Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей С.М.Тютчева, Л.Ф.Митрофановой,
при секретаре судебного заседания Д.Р.Джураеве,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.В. Шакирьянова гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Г. Шамсутдинова на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 13 марта 2017 года. Этим решением постановлено:
исковые требования Р.Г. Шамсутдинова к МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ, муниципальному образованию "Сухаревское сельское поселение" Нижнекамского муниципального района РТ об обязании предоставить земельный участок, оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Р.Г. Шамсутдинова об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
Р.Г. Шамсутдинов обратился в суд с иском МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ, муниципальному образованию "Сухаревское сельское поселение" Нижнекамского муниципального района РТ об обязании предоставить земельный участок.
В обоснование требований указывается, что в начале 2014 года он с сыном решили заняться животноводством. При этом они выбрали земельный участок с кадастровым номером ... Он написал заявление на имя Главы Сухаревского сельского поселения о предоставлении земельного участка, площадью 10 га, однако получил отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с отрицательным ответом жителей на ходатайство о выделении пастбищных земель. Он по аналогичному вопросу 06 августа 2015 года также получил отказ, но по другому основанию, а именно, что испрашиваемый земельный участок частично входит в зону специального назначения. Р.Г. Шамсутдинов обращался также в МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ" два раза и дважды получил отказ. Р.Г. Шамсутдинов, считая отказ в предоставлении ему земельного участка незаконным и необоснованным, просил обязать Управление земельных и имущественных отношений предоставить ему данный земельный участок.
В заседании суда первой инстанции Р.Г. Шамсутдинов свое требование поддержал, и пояснил, что, будучи главой КФХ с целью увеличения спектра деятельности КФХ, он обратился в местную администрацию, подав заявление о предварительном согласовании на предоставление участка земли, однако ему было отказано в связи с отрицательным мнением населения с. Кызыл Яр. В другом ответе ему сообщалось, что испрашиваемый им земельный участок частично входит в зону специального назначения. Однако это не соответствует действительности. Ответчик ссылается на то, что поблизости кладбище и захоронение биоотходов. Однако, кладбище находится дальше, также поблизости не имеется захоронений биоотходов. Р.Г. Шамсутдинов считает отказ УЗиО надуманным и связан с наличием конфликтных отношений между ним и Главой Сухаревского сельского поселения Р.Р. Галимовым.
Представитель МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ (далее - МКУ "УЗиО") В.М. Григорьева иск не признала.
При этом в суде пояснила, что Р.Г. Шамсутдинов обратился в МКУ "УЗиО" с заявлением об утверждении схемы, о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 10 га, расположенного по адресу: Нижнекамский муниципальный район, Сухаревское сельское поселение, д. Кызыл-Яр, для ведения крестьянского фермерского хозяйства. К заявлению прилагалась схема расположения испрашиваемого земельного участка. Согласно публичной кадастровой карте вид разрешенного использования не определен, площадь участка 483515 кв.м. Согласно документам территориального планирования Сухаревского сельского поселения НМР РТ испрашиваемый земельный участок входит в зону сельскохозяйственных угодий, а также частично в зону специального назначения. В связи с чем, предоставление испрашиваемого земельного участка для сельскохозяйственного производства невозможно.
Представитель ответчика глава Сухаревского сельского поселения Р.Р. Галимов иск не признал, в суде пояснил, что в 2014 году от Р.Г. Шамсутдинова поступило письменное обращение по вопросу предоставления земельного участка площадью 10 га с указанием данного участка на карте. Поскольку данный участок входит в границы населенного пункта и является пастбищем, где жители осуществляют выпас скота и домашних животных, было организовано общее собрание граждан. 03 мая 2014 года на общем собрании гражданами было решено отказать в выделении данного земельного участка, о чем истец был письменно уведомлен. 16 мая 2014 года от жителей д. Кызыл Яр поступило коллективное письменное обращение с просьбой не выделять данный участок. После этого, Р.Г. Шамсутдинов за заявлениями по данному вопросу не обращался.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Территориальный отдел Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ, Управление Росреестра по РТ.
Представитель Территориального отдела N7 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ в суд не явился, направил заявление о рассмотрении дела без своего участия, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Представитель Управления Росреестра по РТ в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении иска, принял решение в изложенной выше редакции.
В апелляционной жалобе Р.Г. Шамсутдинова ставится вопрос об отмене решения суда, обязании ответчиков предоставить ему испрашиваемый земельный участок.
При этом указывается, что отказы в предоставлении ему земельного участка являются неправомерными, а его доводы судом не были приняты во внимание, доводы ответчиков легли в основу принятого решения.
Лица, участвующие в деле, на заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу части 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции свое решение обосновал следующими положениями действующих законов.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции на дату спорных правоотношений) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату спорных правоотношений), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 12 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В свою очередь в силу подпункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 1 марта 2015 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, осуществляется органом местного самоуправления поселения за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения (пункт 3 статьи 3.3).
Из содержания указанных выше норм следует, что результатом рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка КФХ может стать также отказ уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или отказ в предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.
Предварительное согласование предоставления земельного участка один из этапов оформления имущественных отношений с муниципальными органами. Процедура направлена на защиту интересов лиц, как заявителя, так и владельцев земельных участков во избежание нарушения их прав землепользования и предоставления его другим лицам.
