Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Идрисовой А.В. и Мартыновой Н.Н.
при секретаре Искужиной Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 января 2017 г., по иску Асраровой Н.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., объяснения представителя Асраровой Н.М. - Зиамбетовой А.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Асрарова Н.М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города), Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО Администрации города) о возложении обязанности подготовить и направить истцу в месячный срок проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 1500 +/-14 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, д. адрес, по цене в размере N ... коп.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец Асрарова Н.М. является собственником жилого дома по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Калининский район, д. Самохваловка, адрес, который расположен на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером N ... , площадью 1500 +/-14 кв.м. Земельным участком истец пользуется на основании договора аренды N 1536-08 от 29 августа 2008 г.
Асрарова Н.М. обратилась с заявлением в адрес Администрации города о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмом УЗИО Администрации города отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, так как он расположен в границах красных линий, зарезервирован для муниципальных нужд, на основании п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 января 2017 г. постановлено:
исковые требования Асраровой НМ к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и в месячный срок направить Асраровой НМ проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1 500 +/-14 кв.м. с кадастровым номером N ... , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: адрес, по цене в размере N ...
В апелляционной жалобе Администрация города ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Асрарова Н.М., представители ответчиков Администрации города, УЗИО Администрации города в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Асрарова Н.М. является собственником жилого дома площадью 38,5 кв.м, инв. N 355776, по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Калининский район, д. Самохваловка, адрес, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 2 октября 2012 г. сделана запись регистрации (л.д. 6).
Испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет 7 июля 2008 г. Как видно из кадастрового паспорта от 12 октября 2016 г. N 02/16/1-717810, земельный участок с кадастровым номером N ... имеет площадь 1500 +/-14 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, находится по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Калининский район, д. Самохваловка, адрес (л.д. 8-9).
29 августа 2008 г. между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Асраровой Н.М. заключен договор аренды земельного участка N 1536-08, по условиям которого Асраровой Н.М. предоставлен земельный участок с кадастровым номером N ... , площадью 1500 кв.м, по вышеуказанному адресу, на срок с 11 апреля 2008 г. по 11 апреля 2018 г.
С целью предоставления указанного земельного участка в собственность за плату истец обратилась с заявлением в Администрацию города. Письмом УЗИО Администрации города N А-18072 от 24 ноября 2016 г. Асраровой Н.М. указано, что земельный участок с кадастровым номером N ... находится в границах красных линий. На основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" названный земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп.13 п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отнесен к землям, ограниченным в обороте (л.д. 19-20).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что жилой дом, принадлежащий на праве собственности истцу, расположен в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N ... ; каких-либо доказательств, что спорный земельный участок в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами не может находиться в частной собственности, в материалах дела не имеется и ответчиками они не представлены.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случаях, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19).
В соответствии с п. 12 ст. 85 того же Кодекса, п. 8 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) не подлежат приватизации.
На основании п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Исходя из п. 11 той же статьи существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
В соответствии с Проектом планировки территории микрорайона Елкибаево - Федоровка - Самохваловка в Калининском районе городского округа город Уфа Республика Башкортостан, утвержденным постановлением главы Администрации города N 7445 от 16 декабря 2008 г., в составе которого утвержден чертеж планировки указанной территории (красные линии, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры), часть испрашиваемого земельного участка находится в красных линиях и является территорией общего пользования.
В силу ст.ст. 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории, в ходе которой могут разрабатываться проекты планировки территории и проекты межевания территории, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
При таких обстоятельствах в соответствии с приведенными выше положениями земельного и градостроительного законодательства суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу о возможности предоставления в собственность истцу испрашиваемого земельного участка, частично находящегося на территории общего пользования.
Вместе с тем, по смыслу ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Суд первой инстанции не проверил правомерность отказа УЗИО Администрации города с точки зрения положений п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и не исследовал вопрос о том, имелись ли утвержденные по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования и (или) документация по планировке территории, в соответствии с которыми испрашиваемый участок предназначен (не предназначен) для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, а лишь ограничились констатацией того, что спорный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте и не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, со ссылкой на отсутствие в кадастровом паспорте земельного участка, в сведениях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записей об ограничении прав на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно чч. 3, 4 и 9 ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
Спорный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа. В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что в соответствии с решением Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 г. N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером N ... частично зарезервирован для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур (л.д. 30). В подтверждении чего также представлены выкопировка к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о резервировании земель в границах городского округа г.Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд, а также схема градостроительного зонирования (л.д. 31-32).
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 г. N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" утверждена схема размещения резервируемых земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определен перечень кадастровых номеров земельных участков, в том числе и испрашиваемый земельный участок, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Названное решение является общедоступным нормативным правовым актом и надлежащим документом территориального планирования.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 января 2017 г. При принятии нового решения судебная коллегия учитывает вышеизложенное и приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Асраровой Н.М.
Руководствуясь ст.ст. 198, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 января 2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Асраровой НМ к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 1500 кв.м, по цене N ... коп. - отказать.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Бикчурина О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.