Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.В. Мелихова, Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Салминой Марии Степановны на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 22 марта 2017 года, которым отказано в удовлетворении иска Салминой М.С. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о взыскании компенсации за средства реабилитации, неустойки, компенсации морального вреда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.С. Салмина обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о взыскании компенсации за средства реабилитации, неустойки, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований истица указала, что является инвалидом 3 группы по онкологии с 2013 года Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида, ей были назначены технические средства реабилитации - анальные тампоны в период с 16.07.2015 по 01.08.2016. Средства реабилитации ей были предоставлены 22.06.2016 только за период с 12.04.2016 по 29.06.2016 в количестве 79 штук. Она неоднократно обращалась за предоставлением ей средств реабилитации в Территориальное управление социальной защиты г.Бугульмы, которые ранее отвечали за предоставление инвалидам технических средств реабилитации. Услуги по предоставлению технических средств реабилитации с 16.07.2015 по 11.04.2016 и с 30.06.2016 по 01.04.2016 ей так и не оказаны.
Просила взыскать с ответчика в счет компенсации за не представленные средства реабилитации в размере "данные изъяты" руб. за период 16.07.2015 по 11.04.2016 и с 30.06.2016 по 01.04.2016, в счет компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" руб., неустойку за просрочку исполнения отдельных этапов выполнения работы в размере "данные изъяты" руб., неустойку за просрочку выполнения требований потребителя в добровольном порядке в размере "данные изъяты" руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы присужденной в пользу потребителя.
М.С. Салмина на судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - Л.В. Шайгарданова иск не признала и пояснила, что законом не предусмотрено возмещение средств на не приобретенные средства реабилитации. За период до 01.01.2016 года обязанности по предоставлению инвалидам мер социальной защиты у Фонда социального страхования не имелось. В настоящее время средства реабилитации предоставлены истице по 25.12.2016 года.
Судом первой инстанции в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе М.С. Салмина просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что, по ее мнению, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации. Считает, что если техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, то независимо от того, приобретала она данное средство за свой счет или не приобретала, ей должна быть выплачена компенсация.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан указывает, что считает решение суда законным и обоснованным. М.С. Салмина была обеспечена анальными тампонами за период с 01.11.2016 по 31.12.2016. Что касается обеспечения М.С. Салминой техническими средствами реабилитации за прошлый период, то действующим законодательством не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за прошлый период, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый периоды. Законом предусмотрено, что в случае, если техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, то уполномоченным органом может быть выплачена компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство. После обращения М.С. Салминой с заявлением и необходимыми документами, в том числе, подтверждающими расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации, ей будет выплачена компенсация.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит ввиду следующего.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября
1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации
Согласно ч.1 ст.9 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15 (1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с этими Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Из материалов дела следует, что М.С. Салмина является инвалидом 3 группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, ей назначены технические средства - анальные тампоны, в период с 16.07.2015 по 01.08.2016.
28.09.2015 М.С. Салмина обратилась в ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Бугульминском районе с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, а именно: анальный тампон (средство ухода при недержании кала) 1 шт. в день (в соответствии с ИПР инвалида N ... от 16.07.2015).
Технические средства реабилитации ей были предоставлены 22.06.2016 за период с 12.04.2016 по 29.06.2016 в количестве 79 штук, за период с 01.07.2016 по 31.07.2016 - 31 шт., с 01.11.2016 по 25.12.2016 в количестве 61 шт.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации суд пришел к обоснованному выводу, что право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, признавая доводы апелляционной жалобы М.С. Салминой несостоятельными.
Доказательств обращения М.С. Салминой в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, с заявлением и соответствующими документами, в том числе, подтверждающими расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации, материалы дела не содержат.
При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований М.С. Салминой у суда не имелось.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 22 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Салминой М.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.