Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Кустовой И.Ю.
Судей Никитиной Т.А., Степанова П.В.
При секретаре Баскаль В.С.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Воробьевой Л.А. на решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 20 февраля 2017 года, которым постановлено:"Административные исковые требования Воробьевой Л.А. к администрации города Перми о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, возложении обязанности, - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., пояснения представителя административного истца Дернова С.Г. (по ордеру), представителя административного ответчика - Кичигиной А.А. (по доверенности), изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Воробьева Л.А. обратилась в суд с административным иском к администрации города Перми о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, возложении обязанности, указав, что владеет 1/2 долей в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером **, а также 1/2 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером **, расположенные по адресу: ****, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. 11.10.2016 года Воробьева Л.А. обратилась в комиссию по землепользованию и застройке города Перми с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Постановлением N 1125 от 19.12.2016 года администрация города Перми отказала в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с учетом рекомендации комиссии по землепользованию и застройке города Перми, изложенной в протоколе комиссии от 02.12.2016 года N 37 и заключении о результатах публичных слушаний от 02.12.2016 года. Просит признать незаконным постановление администрации города Перми N 1125 от 19.12.2016 года об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером **, объект капитального строительства с кадастровым номером ** по ул. **** в Орджоникидзевском районе города Перми; обязать администрацию города Перми предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования: земельного участка с кадастровым номером **, объект капитального строительства с кадастровым номером ** - "магазины (не более 400 кв.м.) в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) по улице **** в Орджоникидзевском районе города Перми.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Воробьева Л.А., считает его незаконным и необоснованным, поскольку при его вынесении судом первой инстанции не учтены положения норм действующего законодательства, не принято во внимание, что административный истец является собственником 1/2 доли в праве на земельный участок и 1/2 доли в праве собственности на жилой дом, расположенные по адресу: **** с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство и следовательно ее право на изменение вида разрешенного использования на условно разрешенный вид не может быть ограничено. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором будет расположен магазин, создает неблагоприятные условия для осуществления истцом задуманного проекта. Суд не учел, что принятым решением нарушаются права и законные интересы истца.
В судебном заседании представитель административного истца - Дернов С.Г. (по ордеру) на доводах апелляционной жалобы настаивает.
Представитель административного ответчика Кичигина А.А. (по доверенности) решение суда считает законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 36 Конституции РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Часть 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделяющего земли Российской Федерации на категории, и части 2 названной нормы, земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 209 ГК РФ собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Согласно статье 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ним.
Частью 6 названной нормы предусмотрено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений указанной статьи.
Согласно части 3 статьи 39 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства применительно к которым опрашивается разрешение. При этом, законом не запрещено участвовать в публичных слушаниях по данному вопросу гражданам, проживающим в границах города, но в пределах других территориальных зон.
Публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения, относительно рассматриваемого вопроса. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и глава местной администрации не связан высказанным на нем мнением, а решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков принимается в совокупности с другими имеющимися обстоятельствами с учетом целей и задач по развитию соответствующей территории.
Статьей 39 ГрК РФ установлен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, включающий в себя определенную последовательность процедур и действии, осуществляемых комиссией по землепользованию и застройке и главой администрации местной администрации.
Результатом данных действий являются принятие главой местной администрации решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании договора купли-продажи от 12.08.2011 года с дополнительным соглашением от 16.08.2011 года, Воробьева Л.А. является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилой дом, и 1/2 доли в праве собственности на земельный участок, расположенные по адресу: ****, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.4, 5).
03.10.2016 года в Комиссию по землепользованию и застройке города Перми обратился Холодин И.В. с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и/или объекта капитального строительства по адресу: **** - "магазины (не более 400 кв.м.) (л.д.6,44-45).
На территории города Перми создан постоянно действующий консультативный орган при главе администрации города Перми - комиссия по землепользованию и застройке города Перми. Деятельность Комиссии регламентирована Положением "О комиссии по землепользованию и застройке города Перми", утвержденным постановлением администрации города Перми от 29.05.2008 N 449, а также постановлением администрации города Перми от 29.05.2008 N 450 "Об утверждении регламента Комиссии по землепользованию и застройке города Перми".
19.10.2016 года на заседании Комиссии принято решение рекомендовать Главе города Перми - председателю Пермской городской Думы назначить публичные слушания по заявлению Сажина В.Е., Воробьевой Л.А. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекта капитального строительства "магазины (не более 400 кв.м.)" в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) по ул. **** в Орджоникидзевском районе города Перми (л.д.49).
