Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.
судей: Дзыба З.И., Болатчиевой А.А.
при секретаре: Сайпутдиновой Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Максим-Черкесск" на решение Черкесского городского суда от 13 января 2017 года по делу по иску прокурора города Черкесска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Максим-Черкесск", Дерюгину В.А., Дзыба Р.А., Агба А.Х., Лапину В.Н. о признании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковых такси создающей опасность причинения вреда в будущем, о запрете осуществления деятельности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Гришиной С.Г., представителя ООО "Максим" Ефремова Р.Р., объяснения прокурора Псху А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Черкесска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Дерюгину В.А., Дзыба Р.А., Агба А.Х., Лапину В.Н. о признании деятельности по перевозке пассажиров и багажа, с иском к ООО "Максим-Черкесск" о признании деятельности по организации перевозки пассажиров и багажа легковыми такси без разрешения (лицензии) на соответствующий вид деятельности, без прохождения предрейсового медицинского осмотра, на автомобиле, не прошедшем контроль технического состояния, создающей опасность причинения вреда в будущем, запрете ответчикам осуществления данной деятельности, ссылаясь то, что ООО "Максим-Черкесск" оказывает индивидуальным перевозчикам информационные услуги, связанные с переводом заявок на перевозку пассажиров и багажа легковым такси в машиночитаемый вид, формированием актуальной базы данных заявок и обеспечением за плату доступа независимым перевозчикам к этой базе данных. При этом непосредственные правоотношения по оказанию возмездной услуги по перевозке возникают между пассажирами и независимым перевозчиком. Однако в соответствии с Регламентом работы электронной информационной площадки ООО "Максим-Черкесск", а также Правилами оказания информационных услуг Службы заказа такси "Максим" ООО "Максим-Черкесск" пользователем данных услуг может быть любое лицо, достигшее возраста 18 лет, подписавшее пользовательское соглашение. Идентификация пользователя производится посредством требования о предоставлении паспорта гражданина РФ, свидетельства о регистрации транспортного средства или паспорта транспортного средства, водительского удостоверения. При этом Обществом не проверяется наличие у владельцев транспортных средств разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Общество принимает заказы заказчиков, лиц, осуществляющих заказ услуги перевозки посредством "Службы заказа такси "Максим", формирует базу данных заявок, доступ к которым имеют перевозчики, принимающие заявки к исполнению, принимает претензии по ненадлежащему предоставлению услуги, фактически участвует в формировании стоимости услуг по перевозке перевозчиками, заключившими пользовательское соглашение с Обществом. Таким образом, Общество являясь посредником между водителями и пассажирами, осуществляя функцию диспетчерской службы, принимая заявки на перевозку пассажиров и распределяя их между определенными водителями Общество организует и упорядочивает пассажирские перевозки легковым такси, поскольку его деятельность является неотъемлемой частью данного процесса. При этом, исполняя полученный по телефону заказ на перевозку путем передачи его водителю посредством программного обеспечения Общество не владеет информацией о наличии у водителя права на управление транспортным средством, возможности по состоянию здоровья им управлять, о наличии разрешения на перевозку, а также о техническом состоянии используемого автомобиля. Фактически Общество не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость данного заказа, нарушает право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о транспортных услугах, об исполнителе услуги. Так, водители Дерягин В.А., Дзыба Р.А., "ФИО1" согласно протоколам об административных правонарушениях осуществляли перевозку пассажиров без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, без получения соответствующего разрешения на осуществление данного вида деятельности и без прохождения обязательного предрейсового контроля за техническим состоянием транспортного средства и медицинского осмотра. Водители такси Максим "ФИО2", "ФИО3" привлечены к административной ответственности за управление транспортными средствами со внесенными изменениями в конструкцию без соответствующего разрешения.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Такси 24", ИП Тхакохов Ю. (Фортуна плюс), ООО "Гранта", ИП Туаршев Р.М. ("Смайл"), РОО "Такси Элит" Спортивной Федерации кикбоксинга, ООО "Престиж", ИП Чочуева С.("Нептун"), ООО "СтройМеталПроект", ООО "Логан", ИП Плаксин Ф.В., ООО Управление регионами".
Представителем ответчика ООО "Максим" представлены письменные возражения, в которых он ссылается на ошибочность доводов прокурора о специфике деятельности Общества, его действительных правоотношениях с пассажирами и перевозчиками.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, ответчики в судебное заседание не явились.
