судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Беляковой Н.В., Охременко О.В.
при секретаре: Приходько П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Слизунова А.П. к прокуратуре Красноярского края о признании незаконным решения аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению прокурорских работников и урегулированию конфликта интересов, возложении обязанности дать согласие на замещение должности,
по апелляционной жалобе истца Слизунова А.П.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 февраля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Слизунова А.П. к прокуратуре Красноярского края о признании незаконным решения аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению прокурорских работников и урегулированию конфликта интересов, возложении обязанности дать согласие на замещение должности "данные изъяты" Муниципального казенного учреждения "Организация экономического развития Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края" - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Слизунов А.П. обратился в суд с иском к прокуратуре Красноярского края о признании незаконным решения аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению прокурорских работников и урегулированию конфликта интересов, возложении обязанности дать согласие на замещение должности "данные изъяты" муниципального казенного учреждения "Организация экономического развития Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края".
Требования мотивированы тем, что с 2000 года истец проходил службу в органах прокуратуры, в период с 22.05.2009 года по 20.02.2016 года - в должности "данные изъяты" Березовского района, которой предусматривалось возложение на него обязанностей по организации надзора за исполнением федерального законодательства.
20.02.2016 года истец уволился из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
07.06.2016 года во исполнение требований, предусмотренных ст.12 Федерального закона N273-ФЗ "О противодействии коррупции", истец обратился в аттестационную комиссию прокуратуры Красноярского края по соблюдению требований к служебному поведению прокурорских работников и урегулированию конфликта интересов для получения согласия на замещение должности "данные изъяты" МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края", однако 04.07.2016 года в удовлетворении его требований было отказано ввиду возможности возникновения конфликта интересов при осуществлении им указанной деятельности.
Полагая, что решение комиссии ограничивает его право на занятие трудовой деятельностью, истец просил признать его незаконным, обязать комиссию дать согласие на замещение им должности "данные изъяты" МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края".
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Слизунов А.П. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, ссылаясь на то, что суд неправомерно не принял во внимание его доводы об отсутствии конфликта интересов при исполнении им должностных обязанностей в МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края". Судом не дано оценки основаниям отказа для занятия им указанной должности, которые имеют предположительный характер и не подтверждены фактическими обстоятельствами.
Проверив материалы дела, заслушав Слизунова А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Красноярского края Андреева А.И. (доверенность от 29.11.2016 года), просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 года N 925 "О мерах реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821.
Раздел II указанного Перечня должностей включает в себя должности в Прокуратуре РФ, в том числе прокуроров городов и районов, их заместителей.
В силу пп. "а" п. 3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного указом президента РФ от 01.07.2010 года N 821, одной из основных задач комиссий является содействие государственным органам в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами.
На основании пп. "б" п. 16 Положения одним из оснований для проведения заседания комиссии является обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы.
Согласно п. 17.1 Положения в подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с п. 24 Положения по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает решение о том, чтобы дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, либо отказать гражданину в замещении указанной должности, мотивировав свой отказ.
Аналогичные положения закрепляются п.п.3.4, 3.6, 4.3 Положения об аттестационных комиссиях органов и организаций Прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению прокурорских работников и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11.11.2014 года N 611.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с января 2000 года Слизунов А.П. проходил службу в органах прокуратуры Красноярского края, с 22.05.2009 года по 21.02.2016 года - в должности "данные изъяты" Березовского района, исполняя обязанности по организации и осуществлению прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства.
В соответствии с приказом от "дата" N "дата" истец освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
07.06.2016 года Слизунов А.П. обратился в аттестационную комиссию прокуратуры Красноярского края с заявлением о получении согласия на замещение должности "данные изъяты" МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета", указав в заявлении на осуществляемые им ранее в отношении данной организации функции надзора за исполнением федеральных законов.
20.06.2016 года утверждено заключение о наличии оснований для проведения заседания аттестационной комиссии по факту обращения и необходимости проведения соответствующей проверки управлением по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края.
Согласно составленной по результатам проверки справки, за период с ноября 2014 года по февраль 2016 года "данные изъяты" Березовского района Слизуновым А.П. на имя главы Есаульского сельсовета внесено 2 представления об устранении нарушений земельного законодательства и 1 представление в 2016 году о порядке рассмотрения обращений; руководитель МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" Ц. привлечен к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки было установлено, что прокуратурой Березовского района (в том числе и Слизуновым А.П.) при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" в период с 2014 по 2015 г.г. был безосновательно оставлен без внимания ряд допущенных руководством учреждения нарушений.
Также в материалах проверки указывается, что в штатном расписании учреждения ставка "данные изъяты", на которую претендовал истец, отсутствует.
В указанной связи по результатам проверки сделан вывод о том, что при трудоустройстве Слизунова А.П. в МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" возможно возникновение конфликта интересов.
Как следует из протокола заседания аттестационной комиссии, рассмотрение обращения истца состоялось 04.07.2016 года в его присутствии, с полным соблюдением требований к порядку проведения данной процедуры и составу Комиссии, на основании которого большинством голосов было вынесено решение об отказе Слизунову А.П. в замещении должности "данные изъяты" указанного учреждения ввиду возможности возникновения конфликта интересов в случае трудоустройства истца, с целью его предотвращения.
Разрешая заявленные Слизуновым А.П. требования и учитывая специфику и характер полномочий, осуществляемых истцом в период его службы в органах прокуратуры в отношении вышеуказанного учреждения и его руководства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об осуществлении истцом функции государственного управления в отношении МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" и Есаульского сельсовета, что не оспаривалось истцом ввиду его обращения в Комиссию за согласованием возможного трудоустройства. Доказательств, опровергающих указанный вывод, истцом суду представлено не было.
При этом, руководствуясь положениями ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, и принимая во внимание закрепленный должностной инструкцией круг должностных обязанностей юрисконсульта МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета", суд пришел к мотивированному выводу о возможности возникновения конфликта между личной заинтересованностью истца и интересами государства и общества в случае его трудоустройства в вышеназванном учреждении, что подтверждается возникновением ситуации подчиненности Слизунова А.П. ранее поднадзорным ему должностным лицам, а также характером предполагаемой трудовой функции истца.
На основании изложенного судебная коллегия считает правильными выводы суда о законности решения аттестационной комиссии об отказе Слизунову А.П. в даче согласия на трудоустройство в МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" в должности "данные изъяты", и как следствие, об отказе в удовлетворении заявленных им требований.
Разрешая вопрос о соблюдении Комиссией процедуры вынесения решения и уведомления истца, на основании протокола N заседания аттестационной комиссии прокуратуры Красноярского края от 04.07.2016 года, а также иных доказательств, представленных в материалах дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о полном соблюдении порядка передачи вопроса истца на рассмотрение комиссии и проведения заседания ввиду вынесения решения большинством голосов правомочным составом Комиссии при наличии кворума.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно признает не имеющим правового значения довод истца о неправомерности вынесенного комиссией решения вследствие несоблюдения сроков направления ему выписки из протокола заседания комиссии, поскольку указанное нарушение не влияет на законность вынесенного Комиссией решения.
В указанной связи судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы истца, ссылавшегося на ошибочность выводов комиссии о возможности возникновения конфликта интересов при его трудоустройстве в вышеназванное учреждение. Доводы жалобы, фактически повторяющие позицию истца в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, поскольку проверялись судом при разрешении спора и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведенным в постановленном по делу решении, оснований не согласиться с которым судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 февраля 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Слизунова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.