Постановлением Главы города Перми от 08.11.2016г. N 8 "О назначении публичных слушаний по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером **, объекта капитального строительства с кадастровым номером ** - "магазины (не более 400 кв.м.)" в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) по ул. Пулковской, 13 в Орджоникидзевском районе города Перми" назначены публичные слушания по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства (л.д. 50-52).
Постановление было размещено на официальном сайте муниципального
образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: www.gorodperm.ru в разделе Публичные слушания, в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" от 11.11.2016 N 83.
Проведение публичных слушаний, в том числе по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в городе Перми осуществляется в соответствии с постановлением администрации города Перми от 01.11.2006 N 2123 "Об органах, уполномоченных на проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности".
В соответствии с постановлением Главы города Перми - председателя Пермской городской Думы от 08.l1.2016 N 28 был утвержден регламент проведения публичных слушаний (л.д.53).
Уведомления о проведении публичных слушаний направлены председателям ТОС (л.д.64), начальнику сектора градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Орджоникидзевского района г. Перми (л.д.65, 66,67), депутатам Пермской городской Думы (л.д.69), начальнику Управления МВД России по г. Перми (л.д.70), заместителю главы администрации района, начальнику отдела по работе с общественность администрации района и др. (л.д.71).
24.11.2016г. в администрации Орджоникидзевского района г. Перми по адресу ул. **** состоялись публичные слушания по теме: "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером **, объекта капитального строительства с кадастровым номером ** - "магазины (не более 400 кв.м.)" в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) по ул. **** в Орджоникидзевском районе города Перми".
В процедуре проведения публичных слушаний приняли участие 4 человека, которые зарегистрированы в списке регистрации участников публичных слушаний (л.д.60).
02.12.2016 г. Комиссия, рассмотрев результаты публичных слушаний, утвердила заключение о результатах публичных слушаний, признала их состоявшимися и дала рекомендации Главе администрации города Перми не предоставлять разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером **, объекта капитального строительства с кадастровым номером ** - "магазины (не более 400 кв. м.)" в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) по ул. **** в Орджоникидзевском районе города Перми (л.д.76-77,78).
Заключение опубликовано в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" N 91, от 09.12.2016г.
Постановлением администрации города Перми N 1125 от 19.12.2016 года по заявлению отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером **, объекта капитального строительства с кадастровым номером ** - "магазины (не более 400 кв.м.)" в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) по ул. **** в Орджоникидзевском районе города Перми (л.д.11-12, 79-80).
Указанное постановление опубликовано в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" N 95 от 23.12.2016г.
Таким образом, публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка проведены с соблюдением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Решения Пермской городской Думы от 22.02.2005 года N 32 "Об утверждении положения о публичных слушаниях в городе Перми".
При вынесении главой города Перми постановления от 19.12.2016 года N1125 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером **, объекта капитального строительства с кадастровым номером ** - "магазины (не более 400 кв.м.) в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (ж-4) по ул. **** также были соблюдены требования, предъявляемые к порядку его принятия, при наличии на то оснований, в соответствии с требованиями земельного, градостроительного законодательства, с учетом положений муниципальных нормативных актов, регулирующих порядок принятия данного решения, а содержание оспариваемого решения не противоречит требованиям земельного, градостроительного законодательства, а также положениям нормативно-правовых актов муниципального образования город Пермь.
Предусмотренный ГрК РФ порядок предоставления разрешения на условный вид разрешенного использования, направлен на реализацию принципа участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (данный принцип закреплен в п. 5 ст. 2 ГрК РФ).
Данный принцип предполагает необходимость обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов и обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
Возражения граждан относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации гражданами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения разрешенного вида земельного участка.
Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не усматривается.
Однако нарушения каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца при вынесении оспариваемого решения, не допущено. Истец вправе использовать земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который установлен для данной территориальной зоны и для осуществления которого истец приобретал земельный участок по договору купли-продажи. Как установлено материалам дела, на спорном земельном участке расположен жилой дом, доказательств того, что данному объекту присвоен статус нежилого помещения - магазина, что бы отвечало условно - разрешенному виду использования земельного участка, материалы дела не содержат. В связи с этим судебная коллегия критически относится к доводам апелляционной жалобы о том, что подобного рода результаты слушаний и принятое постановление органа местного самоуправления нарушает её права и законные интересы как собственника земельного участка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, на которые ссылался административный истец при рассмотрении дела судом первой инстанции в обоснование своих требований, основанием к отмене решения быть не могут, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат оснований для отмены или изменения по существу правильного решения суда в апелляционном порядке.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда города Перми от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воробьевой Л.А. без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.