Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего - Матакаевой С.К.,
судей: Сыч О.А., Боташевой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Урусове Р.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда от 20 февраля 2017 года по делу по иску прокурора Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики, поданному в интересах Б.Ф.Д. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики об обязании принять решение о предоставлении во внеочередном порядке по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения прокурора - Псху А.Р., представителя ответчика - Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - Боташевой М.И., действующей на основании доверенности N 20 от 10 января 2017 года, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики - Харатоковой М.Х., действующей на основании доверенности N 8 от 09 января 2017 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики, действующий в интересах Байрамуковой Ф.Д. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, в котором просил обязать предоставить Байрамуковой Ф.Д. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам в Курджиновском сельском поселении, общей площадью не менее 28 квадратных метров.
Исковые требования мотивировал тем, что Байрамукова Ф.Д. на основании приказа Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики принята на учет для обеспечения жилым помещением, как оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. 30 июня 2012 года она закончила ФГОУ УВПО "ЮФУ" по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". В настоящее время работает в Пенсионном фонде Малокарачаевского района по профессии бухгалтер. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, Байрамукова Ф.Д. состоит под номером 62. Право на получение жилья Байрамукова Ф.Д. не реализовала, поскольку в установленном порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена. Это нарушает её жилищные права. Просит обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики предоставить Байрамуковой Ф.Д. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 28 квадратных метров. Взыскать с ответчиков государственную пошлину в федеральный бюджет.
Определением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики по инициативе прокурора Малокарачаевского района к участию в деле в качестве соответчика были привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской республики.
В судебном заседании прокурор в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подал заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которыми просил: обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики принять решение о предоставлении во внеочередном порядке Байрамуковой Ф.Д. по договору специализированного найма за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капительного типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить во внеочередном порядке Байрамуковой Ф.Д. по договору специализированного найма за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капительного типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Представители ответчиков Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики полагали, что требования истца не обоснованы, поддержали письменные возражения, согласно которым предоставление жилья вне очереди истцу нарушит права остальных детей сирот, нуждающихся в жилье, в удовлетворении иска просили отказать.
Истец Байрамукова Ф.Д. и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили и не просили о рассмотрении иска в их отсутствие, хотя были уведомлены о времени и месте проведения слушания. При таких обстоятельствах суд определилрассмотреть гражданское дело в отсутствие истца и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 февраля 2017 года исковые требования прокурора, действующего в интересах Байрамуковой Ф.Д., удовлетворены частично и на Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики возложена обязанность предоставить Байрамуковой Ф.Д. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв.м.
Не согласившись с указанным решением, Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что право Байрамуковой Ф.Д. на обеспечение жилым помещением на территории Карачаево-Черкесской Республики нарушено не было. Министерство не отказывало ей в предоставлении жилого помещения. Согласно п. 7 ст. 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25июня 2013 года N 34-РЗ (ред. от 16 января 2015 года) "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики" включение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список, осуществляется по дате рождения после регистрации заявления законного представителя или непосредственно заявителя. В настоящий момент в указанном списке имеются дети-сироты, лица из числа детей-сирот, начиная с 1979 года рождения, которые еще не обеспечены жилым помещением. Дата рождения Байрамуковой Ф.Д. - "дата". Следовательно, внеочередное предоставление Байрамуковой Ф.Д. жилого помещения противоречит закону и нарушает права третьих лиц (детей-сирот более раннего года рождения, нежели Байрамукова Ф.Д.., состоящих в списке детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, но не реализовавших свое право). Министерство считает, что у Байрамуковой Ф.Д. отсутствуют законные основания для внеочередного предоставления ей жилого помещения. Таким образом, Министерство полагает, что судом при вынесении решения не применена норма закона (п. 7 ст. 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года N 34-РЗ (ред. от 16 января 2015 года) "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики"), подлежащая применению, что в силу п. 1 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики полностью поддержала требования апелляционной жалобы и просила ее удовлетворить, решение суда первой инстанции просила отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики полностью поддержала мнение представителя Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, просила решение отменить, вынести новое решение и отказать в удовлетворении исковых требований истцу.
Прокурор Псху А.Р. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала, что решение законно, обосновано и не подлежит отмене, а апелляционная жалоба Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики не подлежит удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, об уважительных причинах своей неявки, суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело в соответствии с требованиями ст. ст. 167, 327 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что у Байрамуковой Ф.Д. "дата" года рождения, "дата" умерла мать - Б.Х.И. (л.д. 21), "дата" умер отец Б.Х.Д.(л.д. 20). На основании приказа Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 02 февраля 2009 года N ... Байрамукова Ф.Д. была принята на учет для обеспечения жилым помещением, как оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Постановлением Главы администрации Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики от 28 декабря 1993 года N 482 Б.А.Х., проживающая по адресу: "адрес", "адрес" была назначена опекуном над несовершеннолетними племянниками Б.Ф.Д., Б.Д.Д., Б.Т.Д., Б.Т.Д. и Б.М.Д. и их имуществом.
Из копии паспорта истца Байрамуковой Ф.Д. следует, что с 13 июля 2006 года она зарегистрирована по адресу проживания опекуна: "адрес", "адрес".С 2007 года по 30 июня 2012 года Байрамукова Ф.Д. обучалась в филиале "ЮФУ" на дневном отделении экономического факультета.
Постановлением Главы Учкекенского сельского поселения от 08 сентября 2011 года N 603 Байрамукова Ф.Д. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Согласно уведомления Росреестра по КЧР об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15 июля 2013 года N ... , в ЕГРП запись о регистрации прав Байрамуковой Ф.Д. отсутствует (л.д. 24). Аналогичная информация содержится в справке КЧР ГУП "БТИ Малокарачаевского района", а именно что за Байрамуковой Ф.Д. недвижимое имущество не значится (л.д. 11)
Таким образом, по данным КЧР ГУП "Техинвентаризация" и Росреестра по КЧР за Байрамуковой Ф.Д. какое-либо недвижимое имущество, в том числе жилое помещение (домовладение) по Карачаево-Черкесской Республике не зарегистрировано.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
На основании пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствие с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствие с частью 1 статьи 7 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года N 34-РЗ (ред. от 16 января 2015 года) "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики" жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда для детей-сирот предоставляются детям-сиротам, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет или в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также лицам из числа детей-сирот.
В соответствие с частью 2 статьи 7 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года N 34-РЗ (ред. от 16 января 2015 года) по заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, специализированные жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вместе с тем, в соответствие с пунктом 7 статьи 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года N 34-РЗ (ред. от 16 января 2015 года) "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики" включение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список осуществляется по дате рождения после регистрации заявления с документами, указанными в части 4 настоящей статьи, обязанность представления которых возлагается на законного представителя или заявителя.
Таким образом, указанная норма закона регламентирует правоотношения на стадии формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики, в связи с чем, судебная коллегия признает данный довод жалобы несостоятельным, основанным на неверном толковании материального закона, регламентирующего спорные отношения.
Кроме изложенного, ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 20 февраля 2017 года по делу по иску прокурора Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики, поданному в интересах Б.Ф.Д. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики об обязании принять решение о предоставлении во внеочередном порядке по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.