Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Л.Ф. Митрофановой, С.М. Тютчева,
при секретаре судебного заседания Д.Р. Джураеве
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф.Митрофановой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью "СУНИР" М.Р.Джакупова на решение Приволжского районного суда г.Казани от 30марта 2017 года.
Этим решением постановлено:
иск Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к Ш.Х. Шавалиеву, обществу с ограниченной ответственностью "СУНИР" о возмещении вреда окружающей среде удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СУНИР" в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в счет возмещения вреда окружающей среде 713083 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СУНИР" государственную пошлину в доход муниципального образования г. Казани в размере 10330 рублей 83 копеек.
В удовлетворении исковых требований Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к Ш.Х. Шавалиеву о возмещении вреда окружающей среде отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения против доводов жалобы Ш.Х. Шавалиева и его представителя А.З. Таловой, представителей Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан А.С. Исмагиловой и М.В.Сафина, судебная коллегия
установила:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обратилось с иском к Ш.Х. Шавалиеву о возмещении вреда окружающей среде.
В обоснование заявленных требований указано, что 17 ноября 2015 года в отношении Ш.Х. Шавалиева Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан было вынесено постановление о назначении административного наказания N 778, согласно которому Ш.Х. Шавалиев был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации. Из указанного постановления следует, что 06 ноября 2015 года в 15.00 часов по адресу: "адрес", за территорией административного здания по "адрес" Ш.Х.Шавалиев при помощи экскаватора марки Hyundai без государственных номеров осуществил пользование недрами без разрешения (лицензии), а именно: осуществил разработку песчаного карьера объемом 3955,2 куб.м. Параметры карьера: длина - 51,5 кв.м, ширина - 24 м, глубина - 3,2 м, чем нарушил требования статьи 11 Закона Российской Федерации "О недрах". Административный штраф ответчиком уплачен. Данное нарушение причинило вред окружающей среде на сумму 713083 рубля. В силу изложенного истец просит взыскать с ответчика сумму в размере 713083 рубля.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ООО "СУНИР".
В заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал.
Ответчик Ш.Х. Шавалиев и его представитель иск не признали.
Представитель ответчика ООО "СУНИР" иск не признал.
Представитель органа, дающего заключение, - Государственной инспекции труда в Республике Татарстан в суд не явился.
Суд, удовлетворив исковые требования частично, принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель общества с ограниченной ответственностью "СУНИР" М.Р.Джакупов ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ним. Настаивает на доводах, изложенных в суде первой инстанции, о том, что общество с ограниченной ответственностью "СУНИР" не было привлечено к административной ответственности за пользование недрами без лицензии. Сам факт того, что Ш.Х. Шавалиев состоял в трудовых отношениях с обществом с ограниченной ответственностью "СУНИР" не является основанием для возложения обязанности по возмещению вреда окружающей среде на их организацию. Более того согласно табелю рабочего времени никто из сотрудников общества 06 ноября 2015 года не работал, кроме охранников. Кроме того ссылается на недоказанность истцом размера ущерба, причиненного окружающей среде.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Ш.Х.Шавалиева А.З. Талова, приводя свои доводы в опровержение, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции Ш.Х. Шавалиев и его представитель А.З. Талова, представители Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан А.С. Исмагилова и М.В.Сафин с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность постановленного судом первой инстанции решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене либо изменению решения суда по данному гражданскому делу не находит.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (далее по тексту Закон об охране окружающей среды), в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На основании статьи 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пунктам 1.1, 3.3, 3.3.1 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06 июля 2005 года N 325, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное управление и реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к его полномочиям, на территории Республики Татарстан.
Министерство в пределах своей компетенции и в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 данного Положения осуществляет следующие полномочия: в области охраны окружающей среды: ... предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Согласно пунктам 2 и 4 Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 564, вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, определяется по формуле: D = Lз + Cл + Cо, где: D - размер вреда (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются (рублей); Lз - стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей); Сл - фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей), или расходы на восстановление нарушенного состояния подземного водного объекта в случае загрязнения подземных вод (рублей); Со - фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей).
Из материалов дела усматривается, что постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды от 17 ноября 2015 года за N 778 Ш.Х.Шавалиев признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации, и в качестве меры административного наказания подвергнут административному штрафу в размере 3000 рублей.
