судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Потеминой Е.В.
судей Терехиной Л.В., Ирышковой Т.В.
при секретаре Рофель Ю.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе Беловой О.А. на решение Зареченского городского суда Пензенской области от 15 февраля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Беловой О. А., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации ЗАТО г. Заречный Пензенской области о признании Постановления Главы Администрации г.Заречного N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий и права на получение жилого помещения вне очереди- оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав, лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Белова О.А., действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с иском к администрации ЗАТО г. Заречный Пензенской области, указав, что Постановлением Главы г. Заречного Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ было отказано ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди. С вынесенным постановлением она не согласна, поскольку квартира( "адрес"), в которой зарегистрирован ее сын принадлежит на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ бывшему супругу ФИО2, с которым брак у них расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справки бюро N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присвоена группа "данные изъяты" В указанной квартире зарегистрированы 4 человека: она - мать ФИО1, его отец - ФИО2 и сестра - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Полагает, что после расторжения брака в квартире стали проживать несколько семей, в том числе она, как самостоятельная семья со своими детьми и ФИО2 как самостоятельная семья в составе 1 человек. С ФИО2 у нее отсутствует общий финансовый бюджет, отсутствует ведение общего хозяйства, совместное имущество и т.п. и поэтому она не является членом семьи ФИО2 На данный момент, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в силу того, что в квартире, в которой она и ее дети зарегистрированы, отсутствуют признаки благоустроенности (неоконченный ремонт), она и ее дети временно проживают отдельно от бывшего супруга на съемной квартире. У несовершеннолетнего ФИО1 на праве собственности и на праве социального найма жилого помещения как в "адрес", так и в "адрес" нет. Указала, что, несмотря на то, что ее сын ФИО1 в силу ст. 31 ЖК РФ является членом семьи отца - ФИО2, данный факт не имеет никакого юридического значения для разрешения вопроса о предоставлении жилой площади вне очереди, так как согласно правовой позиции Конституционного суда РФ отраженной в Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 NN 551-0-0, к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями ст. 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ отсылают только к Перечню соответствующих заболеваний, который устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при этом на перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ условия проживания гражданина, в частности, проживание в жилом помещении с другими семьями - не распространяется.
На основании изложенного Белова О.А. просила суд признать постановление администрации г. Заречного Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ Г. "Об отказе ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди" незаконным и отменить; признать за ФИО1 право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязать ответчика предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в ЗАТО Г. Заречный Пензенской области, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, по соответствующей норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Ответчик иск не признал.
Зареченский городской суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Белова О.А., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1, просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, доводы, положенные в обоснование исковых требований.
Белова О.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации ЗАТО г. Заречный пензенской области Давыдов А.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Беловой О.А. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном Беловой О.А. и ФИО2, которые находились в зарегистрированном браке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке бюро N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является "данные изъяты".
Из справки N г. Заречного Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения "данные изъяты" и подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес". В указанной квартире, общей площадью 41,9 кв.м., также зарегистрированы по месту жительства его сестра - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его мать - Белова О. А. и отец - ФИО2.
Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. Квартира приобретена в период брака с Беловой О.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в местной администрации ДД.ММ.ГГГГ за N, Беловой О.А. принадлежит 1/3 доля в праве собственности на квартиру, общей площадью 43,3 кв.м. по адресу: "адрес".
Принадлежащие на праве собственности Беловой О.А. земельный участок и жилой дом, общей площадью 86 кв.м., расположенные по адресу: "адрес" были проданы по договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы г. Заречного Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в интересах которого действует его мать Белова О.А., было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, ФИО1 отказано, в связи с тем, что предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Документы, подтверждающие право ФИО1 состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства, в материалы дела истцом представлены не были.
В качестве основания для постановки на учет в качестве нуждающегося истцом было указано на проживание в жилом помещении по адресу: "адрес" нескольких семей, поскольку брак с ФИО2 (отцом детей) расторгнут.
Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о том, что сам по себе факт наличия у члена семьи заболевания тяжелой хронической формы, исходя из смысла п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ не может являться основанием для признания его нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья, поскольку данная норма предусматривает такое условие как проживание в квартире, занятой несколькими семьями, то есть когда заболевание делает невозможным проживание с его носителем других семей, но не членов семьи последнего.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела истцом не представлено доказательств проживания в квартире по адресу: "адрес" нескольких семей.
Напротив, установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является сыном ФИО2 и Беловой О.А. Белова О.А. является бывшей супругой ФИО2, однако она в данном случае самостоятельным правом постановки на учет нуждающихся в социальном жилье по пункту 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ не обладает.
Собственником квартиры по указанному адресу является ФИО2 Белова О.А., ФИО1 и ФИО3 вселены в квартиру в качестве членов семьи собственника, с его согласия, проживают в квартире на законных основаниях. Лицевой счет на квартиру открыт один, квартира не является коммунальной. Посторонние лица (члены иных семей) в квартире не проживают.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ФИО1, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, проживает в квартире со своими родителями и сестрой, одной семьей. Объективных доказательств, подтверждающих, что несовершеннолетний ФИО1 не является членом семьи ФИО2 в материалы дела не представлено.
Кроме того, следует отметить, что учитывая общую суммарную площадь жилых помещений, находящихся в собственности семьи, и приходящиеся на каждого проживающего кв.м., составляют более учетной нормы (12 кв.м. для г. Заречного), в связи с чем постановлением администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N было отказано Беловой О.А., ФИО3, ФИО1 в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по данному основанию.
Таким образом, поскольку оснований для признания ФИО1 нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не установлено, малоимущей семья ФИО1 в установленном законом порядке не признана, вывод суда об отказе в удовлетворении искового заявления Беловой О.А., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зареченского городского суда Пензенской области от 15 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.