Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи:
Аврамиди Т.С.,
судей:
Гоцкалюка В.Д., Хмарук Н.С.,
при секретаре:
Гамуровой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску Ивахно В.В. к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возмещении задолженности по социальным выплатам, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Ивахно В.В.
на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 января 2017 года
установила:
Истец обратился в суд с указанным иском, в котором просит взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по "адрес" (далее - Фонд) задолженность за массаж и ЛФК в размере "данные изъяты" руб., разницу стоимости подгузников в размере "данные изъяты" руб.; возложить на ответчика обязанность продол-жать оплачивать массаж и ЛФК с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно (до изменения цен): за массаж - "данные изъяты" руб., за ЛФК - "данные изъяты" руб., всего "данные изъяты" руб., обеспечить в соответствии с ИПР за 2014 г. функциональной кроватью, балканской рамой, сидением для ванны, поручнями для ванны, обеспечить в текущем году (2016) автомобилем с ручным управлением, автоматической коробкой передач, усилителем руля, возмещать на будущее расходы на подгузники, автомобиль с ручным управлением, массаж и ЛФК.
Исковые требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ г. истец получил производственную травму "данные изъяты", в связи с чем, ему была установлена 1 группа инвалидности. На территории Украины судебным решением на ФССНСиПЗ Украины по "адрес" была возложена обязанность возоб-новить истцу выплаты на массаж и ЛФК в соответствии со справками МСЕК и по расценкам медицинской фирмы "Аюрведа Крым": за массаж в месяц "данные изъяты" гр., за ЛФК - "данные изъяты" гр. В последующем количество и стоимость массажа, ЛФК изменилась, однако исполнительная дирекция ФССНСиПЗ по "адрес" продолжала выплачивать сумму в прежнем размере. После вхождения Республики Крым в Российскую Федерацию Фонд социального страхования Республики Крым от несчастных случаев на производстве продолжал выплачивать истцу дополнительные расходы, в том числе на массаж ( "данные изъяты" руб.) и ЛФК "данные изъяты" руб.). После того как ДД.ММ.ГГГГ Крымский фонд социального страхования от несчастного случая на производстве был ликвидирован, страховое обеспечение истца было передано в Филиал N Фонда, который перестал платить за массаж и ЛФК. Истец считает, что такое бездействие является неправомерным и противоречащим действующему законодательству и нарушает индивидуальную программу реабилитации. Именно на Фонде лежит обязанность оплачивать указанные расходы, в том числе выплатить разницу недоплаченного возмещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно программе реабилитации потерпевшего истец нуждается в подгузниках. С января по июнь 2015 г., с марта по май 2016 г. истец не был обеспечен подгузниками, поэтому они были приобретены за собственные денежные средства, по цене от "данные изъяты" руб. По заявлению истца в последу-ющем ответчик компенсировал стоимость приобретенных памперсов по цене "данные изъяты" руб., что противоречит законодательству и принципу полного возмещения вреда.
Кроме того, в нарушение программы реабилитации истец на территории Российской Федерации не обеспечен автомобилем с ручным управлением, в котором он нуждается. Также не выполнена индивидуальная программа реаби-литации за 2014 г. в части обеспечения функциональной кроватью, балканской рамой, сидением для ванны, поручнями для ванны
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 января 2017 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным решением, Ивахно В.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об удовлет-ворении иска, поскольку суд неправильно применил нормы материального и процессуального права и выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что не должен был доказывать затраты на массаж и ЛФК, поскольку ранее были приняты решения по данным требованиям. Также ссылается на то, что суд первой инстанции не применил нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
Выслушав судью-докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседа-ние, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, Ивахно В.В. , ДД.ММ.ГГГГ рожде-ния, является инвалидом "данные изъяты" группы и относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной защиты и поддержки, предусмотренные положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
ДД.ММ.ГГГГ Филиал N Государственного учреждения - регионального от деления Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) назначил Ивахно В.В. ежемесячные страховые выплаты в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации и в соответствии с программой реаби-литации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве.
В соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее - ПРИ) к акту освидетельствования N N от ДД.ММ.ГГГГ. Ивахно В.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. имел право на получение в лечебно - профи-лактическом учреждении дополнительной медицинской помощи - лечебной гимнастики с методистом по ЛФК и массажа, на обеспечение его Фондом социального страхования подгузниками для взрослых, впитываемостью не менее "данные изъяты" мл. из расчета "данные изъяты" шт. в день, "данные изъяты". (л.д.16-17)
В соответствии с ПРИ к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ Ивахно В.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. имел право на получение в лечебно-профилактическом учреждении дополнительной меди-цинской помощи - массажа, лечебной гимнастики с методистом по ЛФК, на обеспечение его Фондом социального страхования подгузниками для взрослых, впитываемостью не менее "данные изъяты" мл. из расчета "данные изъяты"
Кроме того, в ПРИ показано Ивахно В.В. транспортное средство: для управления без обеих ног, исполнитель - Фонд социального страхования.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец ссылался на то, что Фонд не в полной мере оплачивает дополнительную медицинскую помощь и не выполняет программу реабилитации, а именно, в части оплаты массажа, ЛФК, выплаты компенсации за приобретенные за свой счет подгузники, а также в части обеспечения автомобилем, функциональной кроватью, балканской рамой, сидением для ванны, поручнями для ванны.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ЗаконN 181 -ФЗ) социальная защита инвалидов представляет собой систему гаранти-рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов представляет собой систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Так, Решением Железнодорожного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу, на отделение исполнительной дирекции Фонда социального страхования от нечастных случаев на производ-стве и профессиональных заболеваний Украины в "адрес" возложена обязанность возобновить Ивахно В.В. социальные выплаты в части финансирования затрат на сеанс массажа в размере "данные изъяты" грн. и лечебной физической культуры в размере "данные изъяты" грн. в месяц, взыскано в пользу Ивахно В.В. затраты на получение сеансов массажа в размере "данные изъяты" грн. и лечебной физической культуры в размере "данные изъяты" грн. (л.д. 56-59).
Решением Железнодорожного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу, истцу отказано во взыскании с отделения исполнительной дирекции Фонда социального страхования от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины в "адрес" задолженности за массаж и ЛФК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, спор о взыскании задолженности за указанные медицинские услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был предметом рассмотрения на территории Украины (л.д.60-65).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением N Фонд социального страхования Республики Крым от несчастных случаев на производстве прекратил истцу ежемесячные страховые выплаты и оплату медико- социальных услуг, в том числе массажа и ЛФК назначенных по решению суда) в связи с ликвидацией. Указанным постановлением были произведены полностью все выплаты, в том числе за массаж и ЛФК, за ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.69).
С ДД.ММ.ГГГГ деятельность по предоставлению мер социальной защиты на территории Республики Крым осуществляет Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Фонд социального страховании Российской Федерации по Республике Крым.
Согласно положений ст. 2 Федеральный закон от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоста-лением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 421-ФЗ) реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города генерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
Согласно ч. 1, ч. 9 ст. 11 Закона N 421-ФЗ лица, имевшие по состоянию на 31 декабря 2014 года право на получение обеспечения по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, за исключением лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, с 1 января 2015 года имеют право на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Если размер обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний указанных лиц (в том числе размер ежемесячной страховой выплаты, определенный исходя из заработка, указанного в части 6 настоящей статьи) не достигает размера соответствующей выплаты, исчисленной в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, выплаты по указанному обеспечению, за исключением выплат, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляются в прежнем размере до прекращения оснований, по которым они были установлены, или до истечения периода, на который они были установлены.
Обеспечение по общеобязательному государственному социальному страхо-ванию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, которое причитается застрахованным и иным лицам в соответствии с законодательством, действо-вавшим на территориях Республики Крым и города генерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ включительно, но не выплачено им по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, производится за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как усматривается из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ г. Ивахно В.В. были назначены страховые выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, что им не оспорено.
Изложенной ч. 9 ст. 11 Закона N 421-ФЗ предусмотрена выплата Фондом отдельным категориям граждан сумм, связанных с предоставлением мер социальной защиты поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию, которое причиталось застрахованным и иным лицам в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31.12.2014г. включительно, но не выплаченные им по состоянию на 01 января 2015г.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением N Фонд социального страхования Республики Крым от несчастных случаев на производстве произвел истцу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. выплату всех страховых выплат, в том числе и за массаж и ЛФК (по решению суда), и прекратил указанные выплаты в связи с ликвидацией. Указанное постановление истцом не обжаловано, доказательств наличия задолженности по выплате сумм в связи с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию суду не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствуют основания для взыскания задолженности по оплате массажа и ЛФК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положений ст. 11 Закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида геабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, люки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных лер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, нормирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства геабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица пли организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно п. 5 Положения решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахован-ного лица, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного лица, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленной застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме.
