Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Мочаловой Ю.Р., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе представителя Нурмухаметовой О.Г. - Ахмадуллина Ф.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 20 февраля 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Нурмухаметовой О.Г. об оспаривании бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛА:
Нурмухаметова О.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выразившегося в необеспечении лекарственными препаратами, и возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами Мацитентан (Опсамит) и Силденафил (Ревацио).
В обоснование требований указала, что она является инвалидом второй группы по общему заболеванию, в марте 2016 года по результатам обследования ей был поставлен диагноз "данные изъяты"
В октябре 2016 года в связи с ухудшением здоровья Нурмухаметова О.Г. была госпитализирована в Межрегиональный клинико-диагностический центр города Казани, откуда направлена в ФГБУ "Российский кардиологический научно-производственный комплекс Министерства здравоохранения Российской Федерации", где был подтвержден выставленный ей диагноз и назначены лекарственные препараты Силденафил (Ревацио) и Мацитентан (Опсамит).
В ноябре 2016 года Нурмухаметова О.Г. обратилась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой обеспечить ее лекарственными препаратами Силденафил (Ревацио) и Мацитентан (Опсамит) соответственно, однако получила отказ со ссылкой на то, что испрашиваемые препараты не входят в льготные перечни для федеральных и региональных льготников.
Считала такой отказ незаконным, поскольку лекарственные препараты были назначены ей врачебной комиссией лечебного учреждения по жизненным показаниям, и необеспеченность им создает угрозу жизни Нурмухаметовой О.Г.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе представитель Нурмухаметовой О.Г.- Ахмадуллин Ф.Р. просит об отмене решения суда по доводам административного искового заявления.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) государственного органа, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Нурмухаметова О.Г. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Комиссионными заключениями врачей ФГБУ "Российский кардиологический научно-производственный комплекс" Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 октября 2016 года и от 7 ноября 2016 года по результатам рассмотрения вопроса назначения больной лекарственных препаратов, Нурмухаметовой О.Г. рекомендована терапия препаратами Силденафил и Мацитентан на постоянной основе с указанием на то, что данные препараты являются жизненно необходимыми, замене не подлежат.
Лечащим врачом по месту жительства Нурмухаметовой О.Г. назначены вышеназванные препараты в тех же дозах.
На обращение Нурмухаметовой О.Г. по вопросу обеспечения ее лекарственными препаратами Силденафил и Мацитентан Министерство здравоохранения Республики Татарстан письмом от 5 декабря 2016 года сообщило, что испрашиваемые ею лекарственные препараты не включены в льготные перечни для федеральных и региональных льготников.
Судебная коллегия не может согласиться с законностью такого отказа по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона (куда включены инвалиды второй группы), набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
То есть в этой норме законодатель установилвозможность льготного обеспечения лекарственными препаратами при выполнении двух условий: соответствия лекарственного препарата стандарту медицинской помощи и на основании выписанного на него рецепта.
Это условие повторяет и часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу статьи 37 Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.
Согласно пункту 3 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N1175н, при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
В стандарте первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии, утвержденном Приказом Минздрава России от 24 декабря 2012 года N1446н, лекарственный препарат Мацитентан (Опсамит) не поименован, что, в силу прямого указания части 5 статьи 37 Федерального закона, влечет возможность его назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 Федерального закона.
Часть 2 статьи 48 Федерального закона определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Порядок создания и деятельности врачебных комиссий утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года N502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации".
Названным приказом к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям (пункт 4.7).
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
При этом нормативно-правовыми актами не предусмотрено повторное создание врачебной комиссии для принятия соответствующего решения при организации амбулаторного лечения больного после его стационарного лечения, при котором врачебной комиссией лечебного учреждения уже такое решение принято.
Как уже приведено выше, решениями врачебной комиссии лечебного учреждения - ФГБУ "Российский кардиологический научно-производственный комплекс" Министерства здравоохранения Российской Федерации, где проходила лечение Нурмухаметова О.Г., от 31 октября 2016 года и от 7 ноября 2016 года по результатам рассмотрения вопроса назначения больной лекарственных препаратов Нурмухаметовой О.Г. рекомендована терапия препаратами Силденафил и Мацитентан на постоянной основе с указанием на то, что данные препараты являются жизненно необходимыми, замене не подлежат.
Препарат Силденафил входит в предусмотренный вышеприведенным стандартом перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации (G04BE).
Назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи осуществляется в соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N1175н.
Пункты 30 и 34 этого Порядка предусматривают, что назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании первичной медико-санитарной помощи медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе льготным категориям граждан, осуществляется исходя из тяжести и характера заболевания пациента либо единолично лечащим врачом в случаях типичного течения заболевания, либо по согласованию с врачебной комиссией - в случаях нетипичного течения заболевания, наличия осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний и других случаях.
Сведения о назначенном, и выписанном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, разовая доза, способ и кратность приема или введения, длительность курса, обоснование назначения лекарственного препарата) указываются в медицинской карте пациента.
Из медицинской карты следует, что лечащим врачом ей назначен в том числе и препарат Силденафил.
Поскольку врачебной комиссией, созданной в соответствии со статьей 48 Федерального закона, по жизненным показаниям Нурмухаметовой О.Г. назначены указанные препараты, и впоследствии лечащим врачом по месту ее жительства их назначение повторяется, оснований для отказа административному истцу в их льготном обеспечении не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и, соответственно, об отмене решения суда первой инстанции, выводы которого не соответствуют обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311, пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 20 февраля 2017 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Нурмухаметовой О.Г. об оспаривании бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выразившееся в отсутствии организации обеспечения Нурмухаметовой О.Г. лекарственными препаратами Мацитентан (Опсамит) и Силденафил (Ревацио).
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать обеспечение Нурмухаметовой О.Г. лекарственными препаратами Мацитентан (Опсамит) и Силденафил (Ревацио) в соответствии с решением врачебной комиссии.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.