Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Л.Ф. Митрофановой, С.М. Тютчева,
при секретаре судебного заседания А.Ф. Гильмутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф.Митрофановой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя О.В. Светикова И.М.Садыкова на решение Советского районного суда г. Казани от 2 марта 2017 года. Этим решением постановлено:
О.В. Светикову в иске к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Управлению архитектуры и градостроительства исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании незаконным решения об установлении проектных красных линий, признании права собственности на земельный участок отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения в поддержку доводов жалобы представителя О.В.Светикова И.М.Садыкова, судебная коллегия
установила:
О.В. Светиков обратился с иском к Администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о признании незаконным решения об установлении проектных красных линий, признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на основании договора от 12 мая 2008 года N 24-071-1188 на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... , находящийся в муниципальной собственности, и расположенный по адресу: "адрес". На данном участке находится объект капитального строительства - жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 сентября 2013 года. Имея намерение приобрести земельный участок, занимаемый жилым домом, в собственность, 11 октября 2016 года истец обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. Согласно письменному ответу от 23 декабря 2016 года N06-10-28/2897 предоставление земельного участка возможно только на праве аренды, так как часть земельного участка находится в границах красных линий проектируемой автомагистрали. Истцом направлены обращения в Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани с просьбой предоставить информацию об установлении красных линий, проходящих через земельный участок с кадастровым номером ... В соответствии с ответом на обращение земельный участок частично находится в проектных красных линиях перспективной транспортной развязки. Однако в кадастровой выписке о земельном участке, полученной в органах Росреестра, сведений о прохождении красных линий не имеется. Истец указывает, что резервирование земельных участков для муниципальных или государственных нужд, установление красных линий в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22июля 2008 года N 561 должно регистрироваться в органах Росреестра. Прохождение красных линий через земельный участок нарушает законные интересы и права истца, поскольку ограничивает его в правах владения и пользования земельным участком. По мнению истца, красные линии не могут проходить через уже отведенный (ранее) земельный участок без его предварительного изъятия для муниципальных или государственных нужд. Следовательно, решение ответчика об установлении красных линий не соответствует нормативным требованиям.
На этом основании просил суд признать незаконным решение об установлении красных линий в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес" признать право собственности на данный земельный участок, обязав администрацию Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани предоставить земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: "адрес", в собственность.
Определением суда от 2 марта 2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - на надлежащих: по требованию о признании незаконным решения об установлении красных линий, проходящих через земельный участок с кадастровым номером ... - на Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, по требованию о признании права собственности на земельный участок - на исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее по тексту ИК МО г. Казани).
В заседании суда первой инстанции представитель О.В. Светикова И.М.Садыков иск поддержал.
Представитель ответчика ИК МО г.Казани Г.Ф. Садыкова иск не признала.
Представитель ответчика Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани иск также не признала.
Суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель О.В. Светикова И.М.Садыков ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. При этом ссылается на отсутствие должной оценки суда того обстоятельства, что ответчиком отказано в предоставлении ему в собственность земельного участка, поскольку его часть находится в границах красных линий проектируемой автомагистрали, однако резервирование его участка или его изъятие не было произведено. В этой связи считает отказ ответчика в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка незаконным. Также указывает, что соседние земельные участки по "адрес" в своем большинстве оформлены в собственность граждан.
Лица, участвующие в деле, возражений на поданную апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представили.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель О.В.Светикова И.М.Садыков апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает, что решение суда является законным и обоснованным.
Из материалов дела усматривается, что З.Б. Исхаковой постановлением руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 12 мая 2008 года N 597 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером ... , площадью 1032 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
К истцу права по договору аренды перешли на основании договора уступки права требования от 22 октября 2012 года, сведения о праве аренды внесены в ЕГРП 2 ноября 2012 года.
На данном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности. Сведения о регистрации прав внесены в ЕГРП 14 сентября 2013 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 сентября 2013 года.
Имея намерение приобрести в собственность земельный участок с кадастровым номером ... , занимаемый жилым домом, 11октября 2016 года истец обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Советского района ИК МО г. Казани.
Письмом от 23 декабря 2016 года N 06-10-28/2897 Администрация Советского района ИК МО г.Казани указала о возможности нахождения земельного участка лишь на праве аренды, так как часть земельного участка находится в границах красных линий проектируемой автомагистрали.
