Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р. и Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Гизетдиновой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционным жалобам Новожилова С.А. и представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тетюшском районе Республики Татарстан - Большаковой И.А. на решение Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 27 марта 2017 года, которым постановлено:
иск Новожилова С.А. удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тетюшском районе Республики Татарстан обязанность засчитать Новожилову С.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда по Списку N 2 период работы с 06 февраля 1985 года по 05 августа 1991 года в должности электрогазосварщика в Рубежанском спецуправлении "Химмонтаж" N 9 треста "Промхиммонтаж".
В остальном в удовлетворении его исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Тетюшском районе Республики Татарстан в пользу Новожилова С.Н. возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Новожилова С.А., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, объяснения представителя ответчика Артемьевой Н.П., в поддержку доводов своей апелляционной жалобы и возражавшей против доводов жалобы истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новожилов (прежняя фамилия Остапец) С.А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тетюшском районе Республики Татарстан об отмене решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии и возложении на ответчика обязанности засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, определенные периоды его работы, а также возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения к ответчику.
В обосновании иска указал, что 25 января 2016 года подал ответчику заявление об установлении ему досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда. Однако решением ответчика в назначении досрочной пенсии ему отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев и требуемого общего стажа 25 лет.
Полагая данный отказ незаконным, истец с учетом уточнения исковых требований просил включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работы: с 06 февраля 1985 года по 05 августа 1991 года в должности электрогазосврщика в Рубежанском спецуправлении "Химмонтаж" N 9 треста "Промхиммонтаж", с 01 октября 1991 года по 04 августа 1995 года в ложности электрогазосварщика в ПП "Ремстроймонтаж", с 01 ноября 1996 года по 03 марта 1997 года, с 10 июня 1997 года по 15 декабря 1997 года в должности электросварщика в Московском управлении инжиниринговых услуг ЗАО "Металлургпрокатмонтаж", а периоды работы с 09 января 2004 года по 27 января 2008 года, с 28 января 2008 года по 27 января 2009 года, с 24 февраля 2009 года по 17 января 2010 года, с 09 июня 2010 года по 17 апреля 2011 года в должности электрогазосварщика в обществе с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Спецмонтаж" просил включить в общий страховой стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию со дня обращения с заявлением о ее назначении.
В судебном заседании истец и его представитель уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исковые требования не признала.
Суд исковые требования удовлетворил частично и принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований по включению в общий страховой стаж периодов работы в ООО "Спецмонтаж" в должности электрогазосварщика ручной сварки, просит его отменить и принять в этой части новое решение об удовлетворении данных требований. Указывается, что отсутствие перечислений работодателем страховых взносов в спорные периоды работы ввиду того, что он являлся иностранным гражданином, не могут служить основанием для отказа в реализации его пенсионных прав.
В апелляционной жалобе представителем ответчика ставится вопрос об отмене решения суда в части включения в специальный стаж истца периода работы с 06 февраля 1985 года по 05 августа 1991 года в должности электрогазосварщика. Указывается, что из представленных документов невозможно определить характер выполняемых работ в указанный период, отсутствует документальное подтверждение занятости на определенных видах сварочных аппаратов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал, с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласился.
Представитель ответчика просил апелляционную жалобу удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы истца просил отказать.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 этой же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года N8-П и Определении от 05 ноября 2002 года N320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Из материалов дела следует, что 25 января 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ответчика от 05 февраля 2016 года ... Новожилову (Остапец) С.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием установленной законом необходимой продолжительности специального стажа 12 лет 6 месяцев и общего страхового стажа 25 лет. В бесспорном порядке ответчиком истцу засчитаны продолжительность страхового стажа - 20 лет 1 месяц 17 дней и специального - 5 лет 9 месяцев 2 дня.
При этом в специальный стаж истцу не включены следующие периоды работы: с 06 февраля 1985 года по 05 августа 1991 года в должности электрогазосварщика в Рубежанском спецуправлении "Химмонтаж" N 9 треста "Промхиммонтаж" (продолжительность 6 лет 6 месяцев 0 дней), с 01 октября 1991 года по 04 августа 1995 года в должности электрогазосварщика в ПП "Ремстроймонтаж" (продолжительность 3 года 8 месяцев 3 дня), с 01 ноября 1996 года по 03 марта 1997 года, с 10 июня 1997 года по 15 декабря 1997 года в должности электросварщика в Московском управлении инжиниринговых услуг АО "Металлургпрокатмонтаж" (продолжительность 10 месяцев 7 дней), с 09 января 2004 года по 27 января 2008 года, с 28 января 2008 года по 27 января 2009 года, с 24 февраля 2009 года по 17 января 2010 года, с 09 июня 2010 года по 17 апреля 2011 года (продолжительность 6 лет 9 месяцев 19 дней).
