Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 18 мая 2017 г. по делу N 33а-631/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Дзадзиева Д.А., Великановой А.В.,
при секретаре ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Брянского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2017 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Ермакова ФИО7 об оспаривании действий руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - управление), связанных с невыплатой денежных средств.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ермаков, проходящий военную службу по контракту в войсковой части N ( "адрес") на должности штурмана корабля авиационного отряда, приказами командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N, ДД.ММ.ГГГГ N N, ДД.ММ.ГГГГ N N, ДД.ММ.ГГГГ N и ДД.ММ.ГГГГ N был направлен в командировку по маршрутам "данные изъяты" для выполнения специального задания. При этом, находясь вне места дислокации своей воинской части, административный истец понёс расходы, связанные с оплатой проживания в гостинице.
По прибытии к месту службы Ермаков просил возместить ему понесённые расходы на проживание и суточные расходы в размере "данные изъяты" руб., представив авансовые отчёты и подтверждающие документы. Однако управлением в ДД.ММ.ГГГГ г. авансовые отчёты были возвращены без реализации со ссылкой на то, что указанные поездки в силу пункта 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 (далее - Порядок), не являлись служебными командировками.
Посчитав свои права нарушенными, Ермаков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ управления в выплате денежных средств и взыскать в его пользу с управления "данные изъяты" руб.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично.
Суд взыскал с управления в пользу административного истца понесённые им расходы на проживание в сумме "данные изъяты" руб., а в удовлетворении административного иска в части требования о возмещении суточных расходов отказал.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с решением суда в той части, в которой административный иск удовлетворён, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на пункты 118, 125 Порядка, указывает, что при разрешении вопроса о нахождении военнослужащего в служебной командировке юридически значимыми являются обстоятельства, связанные с направлением его по распоряжению командира на определённый срок в другую местность для выполнения конкретного служебного задания вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой он проходит службу, а не направление в составе подразделения для выполнения задач командования. При этом оформление приказов и выдача командировочного удостоверения сами по себе не могут повлечь возникновение у военнослужащего права на возмещение командировочных расходов и изменить существо правоотношений. В случае, когда поездка военнослужащего не считается командировкой, он не должен нести командировочные расходы, которые должны осуществляться командованием отправляющей и принимающей воинских частей.
Ссылаясь на пункт 4 статьи 3 и пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статью 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, отмечает, что командир отвечает за финансовое и бытовое обеспечение военнослужащих. Войсковая часть 41495, не имеющая своего финансового органа, зачислена на финансовое обеспечение в управление. В соответствии с договором на обслуживание операции с денежными средствами, ведение учёта и составление отчётности воинской части возложены на управление, но часть в свою очередь обязана своевременно представлять документы, необходимые для начисления, в том числе командировочных расходов, и информировать о потребности в средствах для обеспечения деятельности. Отказ в возмещении затрат на командировочные расходы был дан командиру войсковой части 41495 в рамках данного договора, а не административному истцу, в связи с тем, что командир не обеспечил надлежащую законность производства указанной выплаты. Поскольку командир принял решение и издал приказ о направлении административного истца в командировку, не обеспечив его командировочными расходами, а военнослужащий убыл без получения аванса, согласившись таким образом с условиями убытия в командировку, то сторонами в данных правоотношениях являются военнослужащий и командир воинской части. Поэтому полагает, что управление не является надлежащим ответчиком по делу.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ермаков в связи с выполнением служебного задания на основании приказов командира войсковой части N и указаний вышестоящего командования находился вне места дислокации воинской части. При этом жильём истец не обеспечивался, в связи с чем понёс расходы на проживание в сумме "данные изъяты" руб., в возмещении которых ему управлением было отказано.
В соответствии с пунктами 1, 5 стати 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и названным законом.
Проживание военнослужащего за счёт личных средств вне места дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу, в связи с выполнением приказа командира или служебного задания действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что поездки Ермакова не относялась к служебным командировкам, не может ограничивать его прав, предоставленных законом, в случае, если он вынужден был в целях выполнения отданных ему в установленном порядке командиром распоряжений нести дополнительные расходы за свой счёт ввиду того, что командованием в период выезда истца в другой населённый пункт не был решён вопрос об обеспечении его жильём.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путём обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя и положения пунктов 4, 5 статьи 18 того же закона убытки, причинённые военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счёт средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, именно права Ермакова были нарушены управлением в связи с отказом в возмещении ему денежных средств, затраченных им в связи с нахождением по служебным вопросам вне места дислокации его воинской части.
Кроме того, в силу приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1266, которым утверждён Перечень распорядителей бюджетных средств и администраторов доходов бюджета, и договора на финансовое обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ управление является распорядителем бюджетных средств, выделяемых на финансовое обеспечение войсковой части N.
Поэтому гарнизонный военный суд пришёл к верному выводу о незаконности отказа управления в компенсации административному истцу понесённых расходов и необходимости взыскания с финансового органа в пользу истца указанных денежных средств.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы по вышеизложенным основаниям не могут повлечь отмену судебного акта.
Руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьёй 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2017 г. по административному исковому заявлению Ермакова ФИО8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.