Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 01 июня 2017 г. по делу N 33а-745/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО7,
судей:
ФИО8
при секретаре ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 06 марта 2017 года, которым сержанту ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел), связанных с расчётом субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, ФИО1, заключивший контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года и состоящий на жилищном учёте, проходит военную службу в учебной авиационной базе (2 разряда, г. Борисоглебск).
Согласно уведомлению начальника отдела от 17 января 2017 года, направленному в адрес административного истца, последнему уменьшен норматив общей площади жилого помещения в целях расчёта жилищной субсидии на 8,64 кв.м. (33-8,64= 24,36 кв.м.), а соответствующие сведения внесены в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилье (далее - реестр). Основанием к этому явилось регистрация и проживание ФИО1 в качестве члена семьи собственника в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" общей площадью 69,1 кв. м., принадлежащем на праве собственности гражданке ФИО5 (сестра отца).
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 в судебном порядке оспорил вышеупомянутые действия начальника отдела и просил обязать последнего исключить из реестра данные об уменьшении норматива общей площади жилого помещения в целях расчёта жилищной субсидии.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и направить дела на новое рассмотрение.
В обоснование этого указывает, что поданное им в суд заявление подлежало рассмотрению в исковом порядке, а суд, признав его членом семьи собственника жилого дома, разрешилвопрос о правах и обязанностях последнего, не привлекая того к участию в деле.
Отмечает, что он совместно с собственником в жилом помещении не проживает, совместного хозяйства не ведёт и не является членом его семьи.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд, сославшись на ст. 51 ЖК РФ и п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утверждённых постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила), указал, что истец, вселённый в жилой дом в качестве члена семьи собственника, обладает правом пользования и на него приходится 8,64 кв. метров его общей площади (69,1/8).
Вместе с тем суд апелляционной инстанции находит такой вывод суда основанным на неправильном применении норм материального права.
Право на жилищную субсидию установлено п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При предоставлении жилищной субсидии её размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определённого в соответствии с п. 4 ст. 15.1 Закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учётом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством РФ.
Утверждение порядка расчета жилищной субсидии в силу п. 16 ст. 15 Закона возложено на Правительство РФ, которое во исполнение этих предписаний вышеприведённым постановлением утвердило Правила.
Согласно п. 2 - 4 Правил расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по соответствующей формуле. На семью из 3 и более человек норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Установленный норматив общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
По делу установлено, что административный истец с 2004 года состоит на регистрационном учёте и проживает в качестве члена семьи собственника в жилом доме сестры его отца, которая его получила в дар в 1997 году и в котором он обеспечен общей площадью менее установленной нормы (ст. 3 Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма", решение Борисоглебской городской думы Борисоглебского городского округа Воронежской области от 23 ноября 2006 года N 297 "О норме предоставления и учётной норме площади жилого помещения").
Действительно, доказательств тому, что административный истец был вселён в указанный дом не в качестве члена семьи собственника, а на иных условиях, установленных соглашением между ними, материалы дела не содержат, следовательно, в жилой дом он был вселен с согласия собственника в качестве члена его семьи.
Из имеющейся в деле копии домовой книги следует, что ФИО1 постоянно зарегистрирован по месту жительства без установления срока такой регистрации. Не усматривается из этого документа и то, что сестра отца вселила его в жилой дом на ином, нежели проживание в качестве члена семьи собственника, основании, а поэтому соответствующие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия отвергает.
Однако это не является юридически значимым обстоятельством по настоящему делу.
Приведённая выше норма Правил содержит исчерпывающей перечень случаев, при которых допускается уменьшение норматива общей площади жилого помещения, установленного ими, при реализации военнослужащим права на жильё в форме получения жилищной субсидии.
ФИО1, вопреки позиции суда, собственником жилого дома не является, по договору социального найма его не занимает, действий и гражданско-правовых сделок, в результате которых уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение, не совершал.
При этом ФИО5 жилой дом из государственного жилищного фонда не получала, а напротив, приобрела его в личную собственность по гражданско-правовой сделке.
Таким образом, у административного ответчика не имелось оснований для уменьшения норматива общей площади жилого помещения в целях расчёта ФИО1 жилищной субсидии на 8,64 кв.м., а потому его административный иск подлежит удовлетворению.
Учитывая положения Закона, такое уменьшение может иметь место в том случае, когда военнослужащий поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", то есть за счёт государства, при обеспеченности жильем из государственного жилищного фонда и без его сдачи, в связи с чем расчёт норматива общей площади в целях расчёта жилищной субсидии без учёта доли жилого помещения, ранее полученного за счёт государства, привело бы к сверхнормативному обеспечению его жильем.
По данному делу таких обстоятельств не усматривается.
В связи с этим вывод суда об отсутствии нарушений прав административного истца со стороны жилищного органа, основан на неправильном применении норм материального права, а поэтому решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 308-309, 310-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 06 марта 2017 года по административному исковому заявлению ФИО1 в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение, которым его административный иск удовлетворить.
Обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации исключить из единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях данные об уменьшении ФИО1 норматива общей площади жилого помещения в целях расчёта жилищной субсидии на 8,64 кв. метра.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.