Кроме того, работу в ООО "Спецмонтаж" пенсионный орган не засчитал истцу и в общий страховой стаж.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периода работы с 06 февраля 1985 года по 05 августа 1991 года в должности электрогазосварщика в Рубежанском спецуправлении "Химмонтаж" N 9 треста "Промхиммонтаж" суд исходил из того, что в указанный период истец осуществлял работы, подлежащие зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Его работа в спорные периоды проходила в тяжелых условиях труда, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой, уточняющей особый характер работы и условия труда.
Судебная коллегия считает, что данные выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с таким выводом суда судебная коллегия признает несостоятельными в силу следующего.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Действовавшим в период работы истца с 06 февраля 1985 года по 05 августа 1991 года в должности электрогазосварщика в Рубежанском спецуправлении "Химмонтаж" N 9 треста "Промхиммонтаж" Списком N 2 от 1956 года в разделе "Общие профессии" были названы должности "газосварщики и подручные" и "электросварщики и их подручные".
В последующем же Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей, показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 в разделе "Общие профессии" поименованы должности "электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вещества не ниже 3 класса опасности" (код позиции 23200000-19756), "электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах" (код позиции 23200000-19905), а также "электросварщики ручной сварки" (код позиции 23200000-19906).
Таким образом, относительно выполнявшихся до 01 января 1992 года работ в должности газоэлектросварщика соответствующий Список N 2 от 1956 года не содержал требования о необходимости подтверждения занятости на конкретных видах сварочных работ, в том числе на ручной сварке.
В соответствии с пунктом 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для страховых пенсий утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 данных Правил.
Согласно пункту 11 вышеуказанных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Факт работы истца в должности электрогазосварщика с 06 февраля 1985 года по 05 августа 1991 года в Рубежанском спецуправлении "Химмонтаж" N 9 треста "Промхиммонтаж" подтверждается записями в трудовой книжки, уточняющей справкой от 26 июля 2016 года, из которой следует, что Новожилов С.А. работал на сварочных трансформаторах ТД-500, выпрямителях ВД-301, 302, ВДУ-504, ВКСМ-100, ВДМ-1600 и другими, что свидетельствует о том, что он в течение полного рабочего дня производил сварку и резку металла вручную при помощи газового сварочного аппарата или электродуговой сварки.
Таким образом в спорный период истец осуществлял работы, подлежащие зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о том, что факт работы в тяжелых условиях труда истцом не подтвержден, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда в этой части.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в общий страховой стаж периодов работы в ООО "Спецмонтаж" в должности электрогазосварщика ручной сварки с 09 января 2004 года по 27 января 2008 года, с 28 января 2008 года по 27 января 2009 года, с 24 февраля 2009 года по 17 января 2010 года, с 09 июня 2010 года по 17 апреля 2011 года суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии для этого соответствующих правовых оснований.
С таким выводом суда судебная коллегия соглашается, признавая доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с выводом суда в этой части несостоятельными в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1).
В силу статьи 2 указанного Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 2 действующего в указанный спорный период Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Новожилов С.А., являясь гражданином Украины, с 09 января 2004 года по 27 января 2008 года, с 28 января 2008 года по 27 января 2009 года, с 24 февраля 2009 года по 17 января 2010 года, с 09 июня 2010 года по 17 апреля 2011 года работал в должности электросварщика ручной сварки в ООО "Спецмонтаж", что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 12-13) и справкой Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу "адрес". (л.д.99)
Из представленного Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" и "адрес" ответа от "дата" следует, что в спорный период Новожилов С.А. не имел вида на жительство и разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. В этом же ответе указано, что ООО "Спецмонтаж" не уплачивало страховые взносы за Новожилова С.А. в соответствии с действующим законодательством. Организация ежегодно представляет поименные списки работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, однако Новожилов С.А. в указанных списках не значится.
Таким образом, истец в период работы в ООО "Спецмонтаж" имел статус иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации и не являлся застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию.
Кроме того, только с 01 января 2012 года на основании Федерального закона от 03 декабря 2011 года N 379-ФЗ в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор, то есть обязанность страхователей уплачивать страховые взносы в отношении указанных лиц возникла с 01 января 2012 года.
В области трудовой миграции имеются международные правовые акты: Соглашение от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов от 15 апреля 1994 года (ратифицированное Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 47-ФЗ).
Названными выше международными соглашениями вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации работодателями России за иностранных работников, в том числе граждан Украины, в спорный период урегулированы не были.
С учетом изложенного периоды работы с 09 января 2004 года по 27 января 2008 года, с 28 января 2008 года по 27 января 2009 года, с 24 февраля 2009 года по 17 января 2010 года, с 09 июня 2010 года по 17 апреля 2011 года в должности электросварщика ручной сварки в ООО "Спецмонтаж" не могут быть учтены при подсчете страхового стажа, поскольку Новожилов С.А. застрахованным лицом не являлся, страховые взносы за него согласно действовавшего законодательства не начислялись и не уплачивались.
В целом доводы апелляционных жалоб направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем они не могут быть удовлетворены.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 27 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Новожилова С.А. и представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тетюшском районе Республики Татарстан - Большаковой И.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.