Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 апреля 2017 г. по делу N 33а-449/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО7,
судей: ФИО8 ФИО6,
при секретаре ФИО4, с участием административного истца ФИО1 и представителя 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым военнослужащему войсковой части N старшему прапорщику ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании действий начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - 1-й отдел ЗРУЖО), связанных с отказом включить его в список на предоставление служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, доводы представителя ответчика, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в 1-й отдел ЗРУЖО с заявлением о включении в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы. Решением заместителя 1-го отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в вышеуказанный список. Основанием к принятию такого решения указано, что ФИО1 не представлен оригинал справки о сдаче служебного (социального) жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы в войсковой части N.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконными решение 1-го отдела ЗРУЖО, связанное с отказом включить его в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы, в связи с чем отменить его и обязать жилищный орган включить его в соответствующий список. Кроме того, истец просил суд взыскать в его пользу судебные расходы в сумме 300 рублей, связанные с уплатой государственной пошлины.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его административного иска.
В обоснование жалобы он указывает, что суд принял решение в отношении другого должностного лица, который не наделен полномочиями по принятию решений по обращениям военнослужащих.
Обращает внимание, что судом нарушен процессуальный порядок допуска представителя ответчика в судебное заседание.
Суд не учел, что административный ответчик или его представитель доказательств суду не предоставляли и в материалах дела они отсутствуют.
Также считает, что требование справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе манёвренного фонда или в общежитии) от истца, необеспечивавшегося ранее служебным (социальным) жилым помещением, неправомерно.
По мнению автора жалобы, суд пришел к неверному выводу о том, что им представлена копия справки из войсковой части N о сдаче служебного жилого помещения, так как им представлена справка в произвольной форме войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N, из которой видно: " ... что командование войсковой части N справку о необеспеченности военнослужащим жильём по линии Министерства обороны РФ не выдает, данная функция возложена на Департамент жилищного обеспечения МО РФ" Эта справка не является справкой о сдаче служебного жилого помещения.
Полагает, что суд необоснованно сослался в решении на приказ Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N об утверждении Инструкции о выдаче, учёте и хранении справок о сдаче жилых помещений.
Кроме того отмечает, что он никогда не был обеспечен служебным жилым помещением (в том числе манёвренного фонда или в общежитии) или жилым помещением по договору социального найма со стороны Министерства обороны РФ, в связи с чем отсутствуют правовые основания для выдачи ему справки о сдаче служебного (социального) жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы в войсковой части N.
В заключение автор жалобы указывает, что войсковая часть N является для него новым местом военной службы с ДД.ММ.ГГГГ а с прежнего места военной службы - войсковой части N он был уволен в ДД.ММ.ГГГГ находился в запасе и никогда не был обеспечен жилым помещением со стороны Министерства обороны РФ, а потому нет правовых оснований для выдачи ему справки о сдаче служебного (социального) жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 при обращении в 1 - отдел ЗРУЖО была предоставлена копия справки о сдаче служебного жилого помещения, выданная войсковой частью N, которая не является уполномоченной организацией на выдачу подобных документов, а из самой справки воинской части следует, что командование войсковой части 61899 справку о необеспеченности военнослужащих жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации не выдает, данная функция возложена на Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
Вместе с тем данный вывод суда первой инстанции является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции установлено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащему необходимо подать заявление по рекомендуемому образцу в специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому приложить необходимые документы, в том числе справку о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии), а также сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N к Инструкции, которые необходимо подписать военнослужащему с заверением его подписи должностным лицом по месту прохождения службы.
Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в 1 отдел ЗРУЖО с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ 1 отдел ЗРУЖО сообщил ФИО1, что ему отказано во включении в список на предоставление служебного жилого помещения, так как в представленных документах отсутствует оригинал справки о необеспеченности служебным жилым помещением по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии) в войсковой части N в "адрес". ФИО1 была предоставлена справка из войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N. На основании вышеприведённых обстоятельств должностное лицо оспоренным решением от ДД.ММ.ГГГГ отказало административному истцу во включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
При этом без внимания суда первой инстанции остался тот факт, что ФИО1 поступил на военную службу по контракту на основании приказа Статс - Секретаря - заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N из запаса с пункта (отбора на военную службу по контракту) "адрес" по "адрес" и "адрес"м.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что войсковая часть N, в которой проходит военную службу административный истец, является новым местом военной службы ДД.ММ.ГГГГ., а с прежнего места военной службы - войсковой части N, он был уволен в ДД.ММ.ГГГГ. и всё это время находился в запасе. Был зарегистрирован и проживал по адресу: "адрес"
При таких обстоятельствах у 1 отдела ЗРУЖО отсутствовали основания для истребования у ФИО1, который поступил на военную службу из запаса, справки с предыдущего места его военной службы, так как обязанность по учету и контролю нахождения на жилищном учете и предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, проходящих военную службу как в войсковой части N, так и войсковой части N действующим законодательством возлагается именно на 1 отдел ЗРУЖО.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушением и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Поскольку решение 1 отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список на предоставление служебного жилого помещения по вышеуказанным обстоятельствам противоречит нормам права, то исковые требования ФИО1 о признании такого решения незаконным и его отмене подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, поскольку вопрос о включении в список на предоставление служебного жилого помещения подлежит разрешению 1 отделом ЗРУЖО, полномочия которого административный истец не оспаривал, то в требовании ФИО1 включить его в соответствующий список без повторного рассмотрения представленных документов надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Наро-Фоминского военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску ФИО1 в части признания решения 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во включении в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы неправомерным, связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушением и неправильным применением норм материального права - отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить частично.
Признать решение 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во включении в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы неправомерным и обязать названный жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о включении ФИО1 в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.