Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Мочаловой Ю.Р., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Комсомольскому району города Набережные Челны и Тукаевскому району на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 февраля 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Лапшина А.Ф. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 6 июля 2016 года N10 (24/У) в отношении Лапшина А.Ф.
Обязать Отдел военного комиссариата Республики Татарстан по Комсомольскому району города Набережные Челны и Тукаевскому району выдать Лапшину А.Ф. военный билет в установленном законом порядке,
УСТАНОВИЛА:
Лапшин А.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу военного комиссариата Республики Татарстан по Комсомольскому району города Набережные Челны и Тукаевскому району (далее - Отдел военного комиссариата) об оспаривании решений.
В обоснование требований указал, что 3 апреля 2006 года решением врачебной комиссии Отдела военного комиссариата он был признан ограниченно годным к военной службе ввиду наличия у него заболевания "данные изъяты" и от прохождения военной службы был освобожден в установленном законом порядке.
По достижении Лапшиным А.Ф. непризывного возраста - 27 лет - Отдел военного комиссариата был обязан выдать ему военный билет, однако военно-врачебной комиссией было принято решение о выдаче справки по форме У1 вместо военного билета.
Уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, Лапшин А.Ф. просил признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и возложить на Отдел военного комиссариата обязанность выдать Лапшину А.Ф. военный билет.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Отдел военного комиссариата просит об отмене решения, указывая, что призывной комиссией Республики Татарстан принятое призывной комиссией района в отношении Лапшина А.Ф. решение об освобождении от призыва на военную службу не было утверждено.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, от призыва на военную службу освобождаются и, в соответствии со статьей 52 Федерального закона, зачисляются в запас.
Как следует из материалов дела, Лапшин А.Ф., "дата" рождения, был принят на воинский учет Отделом военного комиссариата 23 мая 2005 года.
Решением призывной комиссии района от 3 апреля 2006 года N1/2 Лапшин А.Ф. был признан ограниченно годным к военной службе ввиду наличия у него заболевания "данные изъяты" и на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас (Раздел V учетной карты призывника).
Согласно пунктам 22 и 23 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N240, Минздрава Российской Федерации N168 от 23 мая 2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.
Данная работа проводится совместно с врачом военного комиссариата или врачами-специалистами, привлекаемыми к работе призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
Врач военного комиссариата составляет в 2-х экземплярах списки на призывников, освобожденных от призыва на военную службу и временно негодных к военной службе по состоянию здоровья. Указанные списки вместе с личными делами призывников и медицинскими документами, подтверждающими установленный диагноз и вынесенное заключение, представляются врачам - членам призывной комиссии субъекта Российской Федерации для изучения обоснованности принятых решений.
Если в результате изучения представленных документов врач - член призывной комиссии субъекта Российской Федерации по своему профилю согласен с диагнозом и заключением, то в листе медицинского освидетельствования, оформленного врачом-специалистом на призывном пункте, делается отметка - "С диагнозом, заключением согласен", указываются дата, инициалы, фамилия, которые заверяются подписью врача - члена призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
Врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации (председателем военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации), на которого возложено руководство работой комиссии по контрольному медицинскому освидетельствованию призывников, освобожденных от призыва, в разделе II "В" учетной карты призывника и списке делается отметка об изучении обоснованности диагноза, заключения.
Данная категория граждан на контрольное медицинское освидетельствование и призывную комиссию субъекта Российской Федерации не направляется.
Из учетной карты призывника Лапшина А.Ф. следует, что в вышеназванном разделе II "В" подтвержден диагноз "данные изъяты" по статье 62 "в" "Расписание болезней" признан ограниченно годным к военной службе.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 52 Федерального закона граждане, освобожденные от призыва, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
В разделе VII учетной карты призывника имеются сведения о снятии Лапшина А.Ф. с воинского учета на основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона.
Таким образом, если гражданин пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, он не подлежит призыву на военную службу. Действующее законодательство не предусматривает механизм перевода граждан из запаса обратно в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу, поскольку с 1 января 2005 года обязательные медицинские освидетельствования, проводимые для граждан, зачисленных в запас в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе, один раз в три года, отменены.
Изменение в состоянии здоровья лица, признанного ограниченно годным к военной службе и зачисленного в связи с этим в запас, не является основанием для его призыва на военную службу на общих основаниях, так как Федеральный закон такой возможности не предоставляет, а медицинское освидетельствование лица, достигшего 27-летнего возраста, не будет влечь за собой правовых последствий.
Как следует из учетной карты призывника, после достижения Лапшиным А.Ф. возраста 27 лет Отделом военного комиссариата 24 мая 2016 года принято решение о выдаче ему военного билета серии ...
Между тем на обращение Лапшина А.Ф. о получении военного билета ему вручено заключение призывной комиссии района от 6 июля 2016 года N10 (24/У), которым он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона установлено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Поскольку Лапшин А.Ф. был признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона, исключающего возможность признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, заключение призывной комиссии района от 6 июля 2016 года N10 (24/У) не соответствует требованиям закона, а судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об удовлетворении административного иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что принятое призывной комиссией района в отношении Лапшина А.Ф. решение об освобождении его от призыва на военную службу призывной комиссией Республики Татарстан не утверждалось, судебной коллегией отклоняется в силу вышеизложенного.
При этом к представленной в суд апелляционной инстанции копии решения призывной комиссии Республики Татарстан от 30 июня 2006 года (протокол N13) о вызове Лапшина А.Ф. на контрольное медицинское освидетельствование, которые представлен только на последнее заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия относится критически, поскольку документ не отвечает принципу допустимости доказательства, ранее в материалах личного дела призывника он отсутствовал, наоборот, содержание учетной карты призывника исключает его наличие.
Следует отметить, что раздел VI учетной карты призывника содержит резолюцию об утверждении решения призывной комиссии района от 3 апреля 2006 года N1/2 о признании Лапшин А.Ф. ограниченно годным, и в нем просматриваются записи о реквизитах решения призывной комиссии Республики Татарстан, а также подпись секретаря призывной комиссии Республики Татарстан и печать, которые впоследствии затерты.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что для призывника Лапшина А.Ф. 3 апреля 2006 года наступили правовые последствия в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе ввиду наличия у него заболевания "атопический нейродермит", в виде освобождения от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 февраля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Комсомольскому району города Набережные Челны и Тукаевскому району - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.