Судом первой инстанции установлено, что Р.Г. Шамсутдинов является главой КФХ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 16 N 006251066 от 5 июля 2011 года (л.д.15).
28 февраля 2014 года Р.Г. Шамсутдинов обратился к главе Сухаревского сельского поселения НМР РТ с заявлением рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка площадью 10 га расположенного в д. Кызыл-Яр для расширения КФХ в границах земельного участка под кадастровым номером ...
В ответе Р.Г. Шамсутдинову глава Сухаревского сельского поселения НМР РТ письмами от 14 марта 2014 года и 16 мая 2014 года сообщил об отказе в удовлетворении ходатайства о выделении земельного участка в связи с отрицательным мнением жителей деревни Кызыл-Яр.
Заявление КФХ Р.Г. Шамсутдинова о предоставлении земельного участка поступило в адрес МКУ "УЗиО" 24 февраля 2015 года.
26 сентября 2016 года в ответ на обращение Р.Г. Шамсутдинову направлено письменное уведомление N 3407 от 26 сентября 2016 года начальника Управления земельных и имущественных отношений О.Д. Бит-Мирза. Этим письмом Р.Г. Шамсутдинову было сообщено, что согласно документам территориального планирования Сухаревского сельского поселения НМР РТ испрашиваемый земельный участок входит в зону сельскохозяйственных угодий, а также частично в зону специального назначения. Зона специального назначения предназначена для размещения объектов ритуального назначения, объектов складирования и захоронения отходов потребления, биоотходов и для других объектов, размещение которых недопустимо в других территориальных зонах. В связи с чем, предоставление испрашиваемого земельного участка для сельскохозяйственного производства представляется невозможным.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан N 804 от 28 мая 2013 года "Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг", в числе прочих утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги предоставлению земельного участка в аренду из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение 38) (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 1.3. Административного регламента муниципальная услуга предоставляется Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района. Исполнитель муниципальной услуги - Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
К числу оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги относится - отказ Исполнительного комитета сельского поселения муниципального района Республики Татарстан в случае если земельный участок находится в границах сельского поселения в согласовании выделения земельного участка или не предоставление данного согласования (п.2.9 Стандарта предоставления муниципальной услуги).
Земельный участок КN ... имеет площадь 483 515 кв.м, вид разрешенного использования не определен.
Согласно ответу Управления строительства и архитектуры Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ N 246 от 11 февраля 2016 года земельный участок КN ... по генеральному плату Сухаревского сельского поселения НМР РТ соответствует землям сельскохозяйственного назначения, отмечен как пастбища, сенокосы. По Правилам землепользования и застройки Сухаревского сельского поселения отнесен к территориям земель сельскохозяйственных угодий, применительно к которым не устанавливаются градостроительные регламенты. Размещение КФХ на землях сельскохозяйственного назначения возможно при наличии проекта с разделом санитарно-защитной зоны объекта и при соблюдении процедуры внесения изменений в генеральный план Сухаревского сельского поселения Нижнекамского муниципального района РТ.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Сухаревского сельского поселения, утвержденными решением Совета Сухаревского сельского поселения Нижнекамского муниципального района РТ от 06 марта 2013 года N 6 спорный земельный участок расположен в территориальной зоне, в зоне земель сельскохозяйственных угодий.
Р.Г. Шамсутдинов обратился к Администрации сельского поселения с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка. Согласование не было получено.
Суд первой инстанции правильно признал необоснованными доводы Р.Г. Шамсутдинова о неправомерности данного отказа администрации поселения в предоставлении земельного участка.
Так Р.Г. Шамсутдинов считает, что причиной отказа в выделении ему земельного участка явилось наличие к нему неприязни со стороны Главы Сухаревского сельского поселения Р.Р. Галимова. Данное утверждение Р.Г. Шамсутдинова проверены, они своего подтверждения не нашли. Кроме того, к числу обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения данного спора, факты наличия неприязненных отношений Р.Г. Шамсутдинова с каким-либо из должностных лиц, не относятся. При этом, как пояснил сам истец, он с вопросом о предоставлении ему или предварительном согласовании иного земельного участка, к руководителю Сухаревского сельского поселения Р.Р. Галимову или в МКУ "УЗиО", не обращался.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что причиной отказа уполномоченного муниципального органа в предоставлении Р.Г. Шамсутдинову земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, явилось то, что предложенная истцом схема расположения земельного участка в границах участка с кадастровым номером 16:30:081301:21 не соответствовала документам территориального планирования Сухаревского сельского поселения. Следовательно, у администрации поселения отсутствовали законные основания для предварительного согласования или предоставления испрашиваемого земельного участка. Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и основаны на положениях действующих законов.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не было оснований для возложения обязанности на МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ", Администрацию сельского поселения предоставить истцу земельный участок.
Исходя из заявленных требований, норм материального права, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, в соответствии со ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ именно на Р.Г. Шамсутдинов лежит бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих факт нарушения прав истца действиями ответчиков.
Между тем, дав оценку представленным по делу доказательствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования Р.Г. Шамсутдиновым заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат, так как в ходе судебного разбирательства его доводы о нарушении его прав и законных интересов со стороны ответчиков своего подтверждения не нашли.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Р.Г. Шамсутдинова судебной коллегией проверены. Данные доводы не могут служить основанием для отмены решения, поскольку повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, так как сводятся по существу к несогласию с выводами районного суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 13 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Г. Шамсутдинова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.