Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Субхангулова А.Н. и Фахретдиновой Р.Ф.,
при секретаре И.,,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, Нефтекамскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации внесения изменений по делу правоустанавливающих документов, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав и свобод отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Субхангулова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, Нефтекамскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации внесения изменений по делу правоустанавливающих документов, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав и свобод.
В обоснование иска указал, что дата административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес с заявлением о внесении изменений в ЕГРП вида разрешенного использования земельного участка и выдаче повторного свидетельства на объект недвижимого имущества - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство, общая площадь 1307 кв.м, расположенный по адресу: РБ, адрес. Основанием для обращения явилось изменение в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка с "садоводство" на "отдельно стоящие жилые дома на одну семью". дата им было получено сообщение Росреестра от дата N ... , в котором ему было отказано в удовлетворении заявления по следующим причинам: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. С отказом Росреестра не согласен, считает его несоответствующему действующему законодательству и нарушающему его законные права и интересы, как собственника земельного участка. В настоящее время, из-за расхождения в документах на землю, он не имеет возможности оформить право собственности на построенный дом на данном земельном участке. В соответствии с договором дарения от дата, им был приобретен земельный участок из земель населенных пунктов, предоставленный для садоводства, общей площадью 1307 кв.м, на котором в марте 2016 года им был построен жилой дом. Постановлением главы администрации ГО адрес от дата N ... жилому дому был присвоен почтовый адрес: адрес. В апреле 2016 года он обратился в администрацию ГО адрес с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "садоводство" на "ИЖС". Поскольку Правилами землепользования и застройки в ГО адрес не был предусмотрен такой вид разрешенного использования как "ИЖС", он получил разрешение на вид разрешенного использования "отдельно стоящие жилые дома на одну семью". На основании его заявления и выписки из градостроительного регламента от дата N ... , выданной администрацией ГО адрес в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения сведений о виде разрешенного использования земельного участка с "садоводство" на "отдельно стоящие жилые дома на одну семью" и выдана кадастровая выписка о земельном участке. Согласно Письму Минэкономразвития РФ от дата N N ... случае внесения изменения в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка, такие сведения подлежат внесению в ЕГРП без заявления правообладателя соответствующего земельного участка. Однако, Росреестр, в нарушение указанной нормы, отказал ему в государственной регистрации изменений, ссылаясь при этом на ПЗЗ, утвержденные Решением Совета ГО адрес от дата, с изменениями и дополнениями от дата N ... Жилой дом введен в эксплуатацию в марте 2016 г., т.е. до внесения соответствующих изменений в части градостроительных регламентов. Разрешение на строительство жилого дома на данном земельном участке было получено дата.
Просил признать незаконными действия по отказу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в государственной регистрации внесения изменений по делу правоустанавливающих документов N ... ; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод.
Судом постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, удовлетворив административные исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы приводит то, что выписка из градостроительного регламента N ... от дата, была предоставлена административному истцу Управлением архитектуры и градостроительства ГО адрес, ввиду этого, признавать ее несоответствующей Правилам землепользования и застройки ГО адрес у суда не было оснований; жилой дом введен в эксплуатацию в марте 2016 года, т.е. до внесения изменений в части градостроительных регламентов; сведения об объекте недвижимости, внесенные в Государственный кадастр недвижимости, подлежат включению в ЕГРП.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца ФИО1, его представителя ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, дата ФИО5 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес с заявлением о государственной регистрации внесения изменения в объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: РБ, адрес, с разрешенного использования "садоводство" на "отдельно стоящие жилые дома на одну семью". В качестве документа-основания на внесение изменений в разрешенное использование земельного участка им была представлена Выписка из градостроительного регламента от дата исх. N ...
На момент сдачи документов ( дата) по адрес уже действовали Правила пользования и застройки ГО адрес РБ, утвержденные Решением Совета ГО адрес РБ от дата N ... , с изменениями и дополнениями от дата N ... , согласно которым, вышеуказанный земельный участок относится к территориальной зоне "Ж-6.1" - для застройки многоквартирными секционными жилыми домами от 5-ти этажей с элементами культурно-бытового обслуживания (первая очередь освоения).
В связи с этим, в адрес Управления архитектуры и градостроительства ГО адрес РБ направлен запрос о принадлежности земельного участка с кадастровым номером N ... к территориальной зоне.
Согласно поступившему ответу Управления архитектуры и градостроительства ГО адрес РБ, земельный участок с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: РБ, адрес, относится к территориальной зоне "Ж-6.1" - зоне застройки многоквартирными секционными жилыми домами от 2-х до 5-ти этажей с элементами культурно-бытового обслуживания (первая очередь освоения), согласно Правилам землепользования и застройки городского округа адрес РБ раздела III, гл.18, п. 18.1, утвержденным Решением Совета ГО адрес РБ от дата N ...
дата сообщением Росреестра N ... , в государственной регистрации внесения изменения по делу правоустанавливающих документов N ... , ФИО1 было отказано в удовлетворении заявления по следующим причинам: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному дата, собственником земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: РБ, адрес, является ФИО1, на основании договора дарения земельного участка от дата N б/н. Обременений права не имеется. Иных лиц, оспаривающих права на вышеуказанный земельный участок, не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленный административным истцом документ (выписка из градостроительного регламента), не соответствует вышеуказанным нормам. Внесение изменения на вид разрешенного использования "отдельно стоящие жилые дома на одну семью" невозможно, поскольку не предусмотрено Правилами землепользования и застройки ГО адрес РБ; что касается примечания к ст. 19.1 ПЗЗ, на которое ссылается истец, то в настоящем случае данная норма касается предельных (минимальных) и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а не вида разрешенного использования.
Также суд в своем решении указал, что изменения, внесенные в разрешенное использование в Государственный кадастр недвижимости, на основании вышеуказанной выписки, предоставленной в соответствии с утвержденным решением Совета ГО адрес от дата N ... , действующим в 2009 году, являются неверными, поскольку на момент такого изменения уже действовали новые Правила землепользования и застройки ГО адрес РБ, утвержденные Решением Совета ГО адрес от дата N ... , с изменениями и дополнениями от дата N ...
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о том оснований для признания незаконным и отмены решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не имеется, поскольку представленная ФИО1 выписка из градостроительного регламента от дата исх. N ... , не соответствует вышеуказанным нормам, внесение изменения на вид разрешенного использования "отдельно стоящие жилые дома на одну семью" невозможно, поскольку не предусмотрено Правилами землепользования и застройки ГО адрес РБ.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они являются правильными и основанными на фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в примечании к ст. 19.1 Правил землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан указано, что градостроительные регламенты, установленные настоящей таблицей, не распространяются на земельные участки введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства, или получивших разрешения на строительство или реконструкцию до утверждения настоящих Правил, а также до внесения соответствующих изменений в части градостроительных регламентов, не является основанием для удовлетворения иска.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельных участков отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
В настоящее время земельный участок истца относится к территориальной зоне "Ж-6.1" - для застройки многоквартирными секционными жилыми домами от 5-ти этажей с элементами культурно-бытового обслуживания (первая очередь освоения). Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
Частью 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В частности, статья 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделяет представительные органы местного самоуправления (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Истец ФИО1 не предоставил доказательств, что его земельный участок был изменен органом муниципального образования с "садоводства" на "отдельно стоящие жилые дома на одну семью".
Судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку изменение вида использования рассматриваемого земельного участка относится к компетенции органов местного самоуправления, а Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес не наделен полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельных участков, то суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Н. Субхангулов
Р.Ф. Фахретдинова
Справка: судья Рахматуллина З.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.