Решением Черкесского городского суда от 13 января 2017 года исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Максим-Черкесск" Мозлов З.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в иске, считая неверными выводы суда о том, что Общество является диспетчерской организацией, обладает статусом организатора перевозок, выступает в качестве фрахтователя, принявшего на себя обязанность по надлежащему исполнению услуги по перевозке. Материалами дела подтверждается статус Общества как IT-компании, реализующей за плату на основании гражданско-правовых договоров производимый им товар - актуальную информацию о спросе на перевозки (заказы). Услуги по перевозке предоставляются транспортным средством, которое не принадлежит ответчику на каком-либо праве. Вывод суда о зависимости от Общества лиц, приобретающих у него информацию о перевозках, не обоснован. Суд первой инстанции не принял во внимание, что действующее законодательство исходит из принципа самостоятельности субъектов гражданско-правовых отношений и не содержит определения такого субъекта правоотношений как "организатор деятельности по перевозке". Оценивая деятельность ответчика, суд не применил положения ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". По мнению Общества на его деятельность не распространяются нормы Закона РФ "О защите прав потребителей", так как Обществом не оказываются возмездные услуги пассажирам контрагентов-перевозчиков. Бездоказательно и без надлежащего нормативного обоснования суд пришел к выводу об угрозе причинения вреда в будущем действиями (деятельностью) Общества. Не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда о том, что Общество участвует в формировании стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, так как для расчета поездок определенного перевозчика используются расценки, указанные данным перевозчиком при первичной регистрации и в процессе использования информационной площадки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в части признания незаконной деятельности ООО "Максим-Черкесск" по организации перевозки пассажиров и багажа легковыми такси и запрете данной деятельности подлежащими изменению в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, существенным нарушением норм материального права.
Удовлетворяя данные требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Максим-Черкесск" осуществляет деятельность под брендом Служба заказа такси "Максим" и предоставляет операторские (диспетчерские) услуги, то есть принимает заявки на перевозки, формирует из них базу данных и предоставляет посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перевозчикам доступ к указанной базе данных. Информируя население о возможности получить услугу и принимая соответствующие заявки, формируя базу указанных заявок, оповещая о поступлении заявок перевозчиков, Общество фактически осуществляет деятельность по организации перевозки легковым такси для обратившихся заказчиков. Суд исходил из того, что, являясь посредником между водителем и пассажирами, осуществляя функции диспетчерской службы, принимая заявки на перевозку пассажиров и распределяя их между определенными водителями, Общество организует и упорядочивает пассажирские перевозки легковым такси, поскольку его деятельность является неотъемлемой частью данного процесса.
При этом Общество систематически допускает передачу поступивших заявок перевозчикам, не получившим в установленном порядке права на предпринимательскую деятельность по перевозке легковым такси, безопасность услуг которых не подтверждена в соответствии с действующим законодательством. Ответчик, распределяя заявки, не владеет информацией о наличии у них права на управление транспортным средством, возможности по состоянию здоровья им управлять, о техническом состоянии автомобиля. Исполняя полученный по телефону заказ на перевозку путем передачи его водителю посредством программного обеспечения, установленного на мобильный телефон, Общество не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость данного заказа, что нарушает право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о транспортных услугах, об исполнителе услуги.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что деятельность Общества, направленная на фактическую организацию перевозок пассажиров легковым такси, представляет опасность для неопределенного круга лиц, деятельность указанного ответчика по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без получения разрешения на осуществления данного вида деятельности нарушает права и законные интересы граждан.
Действительно, в силу положений ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности создающей такую опасность.
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности, осуществляемой Обществом, является прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
В соответствии с регламентом работы электронной информационной площадки ООО "Максим-Черкесск", являющимся официальным предложением Общества (оператора), действующего под коммерческим наименованием "Служба заказа "Максим", и договором присоединения, оператором площадки предоставляется пользователю, любому физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, аккредитованному и получившему за плату доступ к данной площадке, а также техническую поддержку средств программно-аппаратного доступа. Электронная информационная площадка формирует и предоставляет доступ к информационным продуктам: "Перевозки", "Доставка", "Погрузочно-разгрузочные работы", "Юридическая консультация". Информационный продукт "Перевозки" содержит информацию о подаче автотранспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров и багажа, а также информацию о времени и месте подачи автотранспортного средства, категории автотранспортного средства, маршруте перевозки, максимальной стоимости заявки и иную информацию, содержание которой определяется оператором. При этом пользователь делегирует оператору право определения стоимости заявки, в том числе посредством программно-аппаратных средств.
