Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 29 мая 2017 г. по делу N 33а-691/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Василенко И.И.,
судей: Шуайпова М.Г. и Коробенко Э.В.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 23 января 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований "данные изъяты" Гринчука И.И. о признании незаконными действий начальника 1 отдела (г. "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Гринчука И.И. в обоснование апелляционной жалобы, заинтересованного лица Гринчук Н.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N Гринчуку И.И. и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что на дату подачи заявления он утратил статус военнослужащего.
Гринчук И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать это решение незаконным и обязать должностное лицо рассмотреть вопрос о принятии его с членами семьи на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований Гринчука И.И. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы, ссылаясь на положения действующего законодательства, регламентирующие порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, Гринчук И.И. указывает, что имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку он с членами семьи от государства постоянным жильем не обеспечен и в собственности какого-либо жилья они не имеют, уволен с военной службы по состоянию здоровья и имеет общую продолжительность военной службы более 30 лет. Он утверждает, что при прохождении военной службы он с членами семьи в 2003 году за счет 1997 ОМИС Черноморского флота был обеспечен служебным жильем, расположенным по адресу: "адрес", где он и его семья проживают до настоящего времени на основании жилищного договора. Своего согласия на увольнение с военной службы без обеспечения его жильем он не давал, однако не разбираясь в вопросах, касающихся порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, ошибочно считал, что может при увольнении получить в собственность имеющуюся у него служебную квартиру. В связи с этим автор жалобы указывает на то, что он в силу положений ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" без его согласия не мог быть уволен с военной службы до обеспечения жильем, а отказ ответчика в рассмотрении вопроса постановки его на жилищный учет нарушает гарантированное законодательством право на обеспечение его жильем. Гринчук И.И. также обращает внимание, что в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации обязанность создавать условия для осуществления гражданами своих прав на жилище возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим вывод суда о неисполнении им обязанности по подаче заявления о признании нуждающимся в получении жилья в период прохождения военной службы является ошибочным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 и абз. 2 п.1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения по избранному месту жительства.
Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства.
Действительно по смыслу Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Инструкции "данные изъяты", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, заявление о принятии на жилищный учет военнослужащего и членов его семьи с целью реализации права на жилище должно быть подано в период прохождения военной службы.
Гарнизонный военный суд в решении указал, что вопрос о наличии оснований для принятия административного истца на жилищный учет до момента утраты им статуса военнослужащего не разрешался по причине отсутствия соответствующего волеизъявления со стороны самого Гринчука И.И., который добровольно изъявил желание проживать в ранее ему предоставленном служебном жилом помещении.
Поэтому, отказывая в удовлетворении требований Гринчука И.И., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое отказное решение начальника отдела управления жилищного обеспечения со ссылкой на утрату истцом на дату подачи заявления статуса военнослужащего является правомерным.
Однако такие выводы суда нельзя признать правильными.
Согласно п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на соблюдение прав военнослужащих, в том числе предусмотренных ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с Порядком "данные изъяты", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, командир (начальник) воинской части обязан перед увольнением военнослужащего с военной службы провести все мероприятия, определенные пунктом N этого Порядка, в том числе уточнить обеспеченность его жилым помещением по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно материалам дела в связи с предстоящим увольнением с военной службы по состоянию здоровья ДД.ММ.ГГГГ начальником штаба Каспийской флотилии ФИО6 в присутствии начальника отдела кадров флотилии ФИО8 и начальника юридической службы флотилии ФИО7, с Гринчуком И.И. проведена индивидуальная беседа. В составленном листе беседы ФИО8 указал, что Гринчук И.И. с увольнением с военной службы по состоянию здоровья согласен и в графе обеспеченность жилой площадью отметил, что он обеспечен служебным жилым помещением в "адрес" и желает получить его в собственность, на учете в управлении жилищного обеспечения не состоит. Такая же запись была сделана ФИО8 и в представлении к увольнению Гринчука И.И. с военной службы.
Допрошенный судом апелляционной инстанции свидетель ФИО8, присутствовавший ДД.ММ.ГГГГ при проведении с истцом беседы, показал, что Гринчук И.И. в ходе беседы пояснил, что желает получить в собственность занимаемое служебное жилое помещение, однако ему не было разъяснено о невозможности проведения процедуры по получению служебного жилого помещения в собственность без признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Более того, по имевшейся у командования информации, какие-либо препятствия для передачи Гринчуку И.И. занимаемого им с членами семьи жилого помещения в "адрес" в качестве постоянного жилья не имелось, о чем с ним также было оговорено в ходе беседы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Гринчук И.И., заключивший первый контракт до ДД.ММ.ГГГГ и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья. При этом в данном приказе указано, что истец обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства. Приказом командующего Каспийской флотилией от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части.
Являясь уволенным с военной службы и исключенным из списков личного состава воинской части, Гринчук И.И., его супруга и дочь обратились в Гагаринский районный суд "адрес" с иском к управлению жилищного обеспечения и отделу этого управления о признании заключившим договор социального найма и признании права собственности на вышеуказанное служебное жилое помещение по адресу: "адрес". Вступившим в законную силу решением указанного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано. При этом свой отказ суд мотивировал тем, что истец и члены его семьи не признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, вышеупомянутая квартира в "адрес" не исключалась из числа служебных жилых помещений, в связи с чем в силу ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежит приватизации.
Гринчук И.И. обратился в отдел управления жилищного обеспечения с заявлением о принятии его на жилищный учет. Оспариваемым решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N Гринчуку И.И. и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что на дату подачи заявления он утратил статус военнослужащего.
Из вышеизложенного следует, что административный истец, дав согласие на увольнение с военной службы, рассчитывал получить путем оформления в собственность имеющегося у него в "адрес" служебного жилого помещения.
При этом, как усматривается из материалов дела и подтверждается показаниями допрошенного свидетеля ФИО8, несмотря на то, что заявитель ошибочно полагал возможным получить занимаемое им служебное жилое помещение в собственность, командование в ходе проводимой перед увольнением с военной службы беседы порядок реализации права на жилье ему не разъяснило, о последствиях исключения его из списков личного состава воинской части до признания нуждающимся в получении постоянного жилья не уведомило, что противоречит требованиям п. N Порядка "данные изъяты", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Анализируя вышеприведенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Гринчук И.И., уволенный с военной службы по состоянию здоровья и имеющий выслугу более 10 лет, имеет право претендовать на получение жилого помещения от военного ведомства, а нереализация им жилищных прав в период прохождения военной службы обусловлена исключительными причинами, связанными с нарушением командованием порядка проведения мероприятий при увольнении его с военной службы. К тому же к таким причинам возможно отнести и нахождение Гринчука И.И. перед увольнением на длительном лечении в госпитале в связи с тяжелой болезнью.
При таких обстоятельствах у жилищного органа в данном случае отсутствовали основания для отказа в рассмотрении вопроса о возможности принятия истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с утратой им статуса военнослужащего.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, и неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение гарнизонного военного суда подлежит отмене, а заявленные Гринчуком И.И. требования удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 23 января 2017 г. по административному исковому заявлению Гринчука И.И. отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление Гринчука И.И. о признании незаконными действий начальника 1 отдела ( "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 1 отдела ( "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении Гринчука И.И. и обязать его отменить.
Обязать начальника 1 отдела ( "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о признании Гринчука И.И. и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, о чем в течении месяца со дня получения копии апелляционного определения сообщить в суд и административному истцу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.