР объединения "Татнефть" за период с 07 августа 1985 года по 01 августа 1990 года, исходя из правил подсчета стажа лицам, работающим вахтовым методом, определив указанный стаж работы, как 4 года 11 месяцев 22 дня, а не 2 года 5 месяцев 24 дня.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал.
Судом решение принято в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить как незаконное и необоснованное. Указывается, что истец работал в условиях регулярных выездов на работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а не вахтовым методом, что является необходимым условием для включения периода работы в специальный стаж.
В заседании суда апелляционной инстанции истец на удовлетворение апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о явке извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального Закона N400 "О страховых пенсиях в Российской Федерации" от 28 декабря 2013 года право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с частью 1 пункта 6 статьи 32 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;
В соответствии со статьей 297 Трудового кодекса Российской Федерации, вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Согласно статье 300 Трудового кодекса Российской Федерации, при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год.
Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени.
Работодатель обязан вести учет рабочего времени и времени отдыха каждого работника, работающего вахтовым методом, по месяцам и за весь учетный период.
В соответствии со статьей 301 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте. Каждый день отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте (день междувахтового отдыха) оплачивается в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки (части оклада (должностного оклада) за день работы), если более высокая оплата не установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Из материалов дела следует, что решением ответчика от 11 ноября 2016 года N 980329/16 истцу в назначении досрочной пенсии отказано в связи с недостаточностью стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.
При этом, в его специальный стаж периоды его работы в качестве геолога Бугульминского и Бавлинского УБР объединения "Татнефть" с 07 августа 1985 года по 01 августа 1990 года включены не в полном объеме, а продолжительностью 2 года 5 месяцев 24 дня.
Из трудовой книжки И.Н. Амирова и справки N14-128 от 13 июня 2006 года следует, что геологом в РИТС-И с регулярным выездом для работы в местности, приравненные к районом Крайнего Севера.
При этом, работы проводились межрегиональным вахтово-экспедиционным методом в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (ХМАО, Тюменская область г. Лангепас) с 12 часовым графиком работы в сутки по 15 дней + 2 дня дорога в месяце с выработкой годовой нормы часов, при начислении заработной платы применялся районный коэффициент 70% (1,7), к работе в режиме неполного рабочего времени истец не привлекался.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и нормы законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о включении указанных периодов в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как осуществляемые междувахтовым способом.
Данные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Согласно пункту 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516, в периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.
Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец работал в условиях регулярных выездов на работу в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, опровергаются справкой работодателя, уточняющий характер работы в особых условиях, которая является основным документом, подтверждающим стаж работы.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 6 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Сармановском районе Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.