Пользователь обязан исполнить принятую к исполнению заявку в соответствии с её условиями (п.6.4.1 регламента), соблюдать требования действующего законодательства, регулирующие деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа. Максимальная стоимость перевозки определяется программно-аппаратным комплексом оператора исходя из длины маршрута, автомобиля, времени суток, погодных условий, характеристик выполняемых работ (пункт 7.2).
Пунктом 2.4 регламента установлено, что в целях первичной идентификации пользователя последним предоставляются данные паспорта гражданина, свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства, водительское удостоверение, а также разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Правила оказания информационных услуг "Службой заказа такси "Максим" ООО "Максим-Черкесск" содержат существенные условия предоставления информационных услуг, направленных на внесение заявки заказчика в программно-информационный комплекс и информирование заказчика об исполнении заявки. Служба заказа такси Максим безвозмездно оказывает заказчику информационные услуги, направленные на внесение заявки в программно-информационный комплекс и информирование заказчика об исполнении заявки, являясь оператором, передающим заказ и называющим рекомендованную стоимость услуги перевозки. О подаче транспортного средства Общество информирует заказчика по телефону путем дозвона и направления СМС сообщения с указанием марки, модели, цвета и государственного номера транспортного средства.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, Общество фактически оказывает пассажирам и перевозчикам услуги по приему заявок на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, поступающих на принадлежащий ему телефонный номер, Интернет-сайт, размещает заявку в программно-информационном комплексе, предоставляя информационный доступ к нему перевозчику, который выбирает заявку и уведомляет о своем выборе Общество, указав время прибытия по данной заявке. О подаче транспортного средства, о стоимости перевозки Общество информирует заказчика. При этом стоимость перевозки определяется программно-аппаратным комплексом Общества исходя из длины маршрута, автомобиля, времени суток, погодных условий, характеристик выполняемых работ. Оплата услуги Обществу производится перевозчиком.
В соответствии с положениями ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Статьей 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшее на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Фрахтовщиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшее на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров.
В силу п.2 ст.31 Устава договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водителем является индивидуальный предпринимателем, от своего имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
По смыслу указанных норм материального права, организация перевозки легковым такси является одним из действий, направленных на исполнение обязательства по перевозке, фактически являясь одной из составляющих такой перевозки.
Между тем в соответствии с регламентом работы электронной информационной площадки исполнение принятой заявки на перевозку пассажира легковым такси производится пользователем, который несет ответственность за выполнение данного обязательства. При этом оператор не несет ответственность за ущерб, причиненный пользователем в связи с исполнением заявки.
Согласно Правил оказания информационных услуг Обществом заказчику оказываются информационные услуги, Общество не является таксомоторной организацией, самостоятельно не оказывает услуг по перевозке пассажиров и багажа, являясь оператором, передающим заказ и называющим рекомендованную стоимость услуги перевозки.
Как следует из материалов дела, Общество не является собственником или владельцем транспортных средств, предоставляемых для перевозки, владельцы указанных транспортных средств в трудовых отношениях с Обществом не состоят, никаких действий по перевозке пассажиров Обществом не совершается.
В силу положений ст.16 ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Согласно положений ст.ст.20,23 данного Федерального закона обязанность организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, предрейсовые медицинские осмотры водителей возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Общество фактически осуществляет деятельность по организации перевозки легковым такси для обратившихся заказчиков, нельзя признать соответствующим нормам материального права и обстоятельствам дела, так как, как указано выше, Общество лишь принимает и передает заявки на перевозку пассажиров легковым такси, сообщает заказчикам о принятии заказа определенным перевозчиком и формирует максимальную цену перевозки. Кроме этого в связи с неопределенностью понятия "организация перевозок" данный вывод не является конкретным, в силу чего признание указанной деятельности создающей опасность причинения вреда в будущем и запрете такой деятельности влечет неисполнимость судебного акта.
Доводы истца о том, что конечным результатом оказания Обществом услуги является перевозка пассажира, что деятельность ответчика является неотъемлемой частью данного процесса, не свидетельствуют о том, что ответчик является перевозчиком по договору перевозки, а, следовательно, не может являться организатором перевозки.
