Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Щетининой Е.В.,
при секретаре Гребёнкиной Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоненко О.В. к ГУ УПФ России в Мартыновском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную пенсию, по апелляционной жалобе ГУ УПФ России в Мартыновском районе на решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 20 марта 2017г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Антоненко О.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ России в Мартыновском районе о назначении досрочной страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование требований указала, что 26.12.2016г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ России в Мартыновском районе от 26.01.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ей было отказано в назначении страховой пенсии, при этом в специальный стаж не включены периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 01.02.1999г. по 05.02.1999г.; с 05.10.1999г. по 09.10.1999г.; с 09.02.2000г. по 11.02.2000г.; с 15.09.2003г. по 20.09.2003г.; с 21.10.2004г. по 01.02.2007г.; с 09.04.2007г. по 21.04.2007г.; с 14.04.2014г. по 26.04.2014г.; с 09.02.2015г. по 14.02.2015г.; с 02.03.2015г. по 07.03.2015г.; с 13.04.2015г. по 18.04.2015г.;
периоды нахождения её в учебных отпусках с 14.05.2007г. по 01.06.2007г.; с 26.11.2007г. по 16.12.2007г.; с 24.03.2008г. по 21.04.2008г., с 17.11.2008г. по 10.12.2008г.; с 01.10.2009г. по 22.10.2009г.; с 01.02.2010г. по 28.02.2010г.; с01.10.2010г. по 29.10.2010г.;
а также периоды ее работы в должности заместителя директора по УВР 0,5 ставки и учителя истории 0,9 ставки: с 21.10.2004г. по 01.02.2007г.; с 02.02.2007г. по 08.04.2007г.; с 22.04.2007г. по 13.05.2007г.; с 02.06.2007г. по 25.11.2007г.; с 17.12.2007г. по 23.032008г.; с 22.04.2008г. по 25.08.2008г.
Истица считает решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ России в Мартыновском районе от 26.01.2017г. незаконным, ущемляющим ее пенсионные права, поскольку ответчиком установлено, что её педагогический стаж по состоянию на 26.12.2016г. составил 21 год 07 месяцев 23 дня, что недостаточно для назначения досрочной пенсии. Однако, по мнению истицы, на день подачи заявления о назначении пенсии (26.01.2017г.) она имеет необходимые 25 лет педагогического стажа.
Ссылаясь на положения п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. ст. 173, 187 ТК РФ, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, истица считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, а также периоды работы заместителем директора общеобразовательной школы по учебно-воспитательной работе и учителем истории, должны быть включены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Истица просила суд признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ России в Мартыновском районе от 26.01.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в части отказа в зачете спорных периодов и обязать ответчика включить в ее общий стаж периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 01.02.1999г. по 05.02.1999г.; с 05.10.1999г. по 09.10.1999г.; с 09.02.2000г. по 11.02.2000г.; с 15.09.2003г. по 20.09.2003г.; с 21.10.2004г. по 01.02.2007г.; с 09.04.2007г. по 21.04.2007г.; с 14.04.2014г. по 26.04.2014г.; с 09.02.2015г. по 14.02.2015г.; с 02.03.2015г. по 07.03.2015г.; с 13.04.2015г. по 18.04.2015г.;
периоды нахождения её в учебных отпусках с 14.05.2007г. по 01.06.2007г.; с 26.11.2007г. по 16.12.2007г.; с 24.03.2008г. по 21.04.2008г., с 17.11.2008г. по 10.12.2008г.; с01.10.2009г. по 22.10.2009г.; с 01.02.2010г. по 28.02.2010г.; с 01.10.2010г. по 29.10.2010г.;
а также периоды ее работы в должности заместителя директора по УВР 0,5 ставки и учителя истории 0,9 ставки: с 21.10.2004г. по 01.02.2007г.; с 02.02.2007г. по 08.04.2007г.; с 22.04.2007г. по 13.05.2007г.; с 02.06.2007г. по 25.11.2007г.; с 17.12.2007г. по 23.03.2008г.; с 22.04.2008г. по 25.08.2008г., обязать ответчика назначить ей пенсию с 26.12.2016г.
