Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Муртазина А.И.
судей Мелихова А.В. и Садыковой Э.И.
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Батыршина Р.Р. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 06 марта 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Батыршина Р.Р. удовлетворить частично.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан ... от 29 ноября 2016 года частично неправомерным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан включить в специальный стаж Батыршина Р.Р. период работы в должности составителя поездов на Зеленодольском шпалопропиточном заводе Горьковской железной дороги с 12 ноября 2004 года по 25 апреля 2005 года.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Батыршина Р.Р., в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя ответчика Моисеева А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батыршин Р.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани о признании права на досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 5 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и в связи с тяжелыми условиями труда.
В обоснование требований указал, что 16 ноября 2016 года он подал заявление ответчику о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости
Решением от 29 ноября 2016 года в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев.
Ответчиком при вынесении оспариваемого решения установлены период работы истца на работах с тяжёлыми условиями труда продолжительностью 1 год 7 месяцев 15 дней и стаж на работах, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительностью 9 лет 10 месяцев 27 дней.
При этом ответчиком отказано во включении в специальный стаж период работы истца с 12 ноября 2004 года по 25 апреля 2005 года в должности составителя поездов, со ссылкой на то, что указанный период протекал после января 2002 года.
В суммировании указанных периодов работы и назначении пенсии с уменьшением пенсионного возраста ответчик отказал.
С указанным решением Бытыршин Р.Р. не согласен. По мнению истца, спорный период подлежал включению в специальный стаж и у него возникло право на получение досрочной страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что спорный период работы, может быть засчитан в специальный стаж только при условии выработанного полного специального стажа в 12 лет 6 месяцев. Решение об отказе является законным и обоснованным.
Суд исковые требования удовлетворил частично и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Батыршин Р.Р., просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное в связи с применением суда норм материального права, не подлежащей применению. При этом указывает, что при вынесении решения судом применены правовые нормы, действующие на момент вынесения решения, чем нарушен принцип правовой определенности. Просит применить к возникшему спору нормы закона, действовавшие в период его работы и удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая решение суда законным и обоснованным.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона (60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по возрасту назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Как видно из материалов дела, 16 ноября 2016 года истец подал ответчику заявление о назначении ему досрочной пенсии по основаниям, предусмотренным пунктами 2,5 части 1 статьи 30 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 29 ноября 2016 года за ... ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Мотивом отказа было отсутствие требуемого специального стажа.
В специальный стаж не был включен период работы с 12 ноября 2004 года по 25 апреля 2005 года в должности составителя поездов.
При этом в специальный стаж по списку N 2 включено 01 год 07 месяцев 15 дней, на основании подпункта 5 пункта 1 части 30 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" 09 лет 10 месяцев 27 дней., в том числе до 01 января 2002 года 8 лет 3 месяца 12 дней.
Этим же решением истцу отказано в суммировании периодов работы по с тяжелыми условиями труда и работ предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 части 30 Федерального Закона 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж периода работы с 12 ноября 2004 года по 25 апреля 2005 года в должности составителя поездов суд первой инстанции исходил из наличия для этого соответствующих правовых оснований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Согласно подпункту "г" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения" для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
В соответствии со Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" право на досрочное пенсионное обеспечение имеют составители поездов.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истца видно, что Батыршин Р.Р. в период с 12 ноября 2004 года по 25 апреля 2005 года работал в должности составителя поездов на Зеленодольском шпалопропиточном заводе Горьковской железной дороги "данные изъяты".
Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению, в числе прочих, подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Из пункта 4 указанного Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Как следует из архивной справкой филиала ОАО "РЖД" Горьковская железная дорога ... от 20 апреля 2016 года "данные изъяты", личной карточки работника "данные изъяты", личной карточкой прохождения инструктажей, обучения, стажировки, проверки знаний по охране труда и допуска к работе "данные изъяты", справки Зеленодольского шпалопропиточного завода Горьковской железной дороги, подтверждающей Батыршин Р.Р. работал в качестве составителя поездов, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов более 60 пар в сутки полный рабочий день "данные изъяты".
Таким образом спорный период обоснованно включен судом первой инстанции в специальный стаж. Решение в данной части сторонами не обжаловано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части назначения истцу досрочной страховой пенсии суд правомерно исходил из того, что Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года (далее Постановление N 516) и утвержденными им Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено суммирование различных льготных периодов работ. При этом постановлено, что к работе по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 данного закона (работе с тяжелыми условиями труда) предусмотрено суммирование периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, который предусматривает стаж в 12 лет 6 месяцев.
Таким образом, указанное суммирование периодов работы может иметь правовое значение только в том случае, если в результате суммирования периодов работы по Списку N 2 и периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, получится специальный стаж продолжительностью не менее 12 лет 6 месяцев, как установленное в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Лишь в указанном случае возникает условие, при котором можно реализовать право на досрочную пенсию по достижении возраста 55 лет (для мужчин) как указано в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона.
То есть, если в результате суммирования получается стаж менее 12 лет 6 месяцев у мужчин, правило об уменьшении возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренного абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется в силу прямого указания на это в пункте 3 Постановления N 516.
Довод апелляционной жалобы о необходимости применения к возникшему спору правового регулирования имевшего место до 02 мая 2006 года основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции являться не может, поскольку основан на неправильном понимании действующего законодательства..
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Суммирование работ с тяжелыми условиями труда с работами в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте предусматривалось Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Данный закон утратил силу с 01 января 2002 года, в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данный закон, как указывалось выше подобного суммирования не предусматривает.
Поскольку период работы истца в должности составителя поездов протекал после 01 января 2002 года, нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" к возникшему спору применены быть не могут.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, которым выводы суда соответствуют, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 06 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Батыршина Р.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.