Более того, к организации перевозки как составляющей части перевозки пассажиров и багажа легковым такси должны предъявляться и установленные законом требования к перевозке, в том числе осуществление данной деятельности при условии получения соответствующего разрешения. Между тем, истцом требование к Обществу о запрете его деятельности в связи с отсутствием разрешения на её осуществление не заявлялось.
Так как Общество не совершает действий по перевозке оно не является лицом, обязанным в силу положений ч.16 ст.9 вышеназванного закона обеспечивать контроль за надлежащим техническим состоянием легковых такси, а также обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра. Не обладает Общество и полномочиями по контролю за соблюдением требований закона перевозчиками непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси, в связи с чем вывод суда первой инстанции о признании деятельности Общества по организации перевозки пассажиров водителями легковых такси, не прошедшими предрейсового медицинского осмотра, на автомобиле, не прошедшим контроль технического состояния, создающей опасность причинения вреда в будущем и запрете такой деятельности, необоснован.
Однако, оказывая перевозчикам услуги по приему и передаче заявок пассажиров на перевозку, Обществом допускается нарушение закона.
Так, в соответствии с требованиями ч.1 статьи 9 Федерального закона от 24.04.2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
Между тем постановлением мирового судьи судебного участка N 8 г. Черкесска от 28 марта 2016 года к административной ответственности за осуществление перевозки пассажиров без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя был привлечен водитель Дерягин В.А. 14 июля 2016 года к административной ответственности за аналогичное правонарушение привлечен водитель Агба А.Х., 28 июля 2016 года - водитель Лапин В.Н., Указанные водители осуществляли перевозку пассажиров, заказавших такси в Службе заказа Максим.
Допрошенные в суде первой инстанции свидетели "ФИО4", "ФИО5", "ФИО6", "ФИО7", "ФИО8" рассказали суду, что пользовались услугами такси по заявке в "Службу заказа Максим". В ходе поездки их останавливали сотрудники полиции, при этом водитель отрицал факт перевозки пассажиров легковым такси.
Таким образом, Обществом заключаются договоры оказания возмездных услуг с перевозчиками, не имеющими соответствующего разрешения на занятие данным видом деятельности.
В силу же положений ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как указано выше, ч.1 статьи 9 Федерального закона от 24.04.2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено обязательное требование осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем соответствующего разрешения. То есть, установлен запрет на принятие заказов на перевозку такси перевозчиками, не имеющими такого разрешения.
Передавая в нарушение положений данной нормы заказы перевозчикам, не имеющим разрешения, лицензии на соответствующий вид деятельности, Общество нарушает права третьих лиц, заказчиков (п.4 ст.6 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), создает опасность причинения вреда в будущем в связи с необеспечением безопасности дорожного движения и конкретно, перевозки пассажиров.
Довод апелляционной жалобы ответчика о недоказанности опасности деятельности Общества нельзя признать убедительным, так как требования закона об осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси только при условии получения соответствующего разрешения само по себе направлено на обеспечение защищенности пассажиров от дорожно-транспортных происшествий. В соответствии с положениями ст.5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, является средством обеспечения безопасности дорожного движения.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции в данной части подлежащим изменению, так как деятельностью Общества, создающей опасность причинения вреда в будущем, и подлежащей запрету является заключение договоров об оказании возмездных услуг с лицами, не имеющими разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В части решения о признании деятельности водителей по перевозке пассажиров и багажа создающей опасность причинения вреда в будущем и запрете такой деятельности решение суда первой инстанции не обжаловано.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ч.1 п.п2,3,4 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 13 января 2017 года изменить в части признания деятельности ООО "Максим-Черкесск" по организации перевозки пассажиров и багажа легковыми такси без разрешения (лицензии) на соответствующий вид деятельности, без прохождения предрейсового медицинского осмотра, на автомобиле, не прошедшем контроль технического состояния, создающей опасность причинения вреда в будущем и запрете осуществления данной деятельности.
Признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью "Максим-Черкесск" по заключению договоров об оказании возмездных услуг по предоставлению доступа к информационному продукту "Перевозки" с лицами, не имеющими разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, создающей опасность причинения вреда в будущем.
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью "Максим-Черкесск" заключать договоры об оказании возмездных услуг по предоставлению доступа к информационному продукту "Перевозки" с лицами, не имеющими разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.