Решением Мартыновского районного суда Ростовской области от 20 марта 2017г. исковые требования Антоненко О.В. удовлетворены. Суд признал незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ России в Мартыновском районе от 26.01.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Антоненко О.В. по старости и обязал ГУ УПФР в Мартыновском районе Ростовской области зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии Антоненко О.В. следующие периоды:
- курсы повышения квалификации с 01.02.1999г. по 05.02.1999г.; с 05.10.1999г. по 09.10.1999г.; с 09.02.2000г. по 11.02.2000г.; с 15.09.2003г. по 20.09.2003г.; с 21.10.2004г. по 01.02.2007г.; с 09.04.2007г. по 21.04.2007г.; с 14.04.2014г. по 26.04.2014г.; с 09.02.2015г. по 14.02.2015г.; с 02.03.2015г. по 07.03.2015г.; с 13.04.2015г. по 18.04.2015г.;
- учебный отпуск с 14.05.2007г. по 01.06.2007г.; с 26.11.2007г. по 16.12.2007г.; с 24.03.2008г. по 21.04.2008г., с 17.11.2008г. по 10.12.2008г.; с01.10.2009г. по 22.10.2009г.; с 01.02.2010г. по 28.02.2010г.; с 01.10.2010г. по 29.10.2010г.;
- заместитель директора по УВР 0,5 ставки и учитель истории 0,9 ставки: с 21.10.2004г. по 01.02.2007г.; с 02.02.2007г. по 08.04.2007г.; с 22.04.2007г. по 13.05.2007г.; с 02.06.2007г. по 25.11.2007г.; с 17.12.2007г. по 23.03.2008г.; с 22.04.2008г. по 25.08.2008г.
Суд обязал ГУ УПФР в Мартыновском районе Ростовской области назначить Антоненко О.В. досрочную пенсию с момента обращения в ГУ УПФР в Мартыновском районе Ростовской области с 26.12.2016г.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Мартыновском районе считает решение суда первой инстанции незаконным в части включения в специальный стаж Антоненко О.В. периодов работы в МБОУ основной общеобразовательной школе N 20 х.Сальский Кагальник Мартыновского района Ростовской области (МБОУ ООШ N20) в должности заместителя директора по УВР 0,5 ставки и учителя истории 0,9 ставки: с 21.10.2004г. по 01.02.2007г.; с 02.02.2007г. по 08.04.2007г.; с 22.04.2007г. по 13.05.2007г.; с 02.06.2007г. по 25.11.2007г.; с 17.12.2007г. по 23.03.2008г.; с 22.04.2008г. по 25.08.2008г.
Апеллянт указывает, что Правилами N781 определены различные критерии включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы в должностях, предусмотренных в Списке N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (п.4 Правил N78), а для заместителей директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это осуществление деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, выполнявшейся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством (пп. "б" п.8 Правил N781).
Для заместителей директора устанавливается должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей. При этом выполнение в указанный период преподавательской работы (педагогической или учебной нагрузки) значения не имеет.
Оснований для суммирования работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе (0,5 ставки) и педагогической нагрузки (0,9 ставки учителя истории) не имеется.
Из представленных в материалы дела документов усматриваются разночтения записей, но при этом в трудовой книжке значится заместителем директора (без указания ставок), но в остальных документах - книгах приказов, уточняющих справках - значится 0,5 ставки в должности заместителя директора. Свидетельские показания не относятся к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы, определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Апеллянт указывает на необоснованное включение судом первой инстанции в специальный стаж Антоненко О.В. периода работы с 21.10.2004г. по 01.02.2007г. в должности заместителя директора по УВР 0,5 ставки и учителя истории 0,9 ставки (2 года 3 мес. 11 дней), как периода нахождения на курсах повышения квалификации.
С учетом изложенного, ответчик считает, что правомерно отказал в назначении Антоненко О.В. пенсии по основанию, предусмотренному п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400ФЗ, ввиду отсутствия документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности.
