Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего М.М. Хайруллина,
членов президиума М.В. Беляева, И.С. Галимуллина, Д.Н. Горшунова, Р.Э. Курмашевой, Л.В. Романова
при секретаре судебного заседания А.Р. Сафиной
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе А.В. Сабурского, представляющего интересы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан (далее - ГУ УПФР) на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 12 октября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 января 2017 года, поступившей 01 марта 2017 года, по делу по иску Л.И. Николаевой к ГУ УПФР о включении периодов работы в медицинский стаж и назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности, истребованному 27 марта 2017 года и поступившему в Верховный Суд Республики Татарстан 06 апреля 2017 года, переданному определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан В.А. Грицкова от 05 мая 2017 года для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Татарстан.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан В.А. Грицкова, выслушав объяснения представителя ГУ УПФР - А.В. Моисеева, поддержавшего жалобу, возражения против жалобы Л.И. Николаевой, её представителей О.А. Верхова и Е.М. Турановой, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум
УСТАНОВИЛ:
Л.И. Николаева обратилась к ГУ УПФР с иском о включении периодов работы в медицинский стаж и назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.
В обоснование указала, что подала заявление о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности, решением ГУ УПФР в назначении досрочной пенсии отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
В связи с этим, Л.И. Николаева просила обязать пенсионные органы включить в специальный медицинский стаж период работы с 23 февраля 1987 года по 14 июля 1989 года в должности фельдшера здравпункта Зеленодольского автотранспортного предприятия (далее - Зеленодольский АТП) и назначить досрочную страховую пенсию с 09 августа 2016 года.
Представитель ГУ УПФР иск не признал, пояснил, что работа на автотранспортном предприятии в должности фельдшера в специальный стаж для назначения досрочной пенсии не включается.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 12 октября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 января 2017 года, иск удовлетворён.
В кассационной жалобе содержится просьба об отмене судебных постановлений и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска, указывается на нарушение судами закона, который не рассматривает автотранспортные предприятия, как организации, осуществляющие медицинскую деятельность, поэтому работа в качестве фельдшера в АТП не подлежит включению в специальный стаж.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - далее ГПК Российской Федерации).
Президиум считает, что такие нарушения норм материального права при рассмотрении дела допущены.
Суды установили и подтверждаются материалами дела, в 1986 году Л.И. Николаева окончила Буинское медицинское училище по специальности медицинская сестра.
Согласно записи в трудовой книжке N 5 от 23 февраля 1987 года, Л.И. Николаева принята фельдшером в Зеленодольское АТП, уволена 14 июля 1989 года по собственному желанию (запись N 6).
Из справки Национального архива Республики Татарстан от 10 июня 2016 года N с-3134 следует, что в штатном расписании аппарата управления Зеленодольского АТП 1987 года предусматривалась должность фельдшера в количестве трёх единиц.
09 августа 2016 года Л.И. Николаева подала заявление о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением ГУ УПФР от 19 августа 2016 года N 126 установлен специальный стаж общей продолжительностью 27 лет 07 месяцев 05 дней, в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа 30 лет лечебной деятельности. Период работы с 23 февраля 1987 года по 14 июля 1989 года в должности фельдшера в Зеленодольском АТП в специальный стаж не включён.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что спорный период работы подлежит включению в специальный стаж, поскольку в указанное время истица осуществляла медицинскую деятельность.
Президиум считает, что при разрешении дела неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В период работы Л.И. Николаевой в Зеленодольском АТП (1987-1989) действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
В разделе II данного Перечня предусматривалась работа в качестве фельдшера. Однако для включения в специальный стаж данная работа должна осуществляться в лечебно-профилактических учреждениях, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях, среди которых автотранспортные предприятия не значатся.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 года N 715, автотранспортные предприятия в качестве учреждений здравоохранения также не предусмотрены.
Работа в качестве фельдшера на автотранспортном предприятии не предусматривалась для включения в специальный стаж, принятыми позднее, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, по смыслу приведённых норм, работа в качестве фельдшера на автотранспортном предприятии могла быть включена в специальный стаж только при условии, что фельдшерский пункт входил в состав медицинского учреждения (районной больницы, поликлиники, амбулатории), располагаясь на транспортном предприятии.
Из трудовой книжки и других материалов дела видно, что Л.И. Николаева работала в должности фельдшера в Зеленодольском АТП, допустимых доказательств того, что фельдшерский пункт входил в состав каких-либо лечебных учреждений, судами не установлено.
Обстоятельства фактического выполнения обязанностей фельдшера, вне трудовых отношений с медицинским учреждением, не имеют правового значения для включения периодов трудовой деятельности в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Ошибка в применении закона расценивается президиумом как существенное нарушение норм материального права, поскольку оно повлияло на исход дела и без отмены судебного акта невозможна дальнейшая защита нарушенных прав пенсионных органов.
При таком положении апелляционное определение подлежит отмене, а дело направлению на новое апелляционное рассмотрение, при котором судебной коллегии необходимо установить все обстоятельства имеющие значение для дела и применить нормы материального права в соответствии с толкованием, приведенном в настоящем постановлении.
Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 ГПК Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 января 2017 года отменить и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий М.М. Хайруллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.