Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Михалевой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Зубко С.Л. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении Зубко С.Л.,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 апреля 2017 года Зубко С.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Зубко С.Л. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав Зубко С.Л., поддержавшую доводы жалобы, заключение прокурора Пасечкин Е.И. о законности и обоснованности постановления, прихожу к следующему.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Оренбургской области в период с 30 сентября 2016 года по 10 октября 2016 года проведена проверка по обращению ООО *** по факту грубого нарушения должностными лицами *** требований Федерального закона N 294-ФЗ.
В ходе проверки установлено, что 19 апреля 2016 года в адрес государственной жилищной инспекции по Оренбургской области поступило обращение от собственника помещения N в многоквартирном доме N по (адрес) ФИО5 по вопросу установления ООО *** размера платы за содержание и ремонт жилого помещения без согласования с собственниками жилья. Рассмотрение обращения было поручено *** Зубко С.Л.
Вопреки требованиям ст. 14 Федерального закона от N 294-ФЗ *** Зубко С.Л. в период с 31 мая 2016 года по 27 июня 2016 года, находясь на своем рабочем месте по адресу: (адрес), без издания соответствующего распоряжения или приказа о проведении проверки, провела внеплановую документарную проверку в отношении ООО ***, подготовив и направив в адрес юридического лица мотивированный запрос N от 31 мая 2016 года о предоставлении документированной информации, подтверждающей разработку управляющей компанией предложений по вопросу содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в указанном жилом доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений, в том числе расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей, а также иной информации, относящейся к предмету проверки.
По результатам изучения представленной ООО *** информации, в нарушение положений ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ акт проверки в отношении указанного юридического лица Зубко С.Л. составлен не был, а в отношении юридического лица 27 июня 2016 года составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского района г. Оренбурга ООО *** привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
10 октября 2016 года заместителем прокурора Оренбургской области в отношении должностного лица - *** Зубко С.Л. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения Зубко С.Л. при вышеуказанных обстоятельствах административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; рапортом; письменным обращением ФИО5; мотивированным запросом от 31 мая 2016 года о предоставлении информации и документов, необходимых для проведения проверки и предупреждением об административной ответственности в случае неисполнения данного требования; ответом на запрос ООО ***; протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ в отношении ООО ***; постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского района г. Оренбурга от 19 июля 2016 года о привлечении ООО *** к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ и другими доказательствами, оцененными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, действия Зубко С.Л. правильно квалифицированы судьей по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
В жалобе Зубко С.Л. указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ею вмененного административного правонарушения, поскольку она рассматривала обращение ФИО5, которое не содержало фактов нарушения ООО *** обязательных требований, фактов нарушения прав потребителей. Поступившее обращение содержало сведения о нарушении ООО *** правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Исходя из понятия "проверка", данного в п. 6 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ проверка соблюдения юридическим лицом обязательных требований, соблюдения прав потребителей, Зубко С.Л. не проводилась.
Данный довод жалобы не может повлечь отмену судебного постановления.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) следует, что установленный Федеральным законом N 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Между тем правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ.
Согласно п. 12 ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 294-ФЗ).
Организация документарной проверки осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ. Частью 1 указанной статьи установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ грубым нарушением признается нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Действия Зубко С.Л. как должностного лица могли осуществляться лишь посредством проверки поступившего обращения, указывающего на такие нарушения, и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ, то есть на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя о проведении внеплановой документарной проверки.
Понятие проверки закреплено в ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ, согласно которому проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Проведение документарной проверки включает в себя следующие этапы: направление проверяемой организации запроса о предоставлении документов и информации; направление запросов в адрес иных организаций и органов власти о предоставлении дополнительно документов и информации, связанных с деятельностью проверяемого; анализ полученных документов и информации; составление акта; ознакомление проверяемой организации с актом.
Согласно материалам дела, после поступления обращения гражданина именно Зубко С.Л. осуществляла фактические действия по подготовке запроса в ООО *** о предоставлении документированной информации, именно она изучала и анализировала полученную от ООО *** информацию, по результатам которого именно должностным лицом *** Зубко С.Л. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ в отношении ООО ***, который и явился основанием для привлечения ООО *** к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Таким образом, вышеуказанные действия должностного лица, свидетельствуют о фактическом проведении Зубко С.Л. внеплановой документарной проверки юридического лица в отсутствии соответствующего распоряжения или приказа.
Зубко С.Л. указывает в жалобе, что имеются основания для применения по настоящему делу положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, поскольку Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 277-ФЗ в ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ были внесены изменения, которые вступают в силу с 03 января 2017 года. Статья 10 Федерального закона N 294-ФЗ дополнена ч. 3.2, согласно которой уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в том числе разрешено проведение предварительной проверки поступившей информации.
Доводы заявителя не могут повлечь удовлетворение жалобы.
Положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ вопреки утверждению заявителя в данном случае применению не подлежат. Требования Федерального закона N 294-ФЗ к порядку проведения документарной проверки применяются к обстоятельствам по настоящему делу в редакции, действовавшей на момент вмененного административного правонарушении. Статья 10 Федерального закона N 294-ФЗ (в редакции ФЗ от 20 марта 2016 года) не предоставляла право должностным лицам органа государственного контроля (надзора) проведение предварительной проверки поступившей информации.
Совершенное Зубко С.Л. правонарушение посягает на общественные отношения по организации и проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции. С учетом характера и конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного разрешить дело. Изложенные в жалобе доводы не свидетельствуют о возможности освобождения Зубко С.Л. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения.
По существу доводы жалобы направлены на несогласие с выводами судьи районного суда и на переоценку доказательств, которые были исследованы в полном объеме и получили надлежащую оценку в постановлении по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. При изложенных выше обстоятельствах следует признать, что настоящая жалоба не содержит доводов, которые могли повлечь отмену или изменение судебного постановления.
Постановление о привлечении Зубко С.Л. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении Зубко С.Л. оставить без изменения, а жалобу Зубко С.Л. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в порядке, установленном ст. 30.12 - ст. 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.