В заседании суда апелляционной инстанции истица Антоненко О.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика ГУ УПФ России в Мартыновском районе, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление (л.д. 127).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 26.12.2016г. Антоненко О.В. обратилась в ГУ УПФ России в Мартыновском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ России в Мартыновском районе от 26.01.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Антоненко О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Зачтенный пенсионным органом специальный стаж истца на момент ее обращения за назначением пенсии составил 21 год 07 месяцев 23 дня при требуемом 25 лет (л.д.19-22).
В специальный стаж истицы не включены периоды: с 01.09.1985г. по 26.06.1989г. (3 года 09 мес. 26 дней) - обучение в Константиновском педагогическом училище; курсы повышения квалификации: с 01.02.1999г по 05.02.1999г. (5 дней), с 05.10.1999г по 09.10.1999г. (5 дней), с 09.02.2000г по 11.02.2000г. (3 дня), с 15.09.2003г по 20.09.2003г. (6 дней), с 09.04.2007г по 21.04.2007г. (13 дней), с 14.04.2014г по 26.04.2014г. (13 дней), с 09.02.2015г по 14.02.2015г. (6 дней), с 02.03.2015г по 07.03.2015г. (6 дней), с 13.04.2015г по 18.04.2015г. (6 дней); нахождения в учебном отпуске с 14.05.2007г по 01.06.2007г. (18 дней), с 26.11.2007г по 16.12.2007г.(21 день), с 24.03.2008г. по 21.04.2008г. (28 дней), с 17.11.2008г. по 10.12.2008г. (24 дня), с 01.10.2009г. по 22.10.2009г. (22 дня), с 01.02.2010г. по 28.02.2010г. (28 дней), с 01.10.2010г. по 29.10.2010г. (29 дней); работы в должности заместителя директора по УВР 0,5 ставки и учитель истории 0,9 ставки: с 21.10.2004г. по 01.02.2007г. (2 года 3 мес. 11 дней), с 02.02.2007г. по 08.04.2007г. (2 мес. 7 дней), с 22.04.2007г по 13.05.2007г. (22 дня), с 02.06.2007г. по 25.11.2007г. (5 мес. 24 дня), с 17.12.2007г. по 23.03.2008г.(3 мес. 7 дней), с 22.04.2008г. по 25.08.2008г. (4 мес. 4 дня);
Удовлетворяя исковые требования Антоненко О.В. о включении в специальный стаж спорных периодов ее работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя истории, суд исходил из того, что указанные периоды неправомерно исключены из периода, необходимого для включения в льготный стаж, поскольку основным видом деятельности школы является основное общее образование, а истица продолжает работать в школе в должности директора 1 ст. и учителя истории на 0,7 ставки.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика и находит вывод суда о возможности включения периодов работы в должности заместителя директора по УВР 0,5 ставки и работы учителем истории 0,9 ставки ошибочным и основанным на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившего в силу с 01.01.2015г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичная норма была закреплена пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которому трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правил N781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.
Согласно пункту 3 Правил N781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.п.1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Пункт 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка N781 к учреждениям, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относит общеобразовательные учреждения для детей; пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка N781 предусмотрены такие должности как учитель, заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Поскольку "Средняя общеобразовательная школа" предусмотрена разделом "Наименование учреждений" Списка, то для включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, учителю истории необходимо выработать норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы.
Подпункт "б" пункта 8 Правил N 781 предусматривает, что в стаж педагогической деятельности засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Таким образом, законодатель определяет два обязательных условия для включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе: выработка в этой должности продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством; деятельность должна быть связана с образовательным (воспитательным) процессом.
При этом заместитель директора, осуществляя руководство образовательным процессом, методическую работу, вправе заниматься и учебной деятельностью, однако за осуществление этой деятельности заработная плата начисляется отдельно, исходя из часов учебной нагрузки, оплата же по должности заместителя директора осуществляется из ставки должностного оклада. Таким образом, работа в должности заместителя директора в школе подлежит включению в специальный педагогический стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, соответствующей полной ставке должностного оклада.
Для учителей установлена учебная нагрузка, которая в соответствии с действовавшим в спорный период Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", составляла 18 часов в неделю.