Светиков И.М. обратился в Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани с заявлением о корректировке проектных красных линий на земельном участке. Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани письмом от 19 октября 2016 года сообщило, что согласно схеме общегородской улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана г. Казани земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в проектных красных линиях перспективной транспортной развязки. В целях всестороннего рассмотрения (градостроительный анализ, инженерно-техническое обеспечение, анализ улично-дорожной ситуации) возможности корректировки красных линий Управлением архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани, обращения юридических и физических лиц по данным вопросам обсуждаются комиссионно. По результатам комиссионного рассмотрения принято решение, что корректировка проектных красных линий на данном земельном участке не представляется возможной.
Разрешая спор в пределах заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно в удовлетворении иска отказал.
На основании пункта 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу части 1, пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно части 2, пунктам 7 и 13 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
На основании части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии наряду с другими элементами. Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно пункту 9 раздела 3.1.5. Постановления Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" (далее по тексту Инструкция) при разработке генерального плана, совмещенного с проектом планировки, на план современного использования территории (опорный план) наносятся проектируемые красные линии.
В соответствии с пунктом 15 раздела 3.2.1. вышеуказанной Инструкции утвержденный проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков, установления публичных сервитутов (при разработке проекта межевания территорий в составе проекта планировки); а также учитывается при разработке инвестиционно-градостроительных паспортов территорий и объектов; проектов межевания территорий; проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений; выдачи кадастровых карт (планов) земельных участков.
Пункт 8 раздела 3.2.1 Инструкции предусматривает, что разбивочный чертеж красных линий выполняется в соответствии с инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации.
Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий РДС 30-201-98, принятая постановлением Госстроя России 6 апреля 1998 года N 18-30 (далее - Инструкция РДС 30-201-98), предусматривает расчет координат точек красных линий и закрепление их на местности.
В соответствии с п. п. 4.4 и 4.6 Инструкции РДС 30-201-98 при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами (пункт 4.7. Инструкции РДС 30-201-98).
Согласно вышеизложенным нормам права земельные участки, являющиеся территорией общего пользования, приватизации не подлежат.
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани от 19 октября 2016 года следует, что согласно схеме общегородской улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана г. Казани земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в проектных красных линиях перспективной транспортной развязки.
Между тем О.В. Светиковым в рамках заявленных им в данном гражданском деле требований отказ ИК МО г. Казани предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок не оспаривался. Без оценки правомерности данного отказа ответчика, правовых оснований для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок у суда первой инстанции оснований не имелось, поскольку суд не может подменять функции органов исполнительной власти по рассмотрению вопросов о предоставлении земельных участков в собственность граждан.
Так, согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии же с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Более того по общему правилу, установленному Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан и юридических лиц за плату, кроме случаев, указанных в статье 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, истец же претендует на приобретение прав на земельный участок бесплатно.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, и отказ суда в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
Требования же о признании незаконным решения об установлении красных линий в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", подлежит разрешению в ином судебном порядке, поскольку направлено на оспаривание нормативно-правого акта.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что установление красных линий на схеме очередности развития уличной дорожной сети, обозначающих границы территории планируемого перспективного строительства автомагистрали, подлежит отображению в Генеральном плане муниципального образования г. Казани, утвержденном решением Казанской городской Думы.
Согласно п. п. 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 12 ст. 85 ЗК Российской Федерации в их системном толковании следует, что тот факт, что существующие границы территорий общего пользования не обозначены в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, не свидетельствует об отсутствии у них статуса территорий общего пользования. При этом суд отметил, что признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.
При таких обстоятельствах решение суда, в резолютивной части которого постановленооб отказе в удовлетворении исковых требований, следует признать законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда не имеется.
Ссылка в жалобе на незаконность отказа ответчика в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, не может быть проверена в рамках апелляционного рассмотрения, поскольку истцом данные требования перед судом заявлены не были. Согласно части 2 статьи 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционных жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком отказано в предоставлении ему в собственность земельного участка, так как его часть находится в границах красных линий проектируемой автомагистрали, однако резервирование его участка или его изъятие не было произведено, также подлежат разрешению в рамках рассмотрения спора об оспаривании отказа ответчика в предоставление в собственность граждан земельного участка.
Утверждения апеллянта о том, что соседние земельные участки по "адрес" в своем большинстве оформлены в собственность граждан, не могут служить основанием, свидетельствующим о возникновении права истца на испрашиваемый ими земельный участок.
Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Казани от 2 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя О.В. Светикова И.М.Садыкова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.