Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 13 апреля 2017 г. по делу N 33а-499/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Масенина П.Е., Великановой А.В.,
при секретаре ФИО4, с участием административного истца Нобоварова М.М., его представителя Настиной Л.С. и представителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации Баянова А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Нобоварова ФИО8 об оспаривании бездействия "данные изъяты" России, связанного с необеспечением жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 проходил военную службу в "данные изъяты" СССР, Российской Федерации, а затем в "данные изъяты" России в "адрес" в "адрес" (войсковой части N) и по месту службы был обеспечен служебным жилым помещением.
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ административный истец уволен с военной службы в запас Вооружённых Сил Республики Таджикистан в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава воинской части.
В связи с расформированием указанной воинской части и в целях обеспечения жильём Нобоварова, изъявившего желание после увольнения с военной службы проживать на территории Республики Таджикистан, на основании обращения командира войсковой части N и решения Председателя "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ занимаемое административным истцом жилое помещение было передано на баланс жилищно-коммунального хозяйства "адрес", а административному истцу выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ
Однако решением суда военного гарнизона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ упомянутое выше решение Председателя "адрес" отменено, ордер аннулирован, а жилое помещение, расположенное на территории закрытого военного городка войсковой части "данные изъяты" (далее - "данные изъяты") Республики Таджикистан, передано на баланс указанной воинской части. На основании решения Военной коллегии Верховного суда Республики Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ Нобоваров и члены его семьи выселены из данного жилого помещения в связи с прекращением административным истцом военной службы и отсутствием в связи с этим права проживания на территории закрытого военного городка.
С учётом приведённых обстоятельств административный истец обратился в Пограничную службу ФСБ России с просьбой рассмотреть вопрос об обеспечении его жилым помещением на территории Российской Федерации на основании статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Согласно ответу командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотревшего обращение Нобоварова в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в удовлетворении просьбы административному истцу отказано.
Полагая свои права нарушенными, Нобоваров обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие "данные изъяты" России, связанное с необеспечением его с членами семьи жилым помещением по месту военной службы в "адрес" "адрес", и возложить на "данные изъяты" России обязанность признать его нуждающимся в жилом помещении в указанном населённом пункте.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Нобоварову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование этого указывает, что обстоятельства административного дела не подтверждены надлежащим образом, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и судом не применён закон, подлежащий применению. В результате чего нарушено его право на жилище, предусмотренное статьёй 40 Конституции РФ.
Со ссылкой на статью 59 и часть 1 статьи 61 КАС РФ отмечает, что вывод суда о том, что он не состоял на учёте нуждающихся в жилом помещении, не соответствует действительности, поскольку предоставление ему жилого помещения по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ было обусловлено признанием его жилищной комиссией воинской части нуждающимся в жилье. В нарушение требований закона его жилищно-учётное дело судом не истребовалось, и суд не дал оценки основанию предоставления ему названного жилого помещения. Таким образом, установленные судом обстоятельства не подтверждены допустимыми доказательствами.
Суд не учёл, что нарушение его прав и законных интересов связано с тем, что передача квартир войсковой частью 2022 на баланс жилищно-коммунального хозяйства "адрес" произведена с нарушением требований статьи 15 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории "адрес", и статьи 6 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве по пограничным вопросам. В результате незаконных действий лиц, ответственных за применение названных положений международных соглашений, он и члены его семьи лишились жилого помещения. Таким образом, он не был обеспечен жилым помещением.
Поскольку он имел право на обеспечение жильём при увольнении с военной службы, полагает, что суд при рассмотрении административного дела необоснованно не применил нормы статей 6, 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и объяснений административного истца, Нобоваров, родившийся в Таджикской ССР, с 1984 года проходил военную службу в "данные изъяты" СССР, а после распада СССР продолжил службу в "данные изъяты" РФ и "данные изъяты" России в "адрес" в "адрес" (войсковая часть 2022). По месту службы он был обеспечен служебным жилым помещением. После увольнения с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ г. административный истец избрал местом жительства "адрес".
Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Исходя из положения пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, заключённого в г. Москве 25 мая 1993 г. и действовавшего до 16 октября 2004 г., Республика Таджикистан в интересах обеспечения собственной безопасности, безопасности Российской Федерации и коллективной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств на переходный период, до завершения процесса формирования собственных пограничных войск, делегировала вопросы охраны государственной границы с Афганистаном и Китаем в пределах своей территории Пограничным войскам РФ.
Согласно статье 18 того же Соглашения Республика Таджикистан обеспечивает проживание лиц, входящих в состав Пограничных войск РФ, и членов их семей на жилой площади, занимаемой ими на момент подписания настоящего Соглашения.
Республика Таджикистан будет обеспечивать жилой площадью входящих в состав Пограничных войск РФ лиц, избравших местом постоянного жительства города и другие населённые пункты Республики Таджикистан и состоящих на день подписания настоящего Соглашения на жилищном учёте в органах местного управления Республики Таджикистан.
Как следует из статей 1, 5 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве по пограничным вопросам, заключённого в г. Душанбе 16 октября 2004 г., для координации сотрудничества по пограничным вопросам и оказания помощи в охране Государственной границы Республики Таджикистан была создана Оперативная пограничная группа ФСБ России (подразделение ФСБ России), осуществляющая свою деятельность на территории Республики Таджикистан.
В соответствии со статьёй 7 упомянутого Соглашения Таджикистанская Сторона предоставляет военнослужащим Оперативной пограничной группы ФСБ России и членам их семей служебные жилые помещения и обеспечивает проживание на занимаемой ими площади в порядке и на условиях, которые установлены для военнослужащих полномочного органа Таджикистанской Стороны и членов их семей.
Кроме того, в силу статьи 21 того же Соглашения военнослужащие Оперативной пограничной группы ФСБ России, в том числе уволенные с военной службы и избравшие местом жительства Республику Таджикистан, подлежат обеспечению Таджикистанской Стороной жилой площадью по нормам и в порядке, которые установлены для военнослужащих полномочного органа Таджикистанской Стороны, а также, имеют право на приватизацию жилья в Республике Таджикистан в порядке и по правилам, которые установлены для граждан Республики Таджикистан.
Из изложенного следует, что для военнослужащих, проходивших военную службу в Пограничных войсках РФ, находившихся на территории Республики Таджикистан, а затем в Оперативной пограничной группе ФСБ России, осуществлявшей свою деятельность на территории Республики Таджикистан, и избравших после увольнения с военной службы местом жительства Республику Таджикистан, был установлен особый порядок обеспечения жилыми помещениями, который предусматривал обеспечение их таковым Таджикистанской Стороной по нормам и в порядке, установленным для военнослужащих полномочного органа Таджикистанской Стороны.
Таким образом, на момент увольнения Нобоварова с военной службы на Пограничную службу ФСБ России не была возложена обязанность по обеспечению его жилым помещением, и выселение его из занимаемого на территории Республики Таджикистан жилого помещения на основании решения Военной коллегии Верховного суда Республики Таджикистан от 13 июня 2013 г., вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о нарушении его права на жилище со стороны Пограничной службы ФСБ России.
Из действующих норм Конституции РФ и Федерального закона "О статусе военнослужащих", в том числе статьей 6, 15 и 23, на которые ссылается автор жалобы, также не вытекает обязанность названного федерального органа обеспечивать указанную выше категорию лиц жилыми помещениями в рамках социальной системы обеспечения жильём военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции РФ определённым в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Кроме того, согласно части 4 статьи 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, Нобоваров, являющийся в настоящее время гражданином Российской Федерации, может реализовать совё право на жилище на общих основаниях.
При таких данных суд первой инстанции правомерно не усмотрел каких-либо нарушений прав и законных интересов административного истца со стороны Пограничной службы ФСБ России, которые в соответствии со статьёй 227 КАС РФ подлежали бы восстановлению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, которые каким-либо образом повлияли бы на обоснованность и законность обжалуемого решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
В этой связи апелляционная жалоба Нобоварова удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьёй 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению Нобоварова ФИО9 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.