Норма продолжительности рабочего времени, по которой учитывается работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе, и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителя имеют различную правовую природу. В первом случае имеет место астрономический час, во втором педагогический час (45 минут и т.д.). Поэтому, суммирование стажа работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на условиях неполного рабочего времени с работой в должности учителя на условиях неполного рабочего времени невозможно, поскольку данные величины по своей сути не совпадают.
По смыслу вышеприведенных норм суммирование педагогической нагрузки заместителя директора школы с учебной нагрузкой учителя при неполной нагрузке по каждой из этих должностей в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, так как для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени. Из содержания пункта 4 Правил N 781 следует, что возможно суммирование или педагогической, или учебной нагрузки по основному и другим местам работы.
Из материалов дела - трудовой книжки Антоненко О.В., справки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.11.2016г. следует, что истица была принята 15.08.1989г. на работу учителем начальных классов Кагальницкой восьмилетней школы (л.д.33).
В порядке перевода 01.04.2001г. истица была принята на работу в МБОУ - ООШ N20 х.Сальский Кагальник учителем начальных классов и продолжила работу в общеобразовательном учреждении, приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.10.2004г. переведена с должности учителя начальных классов на должность заместителя директора школы на 0,5 ставки и учителя истории на 0,9 ставки (л.д.12, 35, 53).
Дополнительным соглашением от 29.12.2006г. внесены изменения в трудовой договор от 15.08.1989 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, пункты договора изложены в следующей редакции: принята с окладом - 3975 руб.; зарплата за 15 часов ист., МХК, общ-я - 3312,50 руб.; зарплата заместителя директора по УВР - 0,5 ст. - 1844 руб.; доплата за ведение делопроизводства - 15% - 596,25 руб. (л.д.29).
Приказом директора школы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.09.2007г. заместителю директора Антоненко О.В. установлена предельная учебная нагрузка 15 часов (л.д.85). Из тарификационного списка МОУ-ООШ N20 х.Сальский Кагальник от 25.10.2004г. следует, что Антоненко О.В. - заместитель директора на 0,5 ставки (л.д.60).
Таким образом, в период с 21.10.2004г. по 25.08.2008г. истица, занимая 0,5 должностной ставки заместителя директора и выполняя обязанности учителя истории с учебной нагрузкой 15 часов (0,9 ставки), не вырабатывала педагогическую или преподавательскую (учебную) нагрузку ни в должности заместителя директора, ни в должности учителя.
При этом нельзя рассматривать работу истца на 0,9 ставки и 0,5 ставки как сокращенное рабочее время, поскольку под сокращенной продолжительностью рабочего времени понимаются лишь случаи, прямо предусмотренные трудовым законодательством, в частности ст. ст. 92, 333 Трудового кодекса РФ
Рассматривая требования истицы о включении в ее специальный стаж периода работы с 21.10.2004г. по 25.08.2008г. в должности заместителя директора на 0,5 ставки, судебная коллегия учитывает также и то обстоятельство, что Списком предусмотрено право на включение работы в подсчет специального стажа для заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а каких-либо доказательств того, что её деятельность в должности заместителя директора была связана с образовательным (воспитательным) процессом, в материалах дела не имеется. Как следует из записи в трудовой книжке 21.10.2004г. истица переведена на должность заместителя директора школы и учителя истории, без указания ставки (л.д. 35). Согласно копии приказа от 21.10.2004г. Антоненко О.В. назначена на должность заместителя директора с нагрузкой 0,5 ставки и учитель истории с нагрузкой 10 часов (л.д. 59), из тарификационного списка на 25.10.2004г. следует, что истица включена в него по должности заместителя директора 0,5 ставки (л.д. 60). При этом записи в данных документах не содержат указаний на то, что Антоненко О.В. была заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами суда о признании в качестве допустимых доказательств выполнения истицей трудовых обязанностей учителя и завуча школы показания допрошенных свидетелей.
