Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.В. Мелихова, Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Шарипова Р.З. решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 февраля 2017 года, которым отказано в удовлетворении иска Шарипова Р.З. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты незаконным и возложении обязанности восстановить на учете на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Р.З. Шарипова и его представителя П.В. Терентьева, поддержавших доводы жалобы, пояснения представителя ответчика Е.А. Богдановой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.З. Шарипов обратился в суд с указанным иском к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан. В обоснование иска указано, что с истец состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. "дата" на заседании центральной жилищной комиссии МВД по РТ было принято решение о снятии истца с учета очередников на получения единовременной выплаты в связи с улучшением истцом жилищных условий. Истец с данным решением не согласен, просит суд признать его незаконным и обязать ответчика восстановить истца на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика - МВД по РТ, иск не признала.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Р.З. Шарипов просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что собственник помещения вправе в любое время распорядиться квартирой "адрес", при этом истец и члены его семьи, лишены каких-либо прав пользования данным жилым помещением при смене собственника в силу ст.209 Гражданского кодекса РФ, а также положений Жилищного кодекса РФ. У истца и членов его семьи имеются только 21,63 кв.м., принадлежащих его жене - Э.Н. Шариповой. А значит, нормы обеспеченности на каждого члена семьи составляют менее 15 кв.м., что является основанием для нахождения на учете для получения единовременной выплаты. Эти доводы истца не были учтены судом первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Р.З. Шарипов и его представитель жалобу поддержали.
Представитель ответчика Е.А.Богданова с жалобой не согласилась.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (части 1 и 2 статьи 40), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).
Частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Согласно части 4 статьи 4 этого же Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).Из материалов дела следует, что 26 апреля 2013 года Р.З. Шарипов был поставлен на учет получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На момент постановки на учет семья Шарипов Р.З. в составе 3 человек (истец, супруга и дочь) были зарегистрированы и проживали в принадлежащей отцу истца трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 56,8 кв.м., где также проживал и был зарегистрирован отец истца - З.Д. Шарипов.
Кроме того, супруге истца принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 64,9 кв.м., по адресу: "адрес", что составляет 21,63 кв.м.
В 2015 году в связи с рождением сына произошло изменение состава семьи истца в связи с рождением сына - Р.Р. Шарипова.
"дата" отец истца - З.Д. Шарипов, приобрел четырехкомнатную квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 88,4 кв.м., в которой зарегистрированы истец с семьей в составе 4 человек.
Решением жилищной комиссии МВД по РТ N ... от 25 декабря 2015 года Р.З. Шарипов исключен с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с улучшением жилищных условий.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение центральной жилищной комиссии МВД по Республике Татарстан N ... от 25 декабря 2015 года является законным, поскольку уровень обеспеченности каждого члена семьи истца более учетной нормы, установленной Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Материалами дела подтверждается, что семья истца зарегистрированы и проживают в четырехкомнатной квартире по адресу: "адрес", общей площадью 88,4 кв.м..
При этом истец с семьей зарегистрированы и проживают в этом жилом помещении без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, что с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ свидетельствует о том, что они вселены в принадлежащую З.Д. Шарипову (отцу истца) квартиру как члены семьи собственника жилого помещения и как вселенные собственником жилого помещения члены его семьи согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением.
То обстоятельство, что собственник квартиры З.Д. Шарипов зарегистрирован по другому адресу и проживает отдельно от семьи истца, само по себе не опровергает факт вселения собственником З.Д. Шариповым в жилое помещение в качестве члена семьи истца и членов семьи истца, учитывая, что гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.
Согласно подпункту "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.
При этом пунктом 23 Правил предусмотрено, что в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения.
Статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме прочего, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).
Судом первой инстанции установлено, что в 2014 году жилищные условия истца. улучшились, поскольку на каждого члена семьи приходится по 27,5 кв.м. ( с учетом доли супруги истца в праве собственности на другую квартиру), что более учетной нормы на одного члена семьи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственник помещения вправе в любое время распорядиться квартирой "адрес", при этом истец и члены его семьи, лишены каких-либо прав пользования данным жилым помещением при смене собственника, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления. При утрате права пользования вышеуказанной квартирой, истец вправе вновь претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в установленном Правилами предоставления единовременной социальной выплаты порядке.
Таким образом, учитывая, что при решении вопроса о праве на жилищное обеспечение истца должен учитываться совокупный уровень обеспеченности жильем членов его семьи, принимая во внимание, что при суммарной обеспеченности семьи истца, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения истца составляет 27,5 кв. м, что превышает установленный пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м, который является одним из условий предоставления единовременной социальной выплаты, вывод суда первой инстанции о правомерности снятия истца с учета очередников МВД по Республике Татарстан на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является правильным.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарипова Р.З. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.