Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 04 мая 2017 г. по делу N 33а-611/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО9,
судей:
ФИО11 ФИО8,
при секретаре ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ФИО12 на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Академия) капитана ФИО3 об оспаривании действий начальника 1-го отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1-й отдел ЗРУЖО), связанных с исключением из списка на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 назначен на должность адъюнкта Академии, в связи с чем он, жена и дочь прибыли в "адрес". В связи с необеспеченность жилым помещением по месту службы, административный истец и члены его семьи со ДД.ММ.ГГГГ были включены в список на предоставление служебных жилых помещений. Соответствующее решение было принято Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на основании документов, перечень которых согласовывался между данным жилищным органом и ответственными за взаимодействие с ним должностными лицами Академии. Сведения о нахождении его в указанном списке ежемесячно подтверждались жилищными органами для выплаты ему компенсации за наем жилого помещения.
В ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений" должностными лицами Академии, ответственными за выплату данной компенсации, было указано о необходимости дополнения комплекта документов уведомлением о включении в список на предоставление служебных жилых помещений. Ранее этот документ ему не выдавался, и для его получения он обратился с заявлением в 1-й отдел ЗРУЖО. Однако в качестве ответа было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка на предоставление служебных жилых помещений его и членов его семьи.
Полагая свои права нарушенными, ФИО10 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 1-го отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка на предоставление служебных жилых помещений его и членов его семьи, в связи с чем обязать названного начальника 1-го отдела ЗРУЖО отменить указанное решение и восстановить его и членов его семьи в списке на предоставление служебных жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, просил суд обязать начальника 1-го отдела ЗРУЖО выдать ему уведомление о включении его и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО10 удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель 1 отдела ЗРУЖО ФИО7, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных помещений, утвержденную приказом Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Инструкция), указывает, что ФИО10 не представлен оригинал справки о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту военной службы ( "адрес"), а также не подтвержден факт прибытия членов семьи к новому месту военной службы документами, установленными п. 2 Инструкции.
Настаивает, что факт отсутствия оригинала справки является самостоятельным основанием к отказу (исключению) во включении в список на предоставление служебных жилых помещений, так как из копии невозможно достоверно установить обстоятельство сдачи служебного жилого помещения.
Полагает, что вывод суда о возможности представления истцом при постановке соответствующего вопроса о включении в список на предоставление служебных жилых помещений документов, не предусмотренных Инструкцией, не основан на законе и является ошибочным, поскольку свидетельства о регистрации по месту пребывания истца и членов семьи не предусмотрены к представлению Инструкцией, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание уполномоченным органом при разрешении вопроса о включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
Также настаивает, что поскольку решение о включении ФИО10 совместно с членами его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений принято Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, то и обязанность по выдаче соответствующего уведомления должна быть возложена на указанный Департамент.
По мнению автора жалобы, суд необоснованно возложил обязанность на 1 отдел ЗРУЖО восстановить ФИО10 и членов семьи в списке на предоставление служебных жилых помещений, так как это является ограничением прав уполномоченного органа на самостоятельное решение этого вопроса.
В заключение указывает, что решение начальника 1-го отдела ЗРУЖО об исключении ФИО10 из списка на предоставление служебных жилых помещений является законным и обоснованным, вынесенным на основании анализа представленных документов, а потому решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопреки утверждению в жалобе, решение суда основано на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана правовая оценка.
Статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 и 5 Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу, к которому прикладываются соответствующие документы, в том числе копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов.
Частью 1 статьи 7 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ, органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Согласно материалам дела ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в очную адъюнктуру и назначен на воинскую должность адъюнкта Академии. В его личном деле в качестве членов семьи записаны: супруга - ФИО1 и дочь - ФИО2.
Из материалов дела также усматривается, что ФИО10 и его дочь зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес" поля, "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а его супруга - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем выданы соответствующие свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, из материалов дела видно, что ранее занимаемое служебное жилое помещение по адресу: "адрес", ФИО10 сдал в "адрес" N филиала "адрес"" ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем была выдана справка о сдаче жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, которая в связи с приобретением им, как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, квартиры по адресу: "адрес", Прикубанский внутригородской округ, "адрес", была установленным порядком сдана.
Также из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в ДЖО с просьбой о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы на состав семьи 3 человека (он, супруга и дочь), в связи с чем со ДД.ММ.ГГГГ он составом семьи из 3-х человек был включен в списки на предоставление служебных жилых помещений, но решением начальника 1-го отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ исключен из указанного списка, так как в документах отсутствует оригинал справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы, а также им не представлены документы в отношении членов семьи, подтверждающие их прибытие к новому месту военной службы.
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что при принятии должностными лицами жилищных органов Министерства обороны Российской Федерации решения по вопросу включения военнослужащего и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений, а также правомерности нахождения в таком списке, они могут самостоятельно запрашивать документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в том числе, других структурных подразделениях уполномоченного жилищного органа, в связи с чем, предоставление заверенной копии справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии), не является препятствием для принятия решения по указанному вопросу.
Более того, в 1 отдел ЗРУЖО были представлены сведения о том, что ранее предоставленное служебное жилое помещение было установленным порядком сдано жилищным органам Министерства обороны РФ при приобретении жилья ФИО10 как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, квартиры по адресу: "адрес", Прикубанский внутригородской округ, "адрес".
С учетом изложенного, правильным является и вывод суда о том что регистрация по месту дислокации Академии по месту пребывания, а не по месту жительства не может препятствовать в реализации военнослужащими-гражданами своих прав и свобод, в том числе права на получение служебного жилого помещения.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции верно учитывал, что после приобретения жилья в "адрес", ФИО10 был вправе с учетом пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", как прибывший на новое место военной службы и необеспеченный служебным жилым помещением, зарегистрироваться по месту дислокации Академии по месту пребывания, что им и членами семьи было сделано.
При таких обстоятельствах, суд верно признал незаконным решение начальника 1-го отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка на предоставление служебных жилых помещений ФИО10 и членов его семьи и обязал административного ответчика отменить указанное решение и восстановить ФИО10 и членов его семьи: жену - ФИО1 и дочь - ФИО2 в списке на предоставление служебных жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ.
Указание в решении суда первой инстанции даты постановки на учет всей семьи " ДД.ММ.ГГГГ" не может повлечь отмену правильного по существу решения суда, так как постановка на соответствующий учет членов семьи военнослужащего является производной от права самого военнослужащего, как на обеспечение жилым помещением, так и на выплату соответствующей компенсации.
Верным является и решение суда в части возложения на 1 отдел ЗРУЖО обязанности направить ФИО10 уведомление о включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
Иная оценка в апелляционной жалобе обстоятельств дела по вышеизложенным основаниям является несостоятельной и не может повлечь отмену правильного по существу судебного постановления.
Руководствуясь ст. 308-309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО3 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ФИО13 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.