Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.В. Мелихова, Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания М.А. Буравлевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 25 сентября 2015 года, которым постановлено:
Иск Шустова Б.Ю. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Государственному казенному учреждению "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" о предоставлении мер социальной поддержки удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан предоставить ребенку-инвалиду Шустовой А.Б., "дата" рождения, технические средства реабилитации - подгузники за период с "дата" по "дата" в количестве 270 штук, впитывающие простыни в количестве 120 штук, инвалидную кресло-коляску с ручным приводом для больных ДЦП прогулочную
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан А.О. Марамыгиной, поддержавшей доводы жалобы, пояснения Б.Ю. Шустова, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.Ю. Шустов, действуя в интересах несовершеннолетнего инвалида Шустовой А.Б., "дата" рождения, обратился в суд с иском Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении мер социальной поддержки,
В обоснование искового заявления указано, что в соответствии с программой реабилитации от "дата", ребенок инвалид нуждается в предоставлении технических средств реабилитации - подгузниках (памперсах) в количестве 90 штук в месяц, впитывающих простынях в количестве 30 штук в месяц, в кресле-коляске прогулочной с ручным приводом.
За период с "дата" ребенок-инвалид не обеспечен указанными техническими средствами реабилитации, направление на получение коляски не получено.
Ссылаясь на изложенное, истец просил обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения в силу предоставить ребенку инвалиду Шустовой А.Б., "дата" рождения, технические средства реабилитации - подгузники за период с "дата" по "дата" в количестве 360 штук, впитывающие простыни в количестве 130 штук, инвалидную кресло-коляску с ручным приводом для больных ДЦП прогулочную.
В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Комплексный центр).
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования, уточник количество подгузников (памперсов) - 270 штук, указывая, что 90 штук были выданы на рассмотрения дела.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан иск не признал, указав, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Комплексный центр.
Представитель Комплексного центра в суд не явился, направил письменный отзыв, в котором просит отказать в иске, указывая, что обеспечение А.Б. Шустовой произведено не в полном объеме в связи с отсутствием остатков по государственному контракту на указанные технические средства реабилитации и дефицита финансирования из федерального бюджета.
Суд иск удовлетворил в вышеприведенной формулировке.
Определением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 10.11.2016 по делу N2-8045/16 удовлетворено заявление ГКУ "Комплексный центр" о замене должника на Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ГУ-РО ФСС РФ по РТ).
Апелляционным определением Верховного Суда РТ от 19.12.2016 определение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 10.11.2016 было оставлено без изменения, частная жалоба ФилиалаN5 ГУ-РО ФСС РФ по РТ - без удовлетворения.
Таким образом, на ГУ-РО ФСС РФ по РТ перешли обязательства по исполнению решения суда.
В апелляционной жалобе ГУ - РО ФСС по РТ просит решение суда отменить в части возложения обязанности по обеспечению подгузниками за период с "дата" по "дата" в количестве 270 шт, впитывающими простынями в количестве 120 штук, поскольку представление средств технической реабилитации инвалида не предусмотрено за прошлый период. Также в жалобе указано, что решение суда в части представления кресле-коляске прогулочной с ручным приводом исполнено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ- РО ФСС по РТ А.О. Марамыгина жалобу поддержала.
Истец Б.Ю, Шустов с жалобой не согласился.
Представитель Комплексного центра в суд апелляционной инстанции не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд апелляционной инстанции не явился, извещен.
Проверив судебное постановление в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене.
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что Шустова А.Б., "дата" рождения, согласно справке МСЭ, является инвалидом, для нее разработана индивидуальная программа реабилитации от "дата", в соответствии с которой она подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации - в том числе, в виде подгузников (90 штук в месяц), впитывающих простынь - 30 штук в месяц, инвалидным креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП прогулочным.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывал, что с "дата" указанные технические средства реабилитации в полном объеме не поставлены, согласно предоставленным ответчиком Актам, в спорный период поставлены только 90 подгузников.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом районного суда в части возложения обязанности на ответчика по обеспечению подгузниками за период с "дата" по "дата" в количестве 270 шт, впитывающими простынями в количестве 120 штук, исходя из следующего.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 названных правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N57н.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что А.Б. Шустова была лишена принадлежащего ей права на обеспечение техническими средствами реабилитации и восстановление ее права возможно только путем предоставления ей технических средств реабилитации в натуре за прошлое время.
Поскольку А.Б. Шустова за период с "дата" по "дата" не была обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации, ее право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N57н, а у суда в силу положений части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика - ГУ - РО ФСС по РТ обязанности обеспечить А.Б. Шустову техническими средствами реабилитации в натуре за указанный период.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что принятое по делу судебное постановление в части возложения на ответчика обязанности по представлению за период с "дата" по "дата" технических средств реабилитации - подгузников в количестве 270 шт, впитывающих простыней в количестве 120 штук, нельзя признать законным.
Решение суда в указанной части, как принятое с существенным нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности по представлению за период с "дата" по "дата" технических средств реабилитации - подгузников в количестве 270 шт, впитывающих простыней в количестве 120 штук.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 25 сентября 2015 года отменить в части возложения обязанности на ответчика предоставить ребенку-инвалиду Шустовой А.Б., "дата" рождения, технические средства реабилитации - подгузники за период с "дата" по "дата" в количестве 270 штук, впитывающие простыни в количестве 120 штук, и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в этой части.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.