Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Полынцева С.Н.
судей Авходиевой Ф.Г., Сударьковой Е.В.
при секретаре Карнаевой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Авходиевой Ф.Г.
административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Сосновоборска к администрации г. Сосновоборска о признании незаконным бездействия выразившееся в ненаправлении в государственный кадастр недвижимости документов для внесения сведений о местоположении границ территориальных зон городского округа город Сосновоборск и возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе администрации г. Сосновоборска Красноярского края,
на решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 14 марта 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление прокурора г.Сосновоборска к администрации г. Сосновоборска о признании незаконным бездействия выразившееся в ненаправлении в государственный кадастр недвижимости документов для внесения сведений о местоположении границ территориальных зон городского округа город Сосновоборск и возложении обязанностей, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Сосновоборска, выразившееся в ненаправлении в орган кадастрового учета документов для внесения сведений о местоположении границ территориальных зон городского округа город Сосновоборск.
Обязать администрацию г. Сосновоборска направить в орган кадастрового учета документы для внесения сведений о местоположении границ территориальных зон городского округа город Сосновоборск в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сосновоборска Красноярского края обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Сосновоборска о признании незаконным бездействия выразившееся в ненаправлении в государственный кадастр недвижимости документов для внесения сведений о местоположении границ территориальных зон городского округа город Сосновоборск и возложении обязанностей направить в государственный кадастр недвижимости документы для внесения сведений о местоположении границ территориальных зон городского округа город Сосновоборск в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности администрацией г.Сосновоборска. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 10 и пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по состоянию на 17.10.2016 администрацией г.Сосновоборска в государственный кадастр недвижимости не направлены документы для внесения сведений о местоположении границ территориальных зон городского округа город Сосновоборск. В связи с тем, что государством урегулирован порядок внесения сведений о территориальных зонах в государственный кадастр недвижимости, однако администрацией г. Сосновоборска не соблюдается, что влечет существенное нарушение интересов государства, а также интересов неопределенного круга лиц - владельцев земельных участков, расположенных на территории г.Сосновоборска.
Судом первой инстанции постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Сосновоборска Сутормина Е.А. просит решение суда отменить, полагая его незаконным. Ссылается, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку полномочиями по утверждению Правил землепользования и застройки, а также по внесению изменений в Правила землепользования и застройки обладает представительный орган Сосновоборский городской Совет депутатов. Кроме того, суд необоснованно не применил последствия пропуска срока исковой давности для обращения с административным иском в суд, который пропущен прокурором.
Прокурор г. Сосновоборска Красноярского края Лазовский В.И. представил возражения на апелляционную жалобу, полагая решение суда законным и обоснованным.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, выслушав прокурора Жилкина П.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 указанного закона, к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Пунктом 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Частями 2 и 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с вступившим в силу 31.08.2008 г. Законом Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1968 "О внесении изменений в Закон края "Об утверждении границ г. Сосновоборска Красноярского края", границы муниципального образования город Сосновоборск расширены за счет присоединения земель муниципального образования Бархатовский сельский совет Березовского района.
С момента принятия Закона края функции по распоряжению земельными участками, присоединенными к городу, осуществляет администрация города Сосновоборска.
Прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства в области градостроительной деятельности администрацией г. Сосновоборска. В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 10 и пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшим на момент спорных правоотношений) по состоянию на 17.10.2016 администрацией г.Сосновоборска в государственный кадастр недвижимости не направлены документы для внесения сведений о местоположении границ территориальных зон городского округа город Сосновоборск.
Действовавшим на момент утверждения правил землепользования и застройки Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" было установлено, что орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 10 названного Федерального закона сведения (ст. 15)
В соответствии с п. 1-5 ст. 10 данного закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N71, установлено, что обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований является карта (план) соответствующего объекта землеустройства, т.е. документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Согласно действующего в настоящее время Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на органы государственной власти и органы местного самоуправления также возложена обязанность направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон. (п.3.ч.1 ст. 32)
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации, представленным в материалы дела доказательствам и объяснениям сторон, обоснованно исходил из того, что ответчиком допущено оспариваемое бездействие, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что администрация г. Сосновоборска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку такая обязанность должна быть возложена на Сосновоборский Совет депутатов Красноярского края, основаны на неправильном понимании норм материального права.
При этом суд правильно руководствовался положениями Федерального закона N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и утвержденными во исполнение указанного закона нормативными актами, действующими на момент утверждения правил землепользования и застройки, кроме того суд первой инстанции учел и то, что на момент разрешения спора административным ответчиком также нарушаются нормы действующего законодательства.
Суд первой инстанции, кроме того, правильно отказал в удовлетворении заявления о применении к спорным правоотношениям последствий пропуска срока исковой давности установленного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства. При этом суд учел характер спорных правоотношений, имеющий длящейся характер, невозможность установления конкретной даты нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц и бездействия ответчика на момент разрешения спора.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом обстоятельствах, подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 14 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя
администрации г. Сосновоборска Красноярского края Суторминой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.