В постановлении указано, что 06 ноября 2015 года в 15.00 часов по адресу: "адрес" Ш.Х.Шавалиев при помощи экскаватора марки Hyundai без государственных номеров осуществил пользование недрами без разрешения (лицензии), а именно: осуществил разработку песчаного карьера объемом 3955,2 куб.м. Параметры карьера: длина - 51,5 кв.м, ширина - 24 м, глубина - 3,2 м.
20 сентября 2016 года Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан была направлена в адрес Ш.Х. Шавалиева претензия о возмещении вреда вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах в размере 713 083 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, на ООО "СУНИР", поскольку на момент совершения правонарушения, повлекшего причинение вреда окружающей среде, Ш.Х.Шавалиев состоял в трудовых отношениях с ООО "СУНИР" и выполнял указания работодателя по разработке карьера.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует материалам дела и положениям действующего закона.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
В силу пункта 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Согласно трудовой книжке Ш.Х. Шавалиев был принят в ООО "СУНИР" машинистом экскаватора 02 февраля 2015 года, уволен по собственному желанию 09 ноября 2015 года.
В объяснительной Ш.Х. Шавалиева, данной заместителю начальника центрального территориального управления Министерства экологии Республики Татарстан 03 октября 2016 года, указано, что он работал экскаваторщиком ООО "СУНИР". 06 ноября 2015 директор Бикмуллин Илнур по телефону поручил ему ехать в сторону п "адрес", где его встретили, экскаватор там уже стоял, показали место - где копать.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "СУНИР" зарегистрировано в качестве юридического лица 28 января 2015 года, директором с 11 июля 2016 года является Д.М. Гафаров. Учредителями данного общества являются Д.М.Гафаров и И.Г. Бикмуллин. Основным видом деятельности общества указано строительство жилых и нежилых помещений, дополнительным видом деятельности также значится производство дноочистительных и дноуглубительных и берегоукрепительных работ.
В служебной записке Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан указано, что ООО "СУНИР" с заявлением на получение лицензий не обращалось, лицензий на пользование участками недр местного значения Республики Татарстан Министерством не выдавалось.
В отзыве на исковое заявление Государственной инспекции труда в Республики Татарстан указано, что ООО "СУНИР" в своей деятельности не используются путевые листы на транспортное средство - экскаватор. Также путевой лист по унифицированной форме ЭСМ-2 в ООО "СУНИР" не применяется. В нарушение требований статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре с сотрудниками не определено место их работы (рабочее место).
Поскольку на момент совершения административного правонарушения, повлекшего вред окружающей среде, Ш.Х. Шавалиев состоял в трудовых отношениях с ООО "СУНИР", суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно возложил обязанность по возмещению вреда окружающей среде на работодателя ООО "СУНИР", непосредственного причинителя вреда.
При этом суд первой инстанции верно указал, что отсутствие у ООО "СУНИР" в собственности специальной техники, не имеет правового значения для дела, поскольку основанием для возложения на ООО "СУНИР" ответственности по возмещению вреда окружающей среде является наличие трудовых отношений с Ш.Х. Шавалиевым.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество с ограниченной ответственностью "СУНИР" не было привлечено к административной ответственности за пользование недрами без лицензии, а сам факт того, что Ш.Х. Шавалиев состоял с обществом в трудовых отношениях, не являются достаточным основанием для возложения обязанности по возмещению вреда окружающей среде на их организацию, не состоятельны и вызваны субъективной оценкой фактических обстоятельств дела и представленных в суд доказательств.
Судом первой инстанции установлено, что Ш.Х. Шавалиев осуществлял разработку песчаного карьера при исполнении своих трудовых обязанностей по указанию работодателя ООО "СУНИР", в этой связи сам по себе факт того, что именно он был привлечен к административной ответственности за пользование недрами без лицензии, не является достаточным основанием для возложения обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, на Ш.Х. Шавалиева. Не опровергает данные выводы суда первой инстанции и ссылка апеллянта на то, что согласно табелю рабочего времени никто из сотрудников общества 06 ноября 2015 года не работал.
Утверждения апеллянта на недоказанность судом размера ущерба, причиненного окружающей среде, подлежит отклонению как несостоятельная. Истцом расчет размера вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04июля 2013 года N 564. В сумму, составляющую данный вред, включена лишь стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного самовольным пользованием недрами. Значения фактических или предусмотренных расходов на ликвидацию последствий вреда и фактических расходов на оценку вреда в расчет не приняты.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329, пунктом 1 статьи 328, статьей 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда г.Казани от 30 марта 2017 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "СУНИР" М.Р.Джакупова- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.