Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего С.В. Яковлева,
судей В.В. Агина, О.В. Хожаиновой,
при секретаре А.О. Ёна,
при участии представителя ФИО2 ФИО1 ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации г. Ялты, заинтересованные лица - Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16.01.2017 года по делу N 2а-171/2017, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Выслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, пояснения представителя ФИО2 ФИО1 ФИО9, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации г. Ялты о признании неправомерным и отмене постановления Администрации г. Ялта Республики Крым от 17.06.2016 года N 1892-п об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м. (0,1 га), расположенного по адресу: "адрес", в районе "адрес", под строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), возложении на Администрацию г. Ялты обязанности в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16.01.2017 года по делу N 2а-171/2017 (судья Корпачева Л.В.) удовлетворено административное исковое заявление ФИО2, признано незаконным постановление Администрации г. Ялты Республики Крым от 17.06.2016 года N 1892-п об отказе ФИО2 в предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в районе "адрес", на Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в его собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером 90:25:010116:578, расположенного по адресу: "адрес", в районе дома 20, и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств, на Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ФИО2 об исполнении решения по административному делу.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных в исковом заявлении требований в полном объеме.
В судебном заседании, которое состоялось 29.05.2017 года, представитель ФИО2 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Администрация г. Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым явку своих представителей в судебное заседание, которое состоялось 29.05.2017 года, не обеспечили, о времени, месте и дне его проведения извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав судью-докладчика, пояснения представителя ФИО2, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Ялтинского городского совета от 25.11.2009 года N 99 ФИО2 утверждены материалы выбора месторасположения земельного участка и дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,1000 га для обслуживания и строительства жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: "адрес", в районе "адрес", с последующей передачей в собственность на землях Ялтинского городского совета.
При разработке проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ФИО2 18.01.2010 года было получено заключение Главного архитектора г. Ялта о возможности целевого использования земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек по адресу: Украина, Автономная "адрес", в районе "адрес". Заключение подготовлено на основании решения Ялтинского городского совета от 25.11.2009 года N 99. В заключении архитектора указано, что рекомендовано передать земельный участок в собственность.
Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Закон Республики Крым N 38- ЗРК от 31.07.2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Ст.1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В ст.13 Закона N38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Предоставление земельных участков, указанных в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в ч. 2 и 3 ст. 3 настоящего Закона.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым ( ч.5 ст. 13 Закона N38-ЗРК).
В соответствии с ч. 6 ст.13 Закона N38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 года N 313 (далее Порядок N 313).
П. 4 Порядка N 313 установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Как указано выше, судом первой инстанции установлено, что решением Ялтинского городского совета от 25.11.2009 года N 99 ФИО2 утверждены материалы выбора месторасположения земельного участка и дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,1000 га для обслуживания и строительства жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: "адрес", в районе "адрес", с последующей передачей в собственность на землях Ялтинского городского совета.
При таких обстоятельствах, рассматривая вопрос о завершение оформления истцу права на земельные участки, начатого до принятия Закона N 6-ФКЗ необходимо установить факт возникновения у него такого права в соответствии действовавшего до 21.03.2014 г. на территории Республики Крым законодательства Украины.
Ст.14 Конституции Украины предусматривает, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства. Права на землю приобретаются и реализуются гражданами и субъектами хозяйственной деятельности (юридическими и физическими лицами) исключительно в соответствии с законом.
Порядок урегулирования земельных отношений на Украине установлен Земельным кодексом Украины (далее ЗК Украины).
