Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 04 мая 2017 г. по делу N 33а-591/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО6,
судей:
ФИО7 ФИО5,
при секретаре ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника 1 отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Поповой Г.С. на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" капитана ФИО1 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) и 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел ЗРУЖО), связанных со снятием с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу в ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" ( "адрес") (далее - Академия). До указанного периода ФИО1 проходил военную службу в воинской части в "адрес", где им в ДД.ММ.ГГГГ, как участником накопительно-ипотечной системы, было приобретено в собственность жилое помещение по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ДЖО с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы в "адрес", в связи с чем он был включен в список военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Решением ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 исключен из списков военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений со ДД.ММ.ГГГГ, как реализовавший право на жилище участником НИС в населенном пункте, близлежащем к месту прохождения военной службы по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в 1 отдел ЗРУЖО с просьбой о предоставлении информацию о дате включения его в списки на предоставление служебных жилых помещений в "адрес", но ответом от ДД.ММ.ГГГГ 1 отдел ЗРУЖО известил его, что согласно программе "Учет специализированного жилищного фонда и выданных договоров ДЖО" в списках на предоставление служебных жилых помещений он не состоит, так как снят с жилищного учета с отметкой "незаконное признание".
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия ДЖО, связанные с исключением его из списков на предоставление служебных жилых помещений, в связи с чем просил суд обязать 1 отдел ЗРУЖО восстановить его в списках на предоставление служебных жилых помещений и выдать ему установленным порядком уведомление о включении его в списки на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в городе Москве. Кроме того, просил суд взыскать с ДЖО в его пользу судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Тесленко удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на п.п. 1, 3 и 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Инструкция), указывает, что ФИО1 исключен из списка на предоставление служебных жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ так как он реализовал право на жилище как участник накопительно-ипотечной системы в близлежащем населенном пункте к месту прохождения военной службы.
Поясняет, что исходя из системного анализа обязательным условием предоставления служебных жилых помещений военнослужащим - гражданам, имеющим право на их получение, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении жилых помещений в соответствующем населенном пункте, либо в других близлежащих пунктах.
Также указывает, что понятие "близлежащие населенные пункты" может применяться в отношении тех населенных пунктов, которые находятся в непосредственной близости друг от друга, имеют общие границы, а также единую систему транспортного сообщения, как это указано в п. "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "О схеме районной планировки "адрес"", в соответствии с которым в состав пригородной зоны "адрес" входят следующие районы "адрес": "адрес", "адрес", "адрес", а также часть "адрес" до Большого кольца московской железной дороги.
Обращает внимание, что ФИО1, как проходящий в "адрес", реализовал свое право на получение жилого помещения в собственность в "адрес", являющимся по отношению к нынешнему месту службы ( "адрес") близлежащим, в связи с чем не подлежит обеспечению служебным жилым помещением.
В заключение автор жалобы указывает, что своим решением суд ограничил права уполномоченного органа на самостоятельное решение вопроса, относящегося к его компетенции, чем нарушил установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявление ФИО8 суд первой инстанции исходил из того, что согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, необеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, жилье в "адрес" приобреталось самим административным истцом и служебным не является, а потому приобретение истцом жилья в "адрес" не может являться основанием к нарушению его права на обеспечение служебным жильем по месту прохождения военной службы.
Вместе с тем, такой вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Согласно п. 1 Инструкции, военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу согласно приложению N к настоящей Инструкции.
Пунктом 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации определено, что ДЖО уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций.
При этом уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно материалам дела ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", о чем ДД.ММ.ГГГГ ему выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права собственности. Указанное жилое помещение приобретено им как участником накопительно-ипотечной системы в период прохождения военной службы в "адрес", "адрес".
Из материалов дела также видно, что ДД.ММ.ГГГГ, после прибытия к новому месту службы в "адрес", ФИО1 обратился в ДЖО с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы в "адрес", в связи с чем со ДД.ММ.ГГГГ он был включен с список военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях, но решением ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ N он исключен из указанного списка со ДД.ММ.ГГГГ в связи с приобретением вышеуказанного жилого помещения как участником НИС в населенном пункте, близлежащем к месту прохождения военной службы.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в 1 отдел ЗРУЖО с просьбой предоставить информацию о дате включения его в списки на предоставление служебных жилых помещений в "адрес", на что ДД.ММ.ГГГГ того же года получил ответ, что согласно программе "Учет специализированного жилищного фонда и выданных договоров ДЖО" в списках на предоставление служебных жилых помещений он не состоит, так как снят с жилищного учета с отметкой "незаконное признание".
При таких обстоятельствах, поскольку ФИО1 обеспечен жильем для постоянного проживания в близлежащем населенном пункте, с которым имеется постоянное устойчивое транспортное сообщение, и где ему в силу действующего законодательства может быть предоставлено и служебное жилое помещение, то у жилищного органа имелись законные основания для принятия решения об исключении административного истца из списка нуждающихся в служебном жилье.
Указание в решении суда первой инстанции на заключение Тесленком договора аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", какого-либо значения для дела не имеет, так как компенсация найма жилого помещения возможна только в связи с невозможностью предоставить военнослужащему служебное жилое помещение или общежития, а в данном случае такая необходимость вообще отсутствует, поскольку истец обеспечен в близлежащем населенном пункте жильем для постоянного проживания.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права, подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права, отменить и принять по делу новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении административного иска - отказать.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.