Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р. и Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани - Бадертдиновой Л.Г. на решение Приволжского районного суда города Казани от 21 марта 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Валиахметовой Ф.К. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани о включении в пенсионный стаж периодов деятельности удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани:
включить в специальный стаж Валиахметовой Ф. К. периоды работы с 01 марта 1999 года по 31 января 2001 год в Государственном Унитарном Предприятии "Центр медицинской косметологии и здоровья", с 01 февраля 2001 года по 30 сентября 2016 года в обществе с ограниченной ответственностью "Центр медицинской косметологии и здоровья".
Признать за Валиахметовой Ф. К. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Назначить Валиахметовой Ф. К. досрочную страховую пенсию по старости в связи осуществлением лечебной деятельности с 30 ноября 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани в пользу Валиахметовой Ф. К. в возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Валиахметовой Ф.К. и ее представителя Ахмадуллина Р.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Валиахметова Ф.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии со дня обращения.
Свои исковые требования мотивировала тем, что 30 ноября 2016 года подала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, однако решением ответчика в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого продолжительности стажа работы 30 лет.
При этом в специальный стаж не включены периоды работы в должности фельдшера-лаборанта с 01 марта 1999 года по 31 января 2001 года в государственном унитарном предприятии (далее - ГУП) "Центр медицинской косметологии и здоровья" и с 01 февраля 2001 года по 30 сентября 2016 года в обществе с ограниченной ответственностью (далее ООО) "Центр медицинской косметологии и здоровья" в той же должности.
Полагая решение ответчика незаконным и нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, истец просила суд возложить на ответчика обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, вышеперечисленные периоды и назначить ей досрочную страховую пенсию с 30 ноября 2016 года.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором с иском не согласился.
Представитель третьего лица ООО "Центр медицинской косметологии и здоровья" в суд не явился.
Судом постановленорешение об удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. При этом в жалобе указывает, что в спорный период истец работала в организациях здравоохранения, которые не включены в Список учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Работодателем сведения индивидуально-персонифицированного учета в пенсионный орган в отношении истца сдавались без указания льготного кода. Правовых оснований для признания за истцом права на досрочное назначение пенсии и возложения на ответчика обязанности по назначению ей досрочной пенсии у суда также не имелось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и ее представитель с доводами апелляционной жалобы не согласились по мотивам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Представитель третьего лица не явился, представил письменные возражения, в которых указывает о несогласии с доводами апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Часть 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ регламентирует, что Правительство Российской Федерации уполномочено утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 30 ноября 2016 года Валиахметова Ф.К. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с наличием у нее, как она полагала, необходимого медицинского стажа - 30 лет.
Однако решением ответчика от 13 декабря 2016 года ... истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа.
В бесспорном порядке истцу зачтено 12 лет 6 месяцев 28 дней. При этом в ее специальный стаж ответчиком не были включены периоды работы в должности фельдшера-лаборанта с "дата" по "дата" год в ГУП "Центр медицинской косметологии и здоровья" и с 01 февраля 2001 года по 30 сентября 2016 года в ООО "Центр медицинской косметологии и здоровья" в той же должности.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, включив в специальный стаж истца указанные выше спорные периоды работы, признал за ней право на досрочную страховую пенсию по старости с учетом специального стажа с 30 ноября 2016 года.
Судебная коллегия с выводом суда в части возложения на ответчика обязанности по включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периода работы в должности фельдшера-лаборанта с 01 марта 1999 года до 01 ноября 1999 года в ГУП "Центр медицинской косметологии и здоровья" соглашается по следующим основаниям.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет") в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Из трудовой книжки Валиахметовой Ф.К. следует, что с 01 марта 1999 года она принята в порядке служебного перевода на должность фельдшера-лаборанта в ГУП "Центр медицинской косметологии и здоровья", которое с 01 февраля 2001 года было преобразовано в ООО "Центр медицинской косметологии и здоровья", где истец работает по настоящего времени.
При таких обстоятельствах, поскольку в спорный период истец работала в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу, которая предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, работа в указанной должности имела место в организации, осуществлявшей лечебную деятельность, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанный период подлежит включению в специальный стаж работы Валиахметовой Ф.К., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Удовлетворяя исковые требования истца в части включения в специальный стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии периодов работы с 01 ноября 1999 года по 31 января 2001 года в ГУП "Центр медицинской косметологии и здоровья" в должности фельдшера-лаборанта и с 01 февраля 2001 года по 30 сентября 2016 года в ООО "Центр медицинской косметологии и здоровья" в той же должности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для зачета указанного спорного периода в специальный стаж истца и назначении досрочной страховой пенсии с даты обращения в пенсионный орган.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в указанной части в связи со следующим.
Так, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее Список N 781).