В соответствии с п. 11 Положения оплата расходов на лечение застрахован-ного лица осуществляется страховщиком до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Виды подлежащих оплате расходов на лечение предусмотрены в п. 12 данного Положения.
Стойкая утрата профессиональной трудоспособности истцу установлена до 2015 г., поэтому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для оплаты расходов на массаж и ЛФК за счет средств Фонда не имеется.
В соответствии с ПРП на ДД.ММ.ГГГГ Ивахно В.В. определена потребность в виде массажа и ЛФК, которые должны осуществлять лечебно-профи-лактическое учреждение. ПРП не предусмотрено, что указанная дополни-тельная медицинская помощь оказывается за счет Фонда.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что закон возлагает именно на Фонд обязанность по компенсации затрат на массаж и ЛФК не заслуживают внимания, поскольку основаны на неверном толковании закона.
В программах реабилитации потерпевшего Ивахно В.В. с 2015 года не определялась такая форма реабилитации, как обеспечение функциональной кроватью, балканской рамой, сидением для ванны, поручнями для ванны.
При таких обстоятельствах, с учетом положений законодательства, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для возложения на ответчика таких обязанностей.
В соответствии с положениями ст. 11.1 Закона N181-ФЗ к техническим средствам: реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Согласно приказу от 24.05.2016 г. N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 2347-р", подгузники для взрослых, относятся к техническим средствам реабилитации.
Обеспечение техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2016 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в соответствии с государственными контрактами (договорами), заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд с расположенными на территории РФ организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности.
Из положений ст. 11 Закона N181-ФЗ следует, что если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с п. 35 Положения в случае, если рекомендованное программой реабилитации пострадавшего техническое средство реабилитации не может быть предоставлено застрахованному лицу, либо, если застрахованное лицо самостоятельно обеспечило себя изделием (средством), рекомендованным программой реабилитации пострадавшего, путем приобретения за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости изделия (средства), которое должно быть предоставлено пострадавшему в соответствии с программой реабилитации пострадавшего, но не более стоимости аналогичного изделия (средства), изготовленного в отобранной в установленном порядке организации.
Как усматривается из материалов дела, оплата истцу ранее приобретенных подгузников произведена ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со стоимостью аналогичных изделий в рамках Государственного контракта регионального отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ N по цене "данные изъяты" подтверждается платежными поручениями N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 177,178).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца о доплате "данные изъяты" руб. за приобретенные за собственный счет подгузники не подлежат удовлетворению.
Согласно ПРП на 2016 - 2017 г.г. истцу показано транспортное средство: для управления без обеих ног. Срок проведения указанного обеспечения указан ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ.г., исполнитель - Фонд социального страхования.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается истцом, автомобилем за счет Фонда от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины он был обеспечен в 2013 году.
Доводы Ивахно В.В. , что автомобиль подлежит ремонту, а в Российской Федерации он не был обеспечен новым автомобилем, не имеют правового значения.
Дело Ивахно В.В. , пострадавшего от несчастного случая на производстве, сформированное Фондом от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины было передано по акту прием-передачи в Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Согласно п. 38 Положения оплата расходов на обеспечение застрахованного лица очередным транспортным средством осуществляется страховщиком по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, расходы на обеспечение которым были оплачены страховщиком, но не чаще 1 раза в 7 лет, на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противо-показаний к его вождению, установленных в результате переосвидетель-ствования застрахованного лица.
На основании п. 40 Постановления N оплата расходов застрахованного лица на капитальный ремонт транспортного средства производится 1 раз в течение установленного срока эксплуатации, исчисляемого со дня его получения застрахованным лицом (для мотоколясок - 5 лет, для автомобилей - не менее 7 лет). При этом расходы на капитальный ремонт возмещаются застрахованному лицу по фактической его стоимости, но не более 30 процентов стоимости автомобиля или 50 процентов стоимости мотоколяски, определяемой исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату проведения ремонта.
Исходя из изложенного, учитывая, что Ивахно В.В. был обеспечен автомобилем в 2013 году, срок эксплуатации которого не истек, его требования об обеспечении новым автомобилем не основаны на законе. В случае необходимости ремонта автомобиля, который Ивахно В.В. был предоставлен в 2013 году Фондом от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, он имеет право на компенсацию произведенных затрат.
Судом первой инстанции нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследуемых в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 67,71 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 327, 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 января 2017 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивахно В.В. , без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.