Показания свидетелей в данном случае не могут быть признаны допустимыми доказательствами в силу прямого запрета, установленного ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ, а также разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", где обращено внимание судов на то, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющих ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения в специальный стаж периодов работы истицы в должности заместителя директора по УВР 0,5 ставки и учителя истории 0,9 ставки: с 21.10.2004г. по 01.02.2007г.; с 02.02.2007г. по 08.04.2007г.; с 22.04.2007г. по 13.05.2007г.; с 02.06.2007г. по 25.11.2007г.; с 17.12.2007г. по 23.03.2008г.; с 22.04.2008г. по 25.08.2008г. у суда первой инстанции не имелось.
Доводы истицы со ссылкой на п. 4 Правил N 781 о том, что указанная работа может быть учтена как работа в объеме не менее 1 ставки по должности "учитель", ошибочны и основаны на неверном толковании приведенных выше нормативных положений.
В этой связи решение суда в части возложения на ответчика обязанности включить спорные периоды работы истца в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя на 0,9 ставки в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, подлежит отмене как постановленное с нарушением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ) с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данного искового требования.
Поскольку без учета спорных периодов работы Антоненко О.В. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя на 0,9 ставки специальный стаж педагогической деятельности у истицы составляет менее требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждении для детей, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, на основании пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", то оснований для возложения на ответчика обязанности назначить Антоненко О.В. пенсию с 26.12.2016г. не имеется.
Решение суда в части возложения на ответчика обязанности назначить и выплачивать Антоненко О.В. досрочную страховую пенсию по старости с 26.12.2016г. подлежит отмене с вынесением в указанной части решения об отказе в удовлетворении данного искового требования.
При этом судебная коллегия отмечает, что отсутствие в настоящее время необходимой продолжительности специального стажа не лишает Антоненко О.В. права при выработке такого стажа на повторную оценку пенсионных прав истца пенсионным органом.
Как следует из материалов дела (уточняющих справок от 14.11.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от 18.08.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, решения об отказе в назначении пенсии), период с 21.10.2004г. по 01.02.2007г. (2 года 3 мес. 11 дней) является периодом работы Антоненко О.В. в должности заместителя директора 0,5 ставки и учителя истории 0,9 ставки, а не периодом нахождения её на курсах повышения квалификации, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что данный период указан ошибочно как период нахождения на курсах повышения квалификации, в связи с чем не может быть включен в специальный стаж истицы, указанный период подлежит исключению из резолютивной части решения суда о включении его в специальный стаж истицы, как периода нахождения на курсах повышения квалификации.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 20 марта 2017г. в части возложения обязанности на ГУ УПФ России в Мартыновском районе Ростовской области зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии Антоненко О.В. периоды работы в должности заместителя директора по УВР 0,5 ставки и учителя истории 0,9 ставки: с 21.10.2004г. по 01.02.2007г.; с 02.02.2007г. по 08.04.2007г.; с 22.04.2007г. по 13.05.2007г.; с 02.06.2007г. по 25.11.2007г.; с 17.12.2007г. по 23.03.2008г.; с 22.04.2008г. по 25.08.2008г. и назначить досрочную пенсию с момента обращения в ГУ УПФР в Мартыновском районе Ростовской области с 26.12.2016г. отменить.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Антоненко О.В. об обязании ГУ УПФ России в Мартыновском районе Ростовской области зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии Антоненко О.В. периоды работы в должности заместителя директора по УВР 0,5 ставки и учителя истории 0,9 ставки: с 21.10.2004г. по 01.02.2007г.; с 02.02.2007г. по 08.04.2007г.; с 22.04.2007г. по 13.05.2007г.; с 02.06.2007г. по 25.11.2007г.; с 17.12.2007г. по 23.032008г.; с 22.04.2008г. по 25.08.2008г. и назначить досрочную пенсию с момента обращения в ГУ УПФР в Мартыновском районе Ростовской области с 26.12.2016г., отказать.
Исключить из резолютивной части решения Мартыновского районного суда Ростовской области от 20 марта 2017г. в части возложения обязанности на ГУ УПФ России в Мартыновском районе Ростовской области зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии Антоненко О.В. период нахождения на курсах повышения квалификации с 21.10.2004г. по 01.02.2007г.
В остальной части решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 20 марта 2017г. оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 8.06.2017г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.