В разделе "Наименование учреждений" Списка N 781 общество с ограниченной ответственностью и государственное унитарное предприятие не поименованы.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрено установление тождественности лишь в случае изменения организационно-правовой формы учреждения.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (утратила силу с 01 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Такое же определение учреждения закреплено и в пункте 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (введена с 01 сентября 2014 года).
Согласно пункту 1.1 Устава ГУП "Центр медицинской косметологии и здоровья", государственное унитарное предприятие - "Центр медицинской косметологии и здоровья "Министерства здравоохранения Республики Татарстан, в дальнейшем именуемое "Центр", создано в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 04 февраля 1997 года N 34, является правопреемником арендного предприятия "Центр медицинской косметологии и здоровья", отвечает по его долгам и обязательствам.
Целью создания Центра является удовлетворение спроса населения Республики Татарстан в высококвалифицированной медицинской, лечебной, диагностической помощи, в оказании населению и лечебным учреждениям квалифицированной и другой консультативной помощи и других услуг в целях удовлетворения общественных потребностей в получении прибыли.
В последующем на основании постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по управлению госимуществом от 09 января 2001 года N 6 предприятие преобразовано в ООО "Центр медицинской косметологии и здоровья", где истец работает по настоящее время.
Согласно пункту 1.1. Устава ООО "Центр медицинской косметологии и здоровья", общество создано в соответствии с Законом Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан о приватизации в результате преобразования государственного унитарного предприятия "Центр медицинской косметологии и здоровья", зарегистрированного Администрацией города Казани 28 февраля 1997 года, регистрационный ... , и является его правопреемником по всем правам и обязанностям. Центр также осуществляет такие виды деятельности как научно-методическая деятельность, оказание консультативных и информационных услуг населению и юридическим лицам по организации системы платной медицинской помощи, обучение новым методам диагностики и лечения, оказание правовой помощи населению и юридическим лицам различных форм собственности, внедрение системы обязательного медицинского страхования, изучение спроса и предложения по платной медицинской помощи, рекламно-издательская деятельность, приобретение и реализация транспортных средств, внешнеэкономическая деятельность.
Из Устава ООО "Центр медицинской косметологии и здоровья" следует, что общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли.
Таким образом, данные юридические лица не являются учреждениями и не отвечают требованиям, предъявляемым к учреждениям, работа в которых дает право на досрочную пенсию.
Принимая во внимание, что в спорные периоды с 01 ноября 1999 года по 31 января 2001 года и с 01 февраля 2001 года по 30 сентября 2016 года истец осуществляла трудовую деятельность в названных выше организациях, не являющиеся учреждениями здравоохранения, судебная коллегия приходит к выводу, что право на включение данного периода работы в специальный стаж у нее не возникло.
Каких-либо сведений о том, что названные организации ранее являлись учреждениями, которые впоследствии изменили организационно-правовую форму, суду не представлено.
Более того, пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим Порядком подтверждению, в том числе, подлежат периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Из пункта 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Такие же разъяснения даны и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает необходимость подтверждения специального трудового стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Сведения, содержащиеся в выписке из индивидуального лицевого счета истца за оспариваемый период работы, сданы работодателем в пенсионный орган общим стажем без указания льготного кода.
Изложенное свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, что привело к неверному выводу о том, что периоды работы истца с 01 ноября 1999 года по 31 января 2001 года в ГУП "Центр медицинской косметологии и здоровья" и с 01 февраля 2001 года по 30 сентября 2016 года в ООО "Центр медицинской косметологии и здоровья" в должности фельдшера-лаборанта подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Поскольку без учета данных периодов работы истца ее специальный стаж на день обращения в пенсионный орган составлял менее требуемых 30 лет, правовых оснований для признания за Валиахметовой Ф.К. права на досрочное назначение пенсии и возложения на ответчика обязанности по назначению ей досрочной пенсии с указанной даты у суда также не имелось. Поэтому в данной части обжалуемое решение судебной коллегией также отменяется и принимается новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Доводы истца и ее представителя о том, что апелляционная жалоба ответчика подписана ненадлежащим должностным лицом, в связи с чем не подлежала принятию и рассмотрению по существу, являются необоснованными. Апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани подписана представителем Бадертдиновой Л.Г., полномочия которой, в том числе право на обжалование судебного постановления, указаны в доверенности от 25 ноября 2015 года ... , выданной начальником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Толстовой Ж.А.
При указанных обстоятельствах принятое судом решение не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше части.
На основании изложенного руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 21 марта 2017 года по данному делу в части удовлетворений требований о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани обязанности по включению в стаж Валиахметовой Ф. К., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии с "дата" по "дата" в должности фельдшера-лаборанта в ГУП "Центр медицинской косметологии и здоровья" и с "дата" по "дата" в должности фельдшера-лаборанта в ООО "Центр медицинской косметологии и здоровья", а также назначении Валиахметовой Ф.К. досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности отменить и принять в этой части новое решение об отказе данных исковых требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.