Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Мочаловой Ю.Р., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Республике Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 2 марта 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Бадыгова Р.Р. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Республике Татарстан N559/185 от 19 января 2017 года в выдаче лицензии на приобретение оружия Бадыгову Р.Р..
Обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии по Республике Татарстан выдать Бадыгову Р.Р. лицензию на приобретение одной единицы охотничьего оружия с нарезным стволом,
УСТАНОВИЛА:
Бадыгов Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Республике Татарстан (далее - Управление Росгвардии по Республике Татарстан) в выдаче лицензии на приобретение оружия.
В обоснование требований указал, что 13 января 2017 года обратился в Управление Росгвардии по Республике Татарстан с заявлением о выдаче лицензии на приобретение одной единицы охотничьего оружия с нарезным стволом, однако ему было в этом отказано уведомлением N559/185 от 19 января 2017 года со ссылкой на статью 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N150-ФЗ "Об оружии" по мотиву того, что стаж владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием Бадыгова Р.Р. составляет менее 5 лет.
Административный истец полагал такой отказ незаконным, поскольку его общий стаж владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием составляет более 12 лет.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Управление Росгвардии по Республике Татарстан просит об отмене решения, ссылаясь на отсутствие предусмотренного законом для выдачи лицензии факта непрерывного нахождения в собственности Бадыгова Р.Р. охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия в течение 5 лет, поскольку этот срок прерывался из-за несвоевременного обращения административного истца с заявлением о продлении разрешения на хранение и ношение оружия.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) государственного органа если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 13 января 2017 года Бадыгов Р.Р. обратился в Управление Росгвардии по Республике Татарстан с заявлением о выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным (сменным) стволом, однако уведомлением N559/185 от 19 января 2017 года Управление Росгвардии по Республике Татарстан сообщило ему об отказе в выдаче лицензии со ссылкой на статью 13 Федерального закона Федерального закона от 13 декабря 1996 года N150-ФЗ "Об оружии". Отказ мотивирован тем, что стаж владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием Бадыгова Р.Р. составляет менее 5 лет.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N150-ФЗ "Об оружии" охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.
Таким образом, условием для приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом является занятие гражданином профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо наличие в собственности охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия не менее пяти лет.
Указанное требование обусловлено тем, что огнестрельное оружие ввиду повышенной опасности относится к вещам, ограниченным в обороте, в связи с чем, установление минимального срока владения менее опасным гладкоствольным (по сравнению с нарезным) оружием направлено на обеспечение безопасности как самого гражданина, претендующего на получение лицензии, так и других лиц. Иное толкование закона привело бы к нарушению прав других лиц, что недопустимо.
Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что требование закона о непрерывном владении оружием не менее 5 лет Бадыговым Р.Р. не нарушено, поскольку перерыв между разрешениями на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия составил менее одного месяца и был обусловлен рассмотрением заявления административного истца о выдаче лицензии.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Так, 16 декабря 2009 года Бадыгову Р.Р. было выдано разрешение на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия со сроком действия до 16 декабря 2014 года.
В соответствии с пунктом 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N288, не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Между тем данное нормативное требование Бадыговым Р.Р. выполнено не было, и с заявлением о продлении разрешения он обратился лишь 9 декабря 2014 года.
10 января 2015 года Бадыгову Р.Р. вновь выдано разрешение на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения со сроком действия до 10 января 2020 года.
Таким образом, в период с 16 декабря 2014 года до 10 января 2015 года срок владения и хранения огнестрельного гладкоствольного оружия у Бадыгова Р.Р. был прерван.
Поскольку срок непрерывного владения Ф. охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием с 10 января 2015 года составляет менее пяти лет, то у него отсутствуют условия, при которых в силу абзаца 8 статьи 13 Федерального закона "Об оружии" возникает право на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом. Отсутствие этого права в силу названных норм препятствует возможности получения лицензии на приобретение такого оружия.
При таких обстоятельствах отказ Бадыгову Р.Р. в выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом является правомерным, и его административный иск удовлетворению не подлежал.
Следует отметить, что своевременность обращения с заявлением о выдаче разрешения на оружие зависит исключительно от воли заинтересованного лица, поэтому ссылка суда на то, что перерыв во владении оружием был обусловлен рассмотрением заявления Бадыгова Р.Р. о выдаче лицензии на оружие, является несостоятельной.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311, пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 2 марта 2017 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Бадыгова Р.Р. об оспаривании отказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Республике Татарстан N559/185 от 19 января 2017 года в выдаче лицензии на приобретение оружия.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.