Согласно п. б ст. 12 Земельного Кодекса Украины (далее ЗК Украины) к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Ч. 1 ст. 19 ЗК Украины был установлен перечень категорий земель, которые по их целевому назначению были поделены на: земли сельскохозяйственного назначения; земли жилой и общественной застройки; земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения; земли оздоровительного назначения; земли рекреационного назначения; земли историко-культурного назначения; земли лесохозяйственного назначения; земли водного фонда; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЗК Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Ста. 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только не соответствие месторасположения объекта требованиями законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по благоустройству территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
На момент предоставления ФИО2 разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка нормативно-правовым документом, устанавливающим правовые и организационные основы градостроительной деятельности, направленным на обеспечение устойчивого развития территорий с учетом государственных, гражданских и частных интересов являлся Закон Украины от 20.04.2000 года N 1699-III "О планировании и застройке территорий" (утратил силу в соответствии с Законом Украины от 17.02.2011 года N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности").
В соответствии со ст. 1 указанного выше Закона генеральный план населенного пункта - это градостроительная документация, который определяет принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования территории населенного пункта.
Планирование территорий на местном уровне обеспечивается соответствующими местными советами и их исполнительными органами, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями в соответствии с их полномочиями, определенными законом, и состоит в разработке и утверждении генеральных планов населенных пунктов, схем планирования территорий на местном уровне и другой градостроительной документации, регулировании использования их территорий, принятии и реализации соответствующих решений о соблюдении градостроительной документации (ст. 10 Закона).
Ст. 12 Закона было установлено, что в соответствии с генеральными планами населенных пунктов сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы в пределах полномочий, определенных законом разрешают вопросы выбора, изъятия (выкупа), предоставления в собственность или в пользование земельных участков.
Судебной коллегией установлено, что постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 09.10.2007 года N 618 был утвержден проект корректировки генерального плана административного района Большой Ялты, в том числе его составная часть - "Историко-архитектурный опорный план административного района Большой Ялты" (п. 1).
Постановлением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 21.05.2009 года по административному иску Заместителя прокурора Автономной Республики Крым, действующего в интересах государства, п. 1 постановления Совета министров Автономной Республики Крым от 9 октября 2007 года N 618 "Об утверждении проекта корректировки Генерального плана Большой Ялты" был признан недействительным.
Определением Севастопольского Апелляционного административного суда от 28.10.2013 года постановление Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 21.05.2009 года было оставлено без изменения.
В силу изложенного становится очевидным, что с 09.10.2007 года до 28.10.2013 года единственным действующим Генеральным планом Большой Ялты, который использовался органами местного самоуправления при принятии решений о даче гражданам разрешений на составление проектов землеустройства в отношении земельных участков, расположенных на территории Большой Ялты (муниципальное образование городской округ Ялты), об определении категорий земельных участков, являлся Генеральный план ее застройки с учетом корректировок, утвержденных постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 09.10.2007 года N 618.
При этом на момент принятия Ялтинским городским советом решения о даче ФИО2 разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, его месторасположения соответствовало Генеральному плану населенного пункта; испрашиваемый земельный участок был в установленном законодательством порядке отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.
Так, по настоящему делу ООО "Институт судебной экспертизы и земельного аудита" была проведена судебная землеустроительная экспертиза (заключение эксперта N 229 от 21.11.2016 года), согласно которой установлено, что целевое назначение земельного участка (кадастровый N) площадью1000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в районе "адрес", согласно землеустроительной документации, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, фактически на земельном участке территория озеленения специального назначения отсутствует.
Как указано выше, порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 года N 313 (далее Порядок N 313).
П. 4 Порядка N 313 установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с п. 5 Порядка N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в п. п. 6, 7 Порядка N 313.
Процедура рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка изложена в п. п. 9-11 Порядка N 313, согласно которых уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1) в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры (в случае предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона;
2) в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
Органы, указанные в п. 9 настоящего Порядка, предоставляют в уполномоченный орган в течение двадцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, а также иные сведения, запрашиваемые в соответствии с п. 9 настоящего Порядка (п. 10).
Отсутствие сообщения со сведениями, указанными в п. 10 настоящего Порядка, на тридцатый день со дня направления запроса, указанного в п. 9 настоящего Порядка, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, указанных в п. 10 настоящего Порядка (п. 11).
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета от 30.03.2015 года N 37 были также утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила N 37).
П. 4 решения Ялтинского городского совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация г. Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
П. 7 Правил определено, что Департамент проверяет заявление на соответствие требованиям п. п. 5, 6 настоящих Правил. Подача заявления с нарушением требований п. п. 5, 6 Правил является основанием для возврата заявления без рассмотрения, о чем Департамент уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления.
В случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов, процедура его рассмотрения изложена в п. п. 8-10 Правил N 37.
П. 12 Правил N 37 установлено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации г. Ялты Республики Крым в виде постановления.
По результатам изучения материалов дела установлено, что ФИО2 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка ориентировочной площадью 0,1 га для обслуживания и строительства жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: "адрес", в районе "адрес".
Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты был направлен запрос о земельном участке ФИО2 в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым.
Начальнику Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта 04.03.2016 года был предоставлен ответ N 02-08/1558 за подписью начальника Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым, в котором указано, что земельный участок ФИО2, расположенный по адресу: "адрес", в районе "адрес", не соответствует Генеральному плану г. Ялты, утвержденному решением 36 сессии 6-го созыва Ялтинского городского совета N 33 от 27.11.2013 года (озеленение специального назначения).
Постановлением Администрации г. Ялты Республики Крым от 17.06.2016 года N 1892-п ФИО2 отказано в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, общей площадью 1000 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", в районе "адрес", с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", кадастровый паспорт земельного участка от 28.01.2016 года N.
Судебной коллегией установлено, что при подготовке Департаментом архитектуры ответа от 04.03.2016 года N 02-08/1558 и при принятии Администрацией г. Ялта Республики Крым постановления17.06.2016 года N 1892-п были использованы данные Генерального плана г. Ялты, утвержденного решением 36 сессии 6-го созыва Ялтинского городского совета N 33 от 27.11.2013 года, то есть утвержденного после принятия Ялтинским городским советом решения N 99 от 25.11.2009 года о даче ФИО2 разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность.
Согласно правовой позиции Конституционным Судом Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24 мая 2001 годаN 8-П и подтвержденной им в ряде других решений, изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. При этом недопустимо придание обратной силы нормам и правилам, ухудшающим правовое положение лиц.
Материалы дела свидетельствуют о том, что правоотношения между гражданами и государством возникли 25.11.2009 года при предоставлении ФИО2 разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, носят длящийся характер. При этом в процессе изготовления проектной документации право граждан на получение в собственность земельного участка в соответствии с указанным видом разрешенного использования (целевым назначением) государством в лице его органов и их должностных лиц постоянно подтверждалось.
Как указано выше, по настоящему делу ООО "Институт судебной экспертизы и земельного аудита" была проведена судебная землеустроительная экспертиза (заключение эксперта N 229 от 21.11.2016 года), согласно которой установлено, что целевое назначение земельного участка (кадастровый N) площадью1000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в районе "адрес", согласно землеустроительной документации, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, фактически на земельном участке территория озеленения специального назначения отсутствует.
Администрацией г. Ялта Республики Крым, Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым, Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым не представлены какие-либо доказательства, которые опровергали бы указанные выше заключения.
В силу изложенного судебная коллегия соглашается в выводами суда первой инстанции о том, что Администрацией г. Ялта Республики Крым не была в полном объеме проведена проверка на предмет соответствия места расположения испрашиваемого ФИО2 земельного участка градостроительной документации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, исследовав материалы дела, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что существуют основания для удовлетворения заявленных ФИО2 требований.
Изучив материалы дела, содержание апелляционной жалобы, судебной коллегия установлено отсутствие доказательств ошибочности выводов суда первой инстанции при оценке обстоятельств дела, вследствие чего не существуют основания для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 308- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16.01.2017 года по делу N 2а-171/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий подпись С.В. Яковлев
Судьи подпись В.В. Агин
подпись О.В